Всем привет! У нас очередной экстра-выпуск, и я хочу предаться ностальгии. Поговорить о песнях горячо любимый мною группы «Ария».
«Арию» я слушаю давно. Был период когда я знал не только всех песни наизусть, но и легко мог назвать порядок треков на каждом альбоме, состав музыкантов и кучу дополнительно информация по каждой записи. Я как и все переживал 20 лет назад, когда из «Арии» ушел Кипелов.
Я слушал новый альбом с Артуром Беркутом и не мог решить, та же это Ария, или уже совсем другая. Хотя качество шоу с новым вокалистом стало намного выше. Потом оказалось, что и Беркут из «Арии» ушел, со скандалом. Опять музыканты, которые годятся мне в отцы, ведут себя как обиженные дети, и не могут поделить репертуар. Нового вокалиста, Михаила Житнякова, я видел на презентации первого сингла, и как и многие, поразился, что он поет на любительском уровне. Потом Житняков под чутким руководством Дубинина стал фактически клоном Кипелова. И вообще, он в «Арии» поет уже дольше, чем Беркут! Правда, группа совсем как-то испортилась. Должен признаться, что последний альбом я даже не переслушал ни разу. А ведь вышел он уже четыре года назад! Хотя как уже говорил, первые альбомы знаю наизусть.
Сегодня я хочу поговорить о текстах группы Ария, культурных отсылках и темах. Начать, конечно, нужно с бессменного автора текстов, Маргариты Пушкиной. Можно долго спорить, возможна ли группа «Ария» без Маргариты Пушкиной. С одной стороны, в русском роке тексты всегда были важнее музыки. Начиная с Высоцкого, звук может быть какой угодно, запись на кухне на самодельных инструментах – главное, чтобы текст за душу брал! С другой стороны, «Ария» никогда не была частью рок-клуба, в отличие от той же «Алисы» и «Чайфа» квартирников не давала. С самого начала это был коммерческий, профессиональный проект.
У группы Iron Maiden, которая фактически придумала музыкальный стиль в котором «Ария», тексты песен намного проще и понятнее. Там тоже хватает отсылок к классике или мифологических сюжетов, но в плане качества лирики это далеко не Шекспир. А вот Маргарита Пушкина – весьма талантливая и современная поэтесса, её стихам уместно оказаться в сборниках Серебряного века, с этим неожиданным подбором слов, странными, даже пугающими параллелями и глубокими темами. При этом Пушкина ведь писала не только для «Арии», у нее есть много текстов для группы «Catharsis», тоже самобытный и очень качественный проект. Или можно вспомнить проект Margenta, который объединяет музыкантов из разных групп, тоже на стихи Пушкиной. Есть целый концептуальный альбом, посвященный фанатичного проповеднику Савонароле, а есть – альбом по миру Гарри Поттера. Такой вот разброс интересов.
Вообще при подготовке к этому выпуску я перечитал две книги про группу «Ария». Это «Ария - легенда о динозавре» и «Ария Маргариты», написанная самой Пушкиной. Так вот, оказывается, к каждой песни вариантов текста было как минимум три, а в некоторых случаях и до дюжины доходило. Причём в основном это была интеллектуальная игра поэтессы. Процесс написания текста для нового трека «Арии» выглядит так: музыканты приносит мелодию и говорят, что неплохо бы написать на такую тему. Как правило это какой-то яркий образ, позаимствованной о других команд. Например, «Давай про девушку, которая стоит под дождём на дороге, как у Judas Priest!». Маргарита Анатольевна поднимает свой интеллектуальный багаж и выдает текст с кучей отсылок и аллюзий на зороастризм, философию хиппи шестидесятых годов, с цитатой из Карлоса Кастанеды и сентенциям из трудов мистиков начала XX века. По мере работы над текстом что-то меняется, потому что сложно петь, или недостаточно круто, или просто музыкантам не нравится. В итоге из текста пропадают сначала отсылки, потом цитаты. Сам образ, который принесли музыканты, тоже куда-то уходит, и вот у нас итоговый вариант песни «Пытка тишиной».
Анализировать все промежуточные тексты предлагается любителям такого рода литературы. Чрезвычайно интересно. Правда, нужно сделать поправку на то, что Пушкина сама фанат шестидесятых годов, активно используют образы времен революции хиппи и ранее: все вот это увлечение легкими наркотиками, повальный интерес к восточным духовным практикам. Сейчас половину из этого читать уже невозможно. Ну в самом деле, кто сейчас вспомнит книги Пауло Коэльо?
Но я обещал говорить про группу «Ария». Пойдём по хронологии. Год 1985 г., альбом «Мания величия». Первый альбом группы «Ария», первый состав с Аликом Грановским на бас-гитаре. Большинство песен из первого и второго альбома достанутся потом группе «Мастер». Здесь Маргарита Пушкина написала только две песни: «Тореро» и медляк «Без тебя». «Тореро» до сих пор поют на концертах. Здесь и желтый песок, и бой часов, образы из оперы «Кармен», и параллели с «Фиестой» Хемингуэя, и просто хорошая песня про бой с быками.
Все остальные тексты первых двух альбомов написал поэт Александр Елин, и посвящены они, антивоенной тематике. Как-никак, это 1985-86 годы, разгар перестройки.
В 1987 году первый состав распадается на фоне творческих противоречий и конфликтов с продюсером. Уходят музыканты, которые образуют группу «Мастер», взамен приходят Сергей Маврин и Виталий Дубинин. Маргарита Пушкина становится основным и единственным автором песен. Альбом «Герой Асфальта» - это уже та Ария, которую мы помним и любим.
Первая песня, «На службе силы зла», начинается с классической оперной музыки. Кстати, именно эта песня должна была дать название альбому, но издатель, фирма «Мелодия», поменял название на нейтральное «Герой асфальта». Тема песни про службу злу родилась из фразы Владимира Холстинина: «Представь, что человек, который создавал атомную бомбу, будет рассказывать об этом своим внукам, в персональном подземном бункере во время ядерной зимы».
Песня «Мёртвая зона» первоначально была про Египет, главной героиней в ней была девушка-египтолог в пирамиде с мумиями. Даже жалко, что этот вариант не пошёл в работу. Вместо этого у нас остался текст про розенкрейцеров, сад зла и все такое. «1100» написана про летчиков Великой отечественной, по воспоминаниям отца Маргариты Пушкиной. А «Баллада о древнерусском воине» первоначально была про Куликовскую битву, но потом превратилась в иллюстрацию к фильму про Александра Невского.
Альбом «Игра с огнём» записывался в 1989 году. Музыканты разругались со своим продюсером Виктором Векштейном, само название «Ария» осталась за ним. Музыканты готовы были выпустить альбом, назвавшись «Ария-89». Уже через год Векштейн трагически погиб, задохнулся угарным газом в гараже (причём не один), и как-то получилось, что право на название больше никто не оспаривал.
Зато в группу пришел барабанщик Александр Манякин, и сложился тот самый золотой состав, по которому до сих пор вздыхают старые поклонники.
В заглавной песне «Игра с огнём» вступление поразительно похоже на фрагмент «Каприса» Никколо Паганини. Чтобы плагиат стал отсылкой, всю песню решили ему и посвятить. В итоге получился диалог скрипача с дьяволом, которому Паганини то ли продал душу, то ли все-таки не продавал.
Остальные тексты посвящены социальной тематике. «Что вы сделали с вашей мечтой?» о крахе Советского союза («Кто был крысой, стал тигром и львом»), «Раскачаем этот мир» — об уличных битвах рокеров и гопников, «Раб страха» — о революции и тирании. Песня «Бой продолжается» написана под впечатлением от фильма «Рэмбо». А вот «Искушение» написано по мотивам какой-то личной истории, встрече кого-то из музыкантов с очень настойчивой, но не совсем совершеннолетней поклонницей.
Альбом «Кровь за кровь», записанный в 1991 году, ближе всего к «концептуальному». Все тексты посвящены мистике и борьбе добра и зла.
Первый трек, «Прощай, Норфолк!», рассказывает о том, как во время Первой мировой войны британский полк на марше пропал в горах Турции, скрытый таинственным туманом. Саму историю Маргарита Пушкина взяла из газеты «Спид-инфо», которая в то время специализировалась на таких сенсационных текстах.
Песня «Зомби» изначально называлась «Доктор Хэви», и текст припева звучал так: «На фиг! Доктор Хэви за тебя, он за твоей спиной». Но музыканты справедливо рассудили, что фанаты на концертах будут петь совсем не «На фиг», а кое-что погрубее. И так песня превратилась в нестрашный ужастик про ожившего мертвеца, который идет мстить своему убийце.
«Не хочешь — не верь мне» продолжает историю «Героя асфальта», рассказывая об ощущениях погибшего в аварии. Душа отлетает на свет, который зовет к себе, но не хочет окончательной пустоты и высоты.
Красивая и многослойная песня «Кровь за кровь» рассказывает о Понтии Пилате, который должен огласить приговор стоящему перед ним Иисусу. Конечно же, основным источником вдохновения и трактовки образов здесь было не Святое писание, а роман «Мастера и Маргариты» Булгакова, и рок-опера «Иисус Христос суперзвезда». Неплохой повод ознакомится с книгой, если вы ее еще не читали.
В тексте трека «Следуй за мной» тоже появляются образы из Булгакова, сотканный из тьмы всадник, мчащийся по небу. Только в «Мастере и Маргарите» рыцарь Коровьев после перевоплощения был одет в густо-фиолетовое, для песни решили сгустить краски.
Песня «Бесы» в какой-то степени навеяна одноименным романом Достоевского, и отличается необычным музыкальным размером.
Текст песни «Антихрист», по словам Пушкиной, навеян романом Альбера Камю «Падение». Вопрос о том, насколько виновен Иисус в тех злодеяниях, которые предшествовали его рождению, и насколько вообще добро несет ответственность за существование зла. Очень богатая тема для обсуждения, которую не часто услышишь в рок-музыке. Правда, большинство поклонников поняли только ту часть, что «Антихрист – это круто!», на группу «Ария» посыпались обвинения в сатанизме, и спустя какое-то время Валерий Кипелов отказался исполнять песню на концертах. Поводом для отказа от исполнения стали несколько происшествий на концертах во время исполнения песни, такие как замыкание проводки или упавшие декорации.
После альбома «Кровь за кровь» последовал перерыв на четыре года. С 1991 по 1995 годы в стране происходило много другого интересного. Группа «Ария» чуть не распалась, денег на концерты и записи не было. Кипелов пел в рекламе конфет, другие музыканты подрабатывали чуть ли не ночными сторожами на студии. В 1994 Кипелов и Маврин ушли из группы, и на смену им пригласили гитариста Сергея Терентьева и вокалиста Алексея Булгакова, лидера группы «Легион».
Булгаков успел записать несколько демо-версий. И знаете, «Ангельская пыль» в его исполнении звучит не хуже! Потом Кипелов все-таки вернулся, и альбом «Ночь короче дня» после всех перипетий увидел свет.
Тексты песен в нем скачут как от повседневных («Уходи и не возвращайся» про надоедливую подружку) до пафосных и глобальных. «Рабство иллюзий» — это вообще гимн поколения хиппи. Не даром строки из куплета декламировали в русской постановке спектакля «Такие свободные бабочки». Гордость, дух и покой, а за ними ни зла ни добра. Прямо-таки сверхчеловек Ницше, с поправкой на романтику образа.
Песни «Возьми моё сердце» и «Зверь» написаны на одну мелодию, только с разной скоростью. Музыканты не смогли решить, как звучит лучше – как боевик или как медляк, и решили оставить обе версии. В результате получилась самая известная баллада «Арии» про смерть возлюбленной, и ужастик про оборотня средней полосе.
В песне «Ангельская пыль» упоминается героин. Хотя специалисты поясняют, что «волосы ангела» или «прах ангелов» — это поэтические названия «кокаина». Есть даже придуманная кем-то легенда, что пыль с крыльев ангелов стала наркотиком, когда люди отвергли гостей с небес. Но только «кокаин» поется намного хуже, чем «героин», поэтому наркотик в песне заменили.
Заглавный трек «Ночь короче дня» неуловимо перекликается с песней Hallowed be Thy Name группы Iron Maiden. Это монолог приговоренного к смерти, который в своей камере ждет рассвета. Причем можно предположить, что главный герой песни – вампир, поскольку убьет его свет дня. И перед смертью приговоренный отказывается и от исповеди, и от покаяния, как бы замыкая круг песен альбома – начали с Ницше, и им же закончили. «Блаженство рая я оставлю для нищих».
Спустя три года увидел свет альбом «Генератор зла». Он интересен тем, что впервые назван не по песне. На диске нет композиции под названием «Генератор зла». Только в песне «Смотри» есть такая строчка. Песня про атомный фантом, угрожающий жизни на Земле, стала как бы итогом размышлений двух предыдущих альбомов. Конец света не состоялся, Антихрист не пришел – может быть, самое страшное зло в мире – это мы сами?
Песня «Грязь» опять про надоедливую подругу. В клипе, который даже показывали по MTV, использовали нарезку кадров с Биллом Клинтоном и Моникой Левински.
Песня «Обман» написана по мотивам стихотворения Николая Гумилёва. Музыканты просили сделать в тексте прямое указание на Чингис-хана и исторические события, но Пушкина отказалась. Получился трек просто про смерть великого завоевателя.
А в эпичной «Беги за солнцем» нашлось место и для поклонения огню, как у зороастрийцев, и для белого пера в волосах в духе свободных индейцев, и для прямой цитаты из Ницше про того, кто смотри в бездну.
Альбом «Химера» 2001 стал последним альобомом с Валерием Кипеловым. Он тоже полон отличных песен. Именно про создание текстов для этого альбома писала Маргарита Пушкина в своей книге «Ария Маргариты». Оттуда можно узнать, как много версий было у песни «Ворон», изначально она была про апокалипсис. Как много тем было перепробовано для «Горящей стрелы». А стихи баллады «Осколок льда» должны были быть прямым продолжением трека «Улица роз». Там и сейчас остались строки «Я любил и ненавидел», но в первой версии это было прямое продолжение.
Пожалуй, остановлюсь на этом. Это классические альбомы с лучшим составом, которые я слушал много-много раз. Если интересен творческий процесс написания стихов – то советую почитать блог Маргариты Пушкиной, она выкладывает много черновиков и заметок к своим текстам.
А на сегодня все. Спасибо, что слушали! Какая у вас любимая песня? Напишите в комментариях. Услышимся в основных выпусках подкаста!