Найти в Дзене

Стратегия развития гастрономического туризма

Дорогие друзья, стремление и любовь людей к путешествиям неистребимо, а в безграничном мире туризма ежедневно происходят интересные события и мы о них, по возможности, рассказываем и исследуем. Присоединяйтесь!

Специалисты в сфере туризма выделяют множество видов туризма, которые развиваются разными темпами. Один из таких видов, гастрономический туризм, в последние десятилетия приобрел высокую популярность среди туристов и в нашей стране и за рубежом, что и привело к необходимости разработки российской стратегии развития гастротуризма. В Ростуризме была создана рабочая группа из 30 человек, которая в течение года создавала такую концепцию и вскоре она будет представлена туристической общественности. Что же появится в российском туризме в этой сфере на правовом уровне?

Прежде всего, рабочая группа основывалась на исследованиях как международных, так и российских. По данным Всемирной туристической организации, примерно 30% туристов выбирают направление своего путешествия, основываясь на возможности попробовать местную, оригинальную кухню. Кроме того, также около 30% своего бюджета туристы тратят именно на питание, а участники гастрономических туров еще больше, примерно на 24 % больше, чем обычные туристы. А это означает повышенную доходность для регионов, где принимают гастрономических туристов.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Что касается России, то здесь спрос на гастрономические туры постоянно растет, примерно на 17% в год, что практически в два раза больше, чем обычный внутренний туризм. Особое внимание русские туристы обращают на аутентичность предлагаемых блюд, способы их подачи и уровень сервиса. Все это заставляет обращать более пристальное внимание на развитие гастрономического туризма.

Как считает член комитета РСТ по гастрономическому туризму, территориальный маркетолог Елена Ищенко:

«В контексте экономики впечатлений значимость гастрономии выросла за последние 5-6 лет многократно. Она становится ядром туристического опыта, средством проникновения в историю и культуру региона, получения ярких эмоций».

Поэтому в подготовленной стратегии развития гастрономического туризма даны определения гастрономического тура, гастрономического фестиваля и многие другие, позволяющие внести ясность в процессы формирования гастрономических туров и их реализацию.

Под гастрономическими туризмом авторы предлагают понимать интегральный вид туризма, для которого характерно взаимодействие туриста с культурой региона через знакомство с кухней, этногастрономическими традициями, локальными продуктами и напитками. Также предлагается выделить «чистые» гастротуры и комплексные турпродукты. В первом случае тематическое ядро тура – программа, предполагающая получение специального гастрономического опыта. Считается, что такие путешествия будут интересны искушенной аудитории. Комплексные турпродукты имеют в своем составе отдельные гастрономические компоненты и подойдут массовому туристу.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Одной из разновидностей гастротуризма является винный туризм и ему в концепции уделено особое внимание, поскольку его развитие в последнее время растет впечатляющими темпами. Об этом виде гастротуризма мы писали здесь:

Винный туризм недешевое удовольствие и привлекает туристов с высокой покупательной способностью, что позволяет создавать точки притяжения для туристов в сельских местностях и перераспределять туристические потоки более равномерно.

Руководитель рабочей группы, председатель комитета РСТ по гастротуризму, президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман считает:

«Юридически у нас в стране не существует ни винного туризма, ни гастрономического. В понимании Всемирной туристской организации винный туризм – часть гастрономического туризма. Поэтому говорить об этих направлениях нужно в комплексе. Прежде, чем что-то развивать, нужно это узаконить. Более того, необходимо разработать критерии качества. У России по сути есть все возможности, чтобы применять международный опыт развития гастротуризма. Мы можем полностью рассчитывать на опыт и содействие Всемирной организации винного туризма. Интерес у путешественников есть, другое дело, какой сервис получают эти люди. И здесь вопросов очень много».

А проблемы в этой сфере с квалификацией и подготовкой сотрудников, несомненные. У нас в стране вообще не готовят специалистов по гастротуризму и нет никаких сертификационных мероприятий и организаций. По мнению Гелибтермана, в лучшем случае, с туристами работают люди, которые разбираются в вине. В худшем – случайные люди.

«Безусловно, в винодельне должен быть дегустационный зал и персонал. Должна быть возможность покормить гостей и предоставить размещение. Не стоит забывать, что власти регионов тоже должны активно вовлекаться в решение инфраструктурных вопросов. Им нужно ставить задачи. Поэтому сообщество гастрономического и винного туризма будет формироваться, обрастать своими лоббистами, делать предложения региональным и федеральным туроператорам»,

– продолжает эксперт.

По мнению создателей концепции, она поможет выработать стандарты качества при разработке гастрономических туров, проводить подготовку профессионалов в этой сфере и сертифицировать предлагаемые услуги. Кроме того, на ее основе можно будет разработать единую модель продвижения гастрономических туров, под которую можно будет турбизнесу получать государственную поддержку в виде грантов, а также разрабатывать региональные гастрономические бренды.

Уже скоро эта концепция войдет в стадию согласования и. если все пройдет хорошо, вступит в действие уже с этого года и продолжится до 2025 г. В реализации проекта развития гастрономического туризма будут участвовать 14 министерств и ведомств, что достаточно сложно. Но если все будет в порядки и заинтересантов будет тоже много и гастрономический туризм получит ощутимый толчок для своего развития.

В завершении, хотелось бы обратить ваше внимание на интересные материалы на канале Велосипедные истории

Спасибо за внимание

Понравилось – лайк.

ОЧЕНЬ понравилось – подписка.