Дорогие друзья, стремление и любовь людей к путешествиям неистребимо, а в безграничном мире туризма ежедневно происходят интересные события и мы о них, по возможности, рассказываем и исследуем. Присоединяйтесь!
Специалисты в сфере туризма выделяют множество видов туризма, которые развиваются разными темпами. Один из таких видов, гастрономический туризм, в последние десятилетия приобрел высокую популярность среди туристов и в нашей стране и за рубежом, что и привело к необходимости разработки российской стратегии развития гастротуризма. В Ростуризме была создана рабочая группа из 30 человек, которая в течение года создавала такую концепцию и вскоре она будет представлена туристической общественности. Что же появится в российском туризме в этой сфере на правовом уровне?
Прежде всего, рабочая группа основывалась на исследованиях как международных, так и российских. По данным Всемирной туристической организации, примерно 30% туристов выбирают направление своего путешествия, основываясь на возможности попробовать местную, оригинальную кухню. Кроме того, также около 30% своего бюджета туристы тратят именно на питание, а участники гастрономических туров еще больше, примерно на 24 % больше, чем обычные туристы. А это означает повышенную доходность для регионов, где принимают гастрономических туристов.
Что касается России, то здесь спрос на гастрономические туры постоянно растет, примерно на 17% в год, что практически в два раза больше, чем обычный внутренний туризм. Особое внимание русские туристы обращают на аутентичность предлагаемых блюд, способы их подачи и уровень сервиса. Все это заставляет обращать более пристальное внимание на развитие гастрономического туризма.
Как считает член комитета РСТ по гастрономическому туризму, территориальный маркетолог Елена Ищенко:
«В контексте экономики впечатлений значимость гастрономии выросла за последние 5-6 лет многократно. Она становится ядром туристического опыта, средством проникновения в историю и культуру региона, получения ярких эмоций».
Поэтому в подготовленной стратегии развития гастрономического туризма даны определения гастрономического тура, гастрономического фестиваля и многие другие, позволяющие внести ясность в процессы формирования гастрономических туров и их реализацию.
Под гастрономическими туризмом авторы предлагают понимать интегральный вид туризма, для которого характерно взаимодействие туриста с культурой региона через знакомство с кухней, этногастрономическими традициями, локальными продуктами и напитками. Также предлагается выделить «чистые» гастротуры и комплексные турпродукты. В первом случае тематическое ядро тура – программа, предполагающая получение специального гастрономического опыта. Считается, что такие путешествия будут интересны искушенной аудитории. Комплексные турпродукты имеют в своем составе отдельные гастрономические компоненты и подойдут массовому туристу.
Одной из разновидностей гастротуризма является винный туризм и ему в концепции уделено особое внимание, поскольку его развитие в последнее время растет впечатляющими темпами. Об этом виде гастротуризма мы писали здесь:
Винный туризм недешевое удовольствие и привлекает туристов с высокой покупательной способностью, что позволяет создавать точки притяжения для туристов в сельских местностях и перераспределять туристические потоки более равномерно.
Руководитель рабочей группы, председатель комитета РСТ по гастротуризму, президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман считает:
«Юридически у нас в стране не существует ни винного туризма, ни гастрономического. В понимании Всемирной туристской организации винный туризм – часть гастрономического туризма. Поэтому говорить об этих направлениях нужно в комплексе. Прежде, чем что-то развивать, нужно это узаконить. Более того, необходимо разработать критерии качества. У России по сути есть все возможности, чтобы применять международный опыт развития гастротуризма. Мы можем полностью рассчитывать на опыт и содействие Всемирной организации винного туризма. Интерес у путешественников есть, другое дело, какой сервис получают эти люди. И здесь вопросов очень много».
А проблемы в этой сфере с квалификацией и подготовкой сотрудников, несомненные. У нас в стране вообще не готовят специалистов по гастротуризму и нет никаких сертификационных мероприятий и организаций. По мнению Гелибтермана, в лучшем случае, с туристами работают люди, которые разбираются в вине. В худшем – случайные люди.
«Безусловно, в винодельне должен быть дегустационный зал и персонал. Должна быть возможность покормить гостей и предоставить размещение. Не стоит забывать, что власти регионов тоже должны активно вовлекаться в решение инфраструктурных вопросов. Им нужно ставить задачи. Поэтому сообщество гастрономического и винного туризма будет формироваться, обрастать своими лоббистами, делать предложения региональным и федеральным туроператорам»,
– продолжает эксперт.
По мнению создателей концепции, она поможет выработать стандарты качества при разработке гастрономических туров, проводить подготовку профессионалов в этой сфере и сертифицировать предлагаемые услуги. Кроме того, на ее основе можно будет разработать единую модель продвижения гастрономических туров, под которую можно будет турбизнесу получать государственную поддержку в виде грантов, а также разрабатывать региональные гастрономические бренды.
Уже скоро эта концепция войдет в стадию согласования и. если все пройдет хорошо, вступит в действие уже с этого года и продолжится до 2025 г. В реализации проекта развития гастрономического туризма будут участвовать 14 министерств и ведомств, что достаточно сложно. Но если все будет в порядки и заинтересантов будет тоже много и гастрономический туризм получит ощутимый толчок для своего развития.
В завершении, хотелось бы обратить ваше внимание на интересные материалы на канале Велосипедные истории
Спасибо за внимание
Понравилось – лайк.
ОЧЕНЬ понравилось – подписка.