В книжном магазине светло и пахнет бумагой. Тихо, как в библиотеке, лишь изредка тишина прерывается смехом девчонок, читающих какой-то бульварный роман. От этого останавливаешься, вслушиваешься: главная героиня... светлые волосы... голубые глаза.. идеальная фигура... боязлива, скромна... А он. Бандит, хулиган, непонятно в чем опасный малый, влюбляющий каждую вторую. Но ждет только ее, особенную, не такую, как все, - то ли с серостью необыкновенной, то ли с третьим глазом на заднице.
Теперь же подходишь к стенду, выбираешь книгу, и замечаешь ее - яркую наклейку на заводской пленке, с каким-то внеочередным кричащим обещанием покупателю. Сразу понимаешь, что именно привлекло девчонок.
Исключительно из интереса рассматриваешь стоящее рядом. Авторы разные, названия рядом не стоят, но видишь те же наклейки.
Снова рассказ о идеальной скромнице без малейшего изъяна, единственной для гения, успешного и красивого мужчины.
Ничего нового.
Интерес берет верх, заставляет вытащить еще.
Что-то меняется? Дружно качнем головой, будто бы мы собачки на подвеске в машине.
А где новое?
Почему истории похожи, как две дождевые капли?
Листья одного литературного дерева.
Одни большие и вырастают стремительно, при этом другие - мелкие, гонимые ветром, сами не знающие зачем они здесь.
В итоге все существуют вместе, разрастаются пятном. паразитируют друг на друге.
Вспомним английского журналиста и писателя Кристофера Букера, выпустившего в 2004 книгу об основных сюжетах. Он считает: за всю историю художественного жанра существовало семь вариаций происходящего в фабуле. Авторы просто выбирали один и раскрывали его в уникальной манере. Поэтому, читая очередной "бестселлер" чувствуешь, что сам ход истории знаком, а финал предсказуем.
Любимейшее клише - "Из грязи в князи или Золушка" - стандартная история об Анастейше из "50 оттенков" или о Лауре из "365 дней".
Но сюжет может стать интересным, а точнее приятным с помощью персонажей!
Простая истина, а доказательство ей классика - "Отцы и дети" Тургенева, "Герой нашего времени" Лермонтова.
По Букеру романы типажно одинаковые, системы же персонажей настолько противоположны, что не допускают сравнения.
Разве история амбициозного и не думающего о последствиях Печорина может быть сопоставима с судьбой нигилиста Базарова? Что же дает современная проза?
Далеко не пойдем.
Анастейша и Лаура.
На процентов так 75 они абсолютно одинаковы, если не больше.
И вот он феномен литературного дождя, дерева, чего угодно!
Литература превращается из ливня, зависшего необъятной стеной, в легкую грибную морось. Современные произведения стоят на несколько ступеней ниже классики, прыгнуть выше головы они уже вряд ли смогут. Даже не пытайтесь сравнить "Мятную сказку" с "Капитанской дочкой".
Но при этом задумки-то похожи...
Авторы же хотели показать наполненную трагизмом историю любви.
Прошло несколько столетий, есть бескрайнее поле творчества. По нему можно брести, выкапывая траншею истории и успеха, но кто-то остается на поверхности, редко и метко выставляя что-то качественное, меняющее самоощущение, открывающее новое.
В то время как другие топчутся на месте, даже скорее пляшут в яме, яме графомании - отсутствия творческого полета, необычности.
Зачем тогда читать заведомо индентичные книги?
Ответ прост.
В литературе давно понизилась планка (это, кстати, объясняет, почему полки переполнены проходными книгами), классику читать не хочется - интересует что-то свежее. Но в этой новизне, именуемой "сегодняшний бестселлер", к сожалению, практически нет ничего, что сможет стать ливнем с грозой, уничтожающим душевную засуху. Поэтому возвращение к прежним ценностям (времен Золотого или Серебряного века) практически невозможно.
#Книги #культура #стиль #книжныеотзывы #книжныйблог