В ходе российского опроса выяснилось, что примерно 78% школьников «не выпускают гаджет из рук в течение дня» и прекрасно осознают эту вредную привычку.
Дети более раннего возраста не так осознаны и повторяют одно и то же действие, даже не задумываясь, что в этот момент формируют и укрепляют привычку.
Но детство — время, когда закладываются основы личностного развития, и родителям стоит внимательнее относиться к привычкам своих детей и по необходимости корректировать их.
Как формируется привычка?
Привычка — это действие, доведенное до автоматизма. Когда-то оно было новым, но частые повторения под влиянием определенного стимула создали в мозгу крепкие нейронные связи. Таким образом, человек стал повторять действие почти неосознанно.
Кроме того, в формировании привычки всегда имеет место награда — то есть положительное подкрепление, которое заставляет человека снова и снова повторять действие, особенно на первых порах. Это важный момент, так как именно в награде и стимуле кроется ключ к изменению привычки.
Пример: Предположим, маленький ребенок часто грызет ногти или сосет пальцы. Чаще всего дети поступают так, чтобы избавиться от стресса — это действие их успокаивает. Получается, что награда — расслабление, успокоение. В таком случае необходимо понаблюдать за ребенком и понять, когда именно он нервничает и тянет руки в рот. Что происходит вокруг? Поняв причину стресса (то есть стимул), его можно устранить и создать для ребенка безопасную и гармоничную обстановку.
Как побороть плохие привычки?
Меры по избавлению от вредной привычки подбираются индивидуально, но все же можно выделить общие направления:
● Определите стимул и по возможности уберите его.
● Подумайте о «награде», которая делает привычку привлекательной, и постарайтесь обесценить ее в глазах ребенка.
● Пересмотрите окружение. Часто дурные привычки формируются под влиянием компании, в которую попал школьник. В таком случае задача родителей бережно и аккуратно увести его из плохой компании, поместив в благоприятное окружение.
● Больше времени проводите с ребенком: говорите с ним, гуляйте, играйте. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал вашу поддержку и веру в свои силы.
● Не просто избавляйтесь от плохих привычек, а трансформируйте их в полезные. Например, если ребенок «зависает» в онлайн-играх в телефоне, предложите ему вместе почитать книгу. Причем выбирать нужно самую интересную, чтобы создать у ребенка ощущение «полноценной замены».
А вот чего делать не стоит — кричать и ругать ребенка. Таким образом, привычка не только не уйдет, но и могут появиться другие неприятные последствия на фоне стресса.
Прививаем хорошее!
Начинайте с маленьких шагов. Не стоит в один день пытаться сделать из ребенка (да и из себя тоже) супер-спортсмена или гения-отличника. Действуйте постепенно, но регулярно.
Объясните выгоды. Никому не хочется вставать на полчаса раньше, чтобы сделать зарядку. Скорее всего, ваш ребенок — не исключение. Поэтому необходимо найти мотивацию, которая повысит ценность утренней гимнастики в глазах школьника. Отталкиваться необходимо от интересов, потребностей и возраста ребенка.
Дайте положительное подкрепление. Хвалите ребенка за его успехи, подбадривайте в случае неудач, отмечайте даже небольшие победы.
Это интересно!
Ученые до сих пор спорят, сколько нужно времени, чтобы сформировать новую привычку. В литературе по саморазвитию чаще всего указывается срок в 21 день, а спикер конференции TED Мэтт Каттс предлагал срок в 30 дней. Последние исследования и вовсе называют 66 дней. Но ученые склоняются к мнению, что все индивидуально и зависит от множества факторов: сложности привычки, мотивированности человека на изменение собственной жизни, внешних условий и т.д.
Что такое «импринтинг» и почему родительский пример так важен?
Понятие «импринтинга» подразумевает повторение и закрепление ребенком моделей поведения значимых взрослых. По наблюдениям ученых, дети «копируют» пищевые привычки родителей, стиль их речи, эмоциональные реакции. Поэтому, если маленький ребенок вдруг начинает произносить бранные слова, стоит понаблюдать за тем, как разговаривают взрослые в его окружении.
Но импринтинг можно и нужно использовать и для формирования у детей полезных привычек. Помните, вы — первый пример и учитель для своего ребенка, и только от вас зависит, какие привычки и качества он будет культивировать в себе.
#саморазвитие, #развитиеребенка, #детскаяпсихология, #формированиепривычек, #продуктивность, #ИменаПродакшн, #ядзен