Найти тему
ActaCinema

«Расёмон»: попытка поверить в человечество

Революционный фильм Акиры Куросавы, изменивший структуру повествования в мировом кино.

Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=150001
Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=150001

Японские фильмы по праву относятся к мировому кино. Высокая культура Японии с ее многочисленными вероучениями позволяют не только выстраивать интересный сюжет, но и показывать многогранные, непохожие друг на друга личности. Так получилось и в «Расёмоне», где под разрушенными воротами Расёмон встречаются дровосек, монах и крестьянин, обсуждающие детали жуткого преступления – разбойник в лесу изнасиловал женщину и убил ее мужа.

По ходу сюжета, зрителям демонстрируется точка зрения каждого свидетеля преступления. Куросава производит рывок в кинематографе, где версии героев превращаются в отдельные четыре мини-фильма. Этот же прием не так давно использовал Ридли Скотт в «Последней дуэли». Такая задумка позволяет повысить уровень драматургии и триллира, и это не говоря о главном – увидеть, что здесь нет отрицательных и положительных героев. Противоречивость героев также легко объясняется синтоизмом – одним из главных вероучений Японии. Данная религия не разделяет божеств на добрых или плохих. В понимании синтоизма все боги могут принести верующему пользу при правильных обрядах.

Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=49282295
Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=49282295

По мнению Куросавы – эти обряды, представляют собой то, как ведет себя человек, и какие поступки совершает. Мир захлебнулся во лжи, корысти и злости, а разрушенные ворота в кадре не что иное, как метафора смерти человеческой души, нации – самого Бога. Вот и наши герои – обычные лжецы, пытающиеся обелить себя с помощью ложных показаний. Лишь один только монах остается честным перед судом Божьим (в процессе показаний мы видим только ответы свидетелей, но не самого судью), четко соблюдая универсалии конфуцианства – еще одним религиозным учением в Японии.

Вообще, Бог в фильме постоянный спутник непутевых героев. Куросава подчеркивает близость всевышнего через проникновения солнечного света сквозь заросшие заросли леса, с помощью постоянных взглядов героев на небо, ну и конечно таинственным финалом, который как бы с небес предоставляет шанс человеческому началу.

Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=149992
Кадр из фильма «Расёмон»: https://ru.kinorium.com/40649/gallery/?photo=149992

Но есть в «Расёмоне» и небожественный контекст – человеческие отношения и стихийные вызовы, с которыми приходится встретиться всем людям, с разной точкой зрения и трактовкой истины. Куросава говорит, что как бы не складывались события, сколько бы мы не искали ответы на волнующие нас вопросы – все это блекнет по сравнению к нашим поступкам, как правильных, так и не правильных.

Вот здесь мы подходим к главному. Выбирать определенною точку зрения в фильме необязательно. Также как и спешить ругать героев или вставать на чью-то сторону. Куросава толкует не об индивидуальной точке зрения на мир, не пытается донести истину, а говорит о человеческой погрешимости, бесчестности и эгоизме, который порождает повсеместную ненависть и разруху.

Куросава надеется, что человечество, несмотря на все строи, режимы и идеологии сможет найти место для общего взаимопонимания, сменить все негативные статусы, как это делает в конце фильма дровосек, приютивший брошенного ребенка, и заново построить эти ворота, которые будут стоять на добродетели.