Найти тему
MILITAN

Как китайцы использовали советский Ту-4 против разведывательных самолетов ЦРУ

Оглавление

В 1949 году ЦРУ договаривается с националистическим китайским правительством Тайваня для проведения тайных воздушных операций над материковым Китаем. Сюда входили заброски агентов, сбор различных сигналов, изображений и пропаганды путем сбрасывания антикоммунистических листовок.

Ту-4 ВВС НОАК
Ту-4 ВВС НОАК

С этой целью была создана 34-я эскадрилья Black Cat, состоящая из тайваньских летчиков на американских самолетах. Однако войска ПВО Китая решительно и довольно изобретательно отреагировали на непрошеных гостей.

В середине 1959 года Советский Союз расторг соглашение об обороне с Китайской Народной Республикой и прекратил любое сотрудничество. Ну китайцы не растерялись и принялись массово копировать советское оружие и военную технику, которую у них имелось.

В КНР попытались разработать уникальные методы перехвата тайваньских самолетов-разведчиков.

В 1958 году ВВС НОАК решили переоборудовать три имеющихся у них советских бомбардировщика Ту-2 во всепогодные перехватчики. Главным козырем этих самолетов должны были стать РЛС РП-5 "Изумруд-5", снятые с истребителей МиГ-17ПФ (СП-8).

Фронтовой бомбардировщик времен Второй мировой войны, имел 14-цилиндровый двухрядный двигатель по типу "звезда" и в свое время был довольно быстрым, максимальная скорость составляла 520 км/час. Китай располагал не менее 240 самолетами, которые были ему подарены Советским Союзом.

Дальность полета Ту-2 почти 2000 километров и в ВВС НОАК полагали, что самолет сможет задерживаться в патрулируемых районах, намного дольше, чем МиГ-17. Обычно МиГи успевали сделать только пару атакующих заходов, прежде чем у них заканчивалось топливо и они возвращались на базу.

Скорость Ту-2 была ближе к скорости медленнолетящих Boeing B-17 Flying Fortress и Lockheed P-2 Neptune, на которых летали тайваньцы, что давло больше шансов на успешную атаку.

В носу Ту-2 был установлен радар РП-5 и две 23-мм пушки в крыльях. На место штурмана посадили второго летчика, который следил за радаром, а во время перехвата управлял самолетом. Радист остался на своем месте, а штурман переместился на место второго стрелка.

Девять экипажей из 25-й бомбардировочной эскадрильи с авиабазы Линтонг в провинции Шэньси завершили обучение на модифицированных Ту-2 уже к середине 1959 года.

Ту-2 ВВС НОАК
Ту-2 ВВС НОАК

Однако план использования трех специально переоборудованных бомбардировщиков Ту-2 не сработал.

В начале 1960 года была предложена другая схема. Планировалось использовать более крупный бомбардировщик Ту-4, которые в 1952 году были переданы Китаю в качестве личного подарка от Сталина Мао. Они служили в 4-м полку на авиабазе Шицзячжуан, находящаяся на юго-западе от Пекина, в провинции Хэбэй. Скорость Ту-4 соответствовала скорости американского P-2 Neptune. При максимальной длительности полета более шести часов, он мог долго следовать за нарушителем.

Командующий ВВС НОАК Лю Ялоу согласился на экспериментальную конверсию. Основной поисковый радар бомбардировщика был преобразован в целую систему для воздушного перехвата. Антенну переместили с брюха на носовой обтекатель и верхнюю часть фюзеляжа, на место орудийной башни.

Был добавлен инфракрасный прицел с дальностью действия до трех километров, который позволял визуально отслеживать цели. Бомбоотсек Ту-4 был переоборудован в командный пункт с монитором радара и местами для командира перехвата, двух штурманов и двух картографов. После месяца испытательных полетов на авиабазе Укун в провинции Шэньси концепцию согласовали и еще три бомбардировщика Ту-4 были переоборудованы для новой роли перехватчика.

Первая попытка перехвата была предпринята в ночь на 1 марта 1960 года.

Самолет P-2 Neptune вылетел в направлении китайской провинции Цзянсу и почти сразу же столкнулся с истребителем МиГ-17. Позже к погоне присоединился модифицированный Ту-4, который следовал за ними на протяжении многих километров, следуя через провинции Хэнань и Аньхой, но не смог атаковать.

Экипаж P-2 выполнил задание и сбросил 900 пропагандистских листовок. За время полета было зафиксировано порядка 200 сигналов от китайских радаров и 13 вылетов с аэродромов. К сожалению, это вся доступная информация о боевом применении импровизированного самолета-перехватчика Ту-4, которую нам удалось найти.

Но на этом разработки самолетов ДРЛО не остановятся, как и китайская история Ту-4. В 1969 году будет разработан первый самолет дальнего обнаружения на основе его планера, который получит название KJ-1, или проект KJ-1. Однако самолет не сможет соответствовать требованиям ВВС НОАК, из-за создаваемых им помех. Единственный прототип KJ-1 выставлен в музее ВВС НОАК в Пекине.

KJ-1 в Китайском музее авиации Авторство: Flavio Mucia (AMB Brescia). https://www.flickr.com/photos/ambbrescia/5944266652/, CC BY 2.0
KJ-1 в Китайском музее авиации Авторство: Flavio Mucia (AMB Brescia). https://www.flickr.com/photos/ambbrescia/5944266652/, CC BY 2.0

Хотя и предлагалось дальнейшее развитие самолета, в 1979 году проект закрыли. Планер сочли устаревшим и исключили платформу Ту-4 для будущих разработок. Однако самолет числился в составе ВВС НОАК до 1991 года, тогда их насчитывалось не менее 15 единиц.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!