Найти тему

Петербургскому транспорту не хватает водителей и машинистов

    В «Пассажиравтотрансе» заявили о кадровом голоде. Юлия ПЫХАЛОВА
В «Пассажиравтотрансе» заявили о кадровом голоде. Юлия ПЫХАЛОВА

Почему автобус не успевает за расписанием? Государственным транспортным предприятиям Петербурга не хватает людей. О кадровом голоде в «Пассажиравтотрансе», «Горэлектротрансе» и метрополитене сообщил заместитель главы Комитета по транспорту Олег Матвеев. Дефицит составляет почти четыре тысячи человек - это водители, ремонтники и машинисты. Только в петербургской подземке недокомплект тысяча сотрудников. По словам Матвеева, дефицит произошел из-за снижения пассажиропотока во время пандемии. Проблему решают отчасти переработками, которые ложатся на плечи нынешних сотрудников.

КОММЕРСАНТ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

По словам водителей «Пассажиравтотранса», голый оклад в государственной компании копеечный: без надбавок и премий - в районе прожиточного минимума.

- График четыре через два, смена одиннадцать часов. Но сейчас многие на больничных и в отпусках, поэтому приходится работать пять через один. Это, конечно, тяжело. Обеденное время зависит от маршрута: где-то полчаса, где-то час, - рассказывает водитель Артем. - Если директор автопарка адекватный, можно получать 60-65, максимум 70 тысяч рублей.

Помимо государственных в Петербурге на социальных маршрутах по госконтрактам работают коммерческие перевозчики: «Третий парк», «Вест-Сервис», «Домтрансавто», «Такси». Зарплаты там гораздо выше - в районе 100 тысяч рублей. Вот почему туда стремятся не только безработные водители, но и часть сотрудников «Пассажиравтотранса».

- Там и условия мягче: по камерам не следят, за каждую жалобу не отчитывают и премии не лишают, - отмечает Артем. - А жалобы бывают разные. Иногда пассажирам не нравится, как водители улыбаются и одеваются, и приходится писать объяснительные.

Еще один фактор - подвижной состав, который у государственных перевозчиков отчасти старый. А коммерсанты из-за конкуренции вынуждены обновлять парк.

- Водителям там не приходится принимать наличку, когда пассажир не может расплатиться банковской картой или проездным. У нас же есть план, еще и от дороги отвлекаешься в поисках сдачи, - продолжает Артем. - Мне, например, нужно продавать восемь билетов за смену, а сегодня приобрели только два.

Благодаря транспортной реформе в целом работать стало комфортнее. Однако водители госперевозчика чувствуют несправедливость, когда понимают, что бывшие маршрутчики ездят на новых автобусах и зарабатывают почти в два раза больше.

    Зарплата машиниста составляет от 64 тысяч рублей. Олег ЗОЛОТО
Зарплата машиниста составляет от 64 тысяч рублей. Олег ЗОЛОТО

ПОДЗЕМНАЯ РОМАНТИКА ДЕНЕГ НЕ ПРИНОСИТ

Еще несколько лет назад работать в подземке считалось престижно: людям платили выше среднего по городу. Дефицит кадров обычно образовывался, когда открывались новые станции или депо. Но «Горный институт» ждет нас только через два года, а людей уже не хватает.

«Зарплата машиниста составляет 64 тысячи рублей, после допуска к перевозке пассажиров (через 3-6 месяцев) - от 73 тысяч. График сменный, дополнительный отпуск, бесплатная форма, ДМС, отдых и лечение в санатории, летние лагеря для детей», - обещает вакансия машиниста электропоезда.

По словам депутата парламента Петербурга Алексея Цивилева, методика расчета зарплат в метрополитене устарела.

- Действительно есть нехватка людей - не только машинистов, но и ремонтников и обслуживающего персонала, поэтому действующие сотрудники перерабатывают, - отмечает законотворец. - Люди понимают, что могут переобучиться и зарабатывать на 20-30 тысяч больше.

Цивилев предлагает включить в проект бюджета на 2023-2025 годы дополнительные субсидии городским транспортным предприятиям. Это позволит с января проиндексировать зарплаты на 10 процентов - и машинисты будут получать 103-104 тысячи рублей вместо 95.

Правда, сотрудники метрополитена говорят, что не зарабатывают и столько. Даже после нескольких лет работы, по их словам, зарплата не превышает 70 тысяч. Из-за денег и условий многие уходят на железную дорогу.

- Если соблюдать все нормы, работа в метро встанет! Когда штрафуют за любую провинность, выполнять обязанности объективно сложно, особенно когда зарплаты не повышают много лет, - делится одни из машинистов.

P. S. «Комсомолка» направила официальные запросы с просьбой разъяснить ситуацию в «Пассажиравтортранс» и «Горэлектротранс».

ОФИЦИАЛЬНО

Петербургский метрополитен:

- У нас около 19 тысяч сотрудников, поэтому тысяча вакансий - это немного. Текучка есть всегда: кто-то уходит на пенсию, кто-то - на другую работу. Кроме того, сейчас не так много образовательных учреждений готовит специалистов. Нам действительно требуются машинисты и люди в депо, но пассажиры на себе этого не чувствуют. Работа продолжается в штатном режиме.