Книга первая — Вековуха—
В трудах и заботах прошла зима. Лесная община расширилась: народ строил себе избы, копал землянки, строили сараи для скота и птицы, рубили бани,
готовились к посеву и к сбору лесных даров, гоняли скотину на лесные пастбища, заготавливали корма на зиму,
охотники били зверя, в общем, жизнь лесного народца вошла в обычное русло
Пахали с помощью плуга, у кого он был, ну или сохи,
но большинство пахало бороной— суковаткой*
А что? Деревьев в лесу много, сколько хочешь понаделать их можно
Отец Агафон помогал Отцу Михаилу служить в Церкви,
которую построили общими усилиями в самом центре маленького, окруженного высоким частоколом, городца
— Глянь— ка, Дарья,— сказал как— то Отец Агафон, — после огораживания частоколом отпала у людей необходимость — то дома на сваях строить, да и я свой старенький домишко перестроил, а то он расшатался совсем, ты теперь одна в высоком тереме живешь, аки княгиня прямо. Надо только лестницу тебе нормальную сделать — крыльцо красное да высокое
— Ты уж, дядечка, реши точно, кто я баба Яга или княгиня? А то я уж и к бабе Яге привыкать стала,— улыбнулась Дарьюшка
— Эх, — махнул тот рукой,— замуж бы тебе, да детишек поболе
— Детишек можно было бы,— вздохнула Дарья, — а замуж, дядечка, и не уговаривай, не пойду
— Ишь какая? Не пойдет она! Сватал бы еще кто— нибудь
— Во — во, вековухой была, ей и останусь
— А коли уйду я? С кем тогда останешься?
— Куда это ты, дядечка, собрался?— насторожилась Дарья
— Да пока ты пристроена не будешь — никуда, а там….. есть одно место…. Давно еще поговаривали, — перешел на шепот Отец Агафон,— что в Киеве селятся отшельники, роют себе пещерки небольшие и живут в них непрестанно молясь, **
вот, надумал и я у них подвязаться, значит, хотел, было, уже отправляться, а тут ты явилась, видать погодить пока Господь велит
— Как же, дядечка, я без тебя буду— то, да и ты тоже? Кто ж тебя стричь будет?
Засмеялся Агафон
— Тебя что ли с собой тащить?
— А то и тащить
— Не видал я еще чтобы жены да девки чернецами — то были, мужиков видал, Старцев видал, что с Афона в Царьград приходили, а девок не видал,— уже серьезно сказал Агафон
— Вот я и буду первой,— выкрикнула Дарья
— Ты не ерепенься, а положись на Святую Волю Божью, призовет Он тебя, так и пойдешь, куда ты денешься, а если что другое тебе наметит….. Неисповедимы Его Пути и ВсеБлагие Помыслы
Подошел к Иконам, помолился , ну и Дарья с ним конечно
Больше Отец Агафон этот вопрос не поднимал до времени
А время не шло— бежало. Весна— красна промелькнула, оставив заливные луга и сочные пастбища, за ней и лето прошагало, наполнив закрома зерном да мукой,
пришла осень, принесла ягод, грибов, меда, кореньев, богатый урожай
Дарья и в поле была первой, и в женском рукоделии ей равных не было,
да и охотницей удачливой была, порой больше мужчин с охоты трофеев приносила
Да и грамоте Агафон ее обучил.
Стали к ней люди за советами ходить, сперва бабы да девки, конечно, а потом и мужики все чаще да чаще заглядывали
Дарья— то еще и травы знала, лечила народ да и желающих обучала, показывая где какая травка и как ее использовать
Пристроили ей к избе большую лестницу, крыльцо резное, не дать, ни взять княжеский терем прямо
* борона— суковатка — древнейший вариант орудия, предназначенного для обработки земли, представляла собой обычно ствол крупного дерева с обрубленными и заостренными сучьями длиной 50-70 см
который тащили за веревку, привязанную к верхушке, по полю. Использовалась для пахоты, заделки в почву разбросанных семян, для рыхления и вычесывания сорняков, разравнивания поверхности и тп
Несколько позднее суковатка преобразилась: крестьяне стали соединять между собой жерди с оставленными с одной стороны сучьями
Такую борону тянули по полю в упряжи
** «в Киеве селятся отшельники, роют себе пещерки небольшие и живут в них непрестанно молясь» —
Монастыри на Руси стали учреждаться сразу после принятия Христианства в 988 году.
Первые упоминания в летописях гласят о монастырях, основанных греческими монахами близ Вышгорода, в Киеве, о первых русских монашеских общинах Летописи писали: «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».
Это не было монастырями в современном понимании – у них не было ни устава, ни организации, ни иерархии.
Первым монастырем с правильной регламентацией и устройством была обитель во имя Георгия Победоносца, которую на свои деньги построил Ярослав Великий (несколько позже, описываемых в данной публикации, событий)
Святой Антоний Печерский по прибытии с Афона не пожелал остановиться ни в одном из этих монастырей по причине «духовной расслабленности их обитателей». Он остановился в пещере, которую выкопал для себя будущий митрополит Киевский Иларион.
Как пишут Святые Отцы, монастырь ставится «слезами, молитвой и постом». Именно так и основал свою общину преподобный Антоний – благочестие отшельника привлекло учеников и последователей.
Когда их число достигло 12, они воздвигли для себя церковь и кельи, Антоний поставил одного из них – Варлаама – игуменом, и удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя другую пещеру для отшельнической жизни.
Преподобный Анто́ний Пече́рский
(ок. 983—1073) — основатель Киево — Печерского ( от слова «пещеры») Монастыря, один из основоположников русского Монашества, Святой Русской Православной Церкви, почитаемый в Лике Преподобных
Почитается Православной Церковью как «начальник всех русских монахов»