Советская и литовская актриса Ингеборга Дапкунайте умеет притягивать не только красотой, но и особенным умением улыбаться так, как больше никто не может. А еще очаровательным акцентом, который поначалу сильно смущал режиссеров, а теперь, как и улыбка, стал визитной карточкой артистки. И, конечно, безупречными манерами: все, что происходит в ее жизни «за кадром», там и остается.
Порхающий эльф
Ингеборга Дапкунайте родилась в Вильнюсе и росла избалованным ребенком в интеллигентной семье. Родители со своими престижными профессиями - дипломат и метеоролог - по большей части дома отсутствовали, и воспитывала девочку в основном бабушка.
Она же и завлекла внучку в театр: четырехлетней малышке по ее протекции досталась роль мальчика в опере «Чио-Чио-сан». Правда, сама Ингеборга мечтала быть спортсменкой, но со временем сцена отвоевала себе расположение девушки, и она даже поступила в Вильнюсскую консерваторию.
Там Дапкунайте познакомилась со своим будущим избранником Арунасом Сакалаускасом - впоследствии известным театральным актером и телеведущим, а тогда просто ее однокурсником.
«Нельзя было не влюбиться в Ингеборгу! - вспоминал о совместной молодости Сакалаускас. - Подозреваю, что и наш мастер неровно к ней дышал. Один раз даже отчитал при всем курсе: «Разве у нас только одна девушка? Что вы обступили Дапкунайте?»
Сакалаускас и сам влюбился с первого взгляда, но долго даже не решался подойти к красавице: «Инга была похожа на порхающего эльфа. Я мучительно осознавал, что недостоин... » Может быть, он бы так и не признался Ингеборге в чувствах, если бы она не сделала этого первой. Влюбленные сначала встречались тайком, а потом решились на венчание. Несмотря на врожденный лидерский дух, актриса всегда считалась с мнением мужа, и когда ей предложили работу в Голливуде - шанс на миллион, - первым делом сказала ему: «Если ты не хочешь, я не поеду».
Сакалаускас не стал препятствовать карьере жены, хотя, провожая ее в аэропорт, предчувствовал, что это их последнее прощание. И в самом деле, обосновавшись в Америке, Ингеборга призналась мужу, что полюбила другого - режиссера пьесы, в которую ее пригласили.
Советская «Красотка»
Спустя годы после развода Сакалаускас признался журналистам в том, что у них с Ингеборгой был договор - не распространяться друг о друге. «Не знаю, почему мы перестали жить вместе. Может, тому причина - отъезд Инги, но, скорее всего, судьба так распорядилась», - только и сказал он.
К тому моменту Дапкунайте стала настоящей звездой. Ее появление в роли проститутки Кисули в фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского стало настоящим событием в мире кинематографа, да и сама актриса не без гордости сравнивала ленту с культовым голливудским фильмом «Красотка» Гарри Маршалла.
«Потому что в Советском Союзе не было секса, тем более проституток, а мы говорим о фильме, который был советской «Красоткой». Это была история Золушки в СССР», - говорила Ингеборга Эдмундовна.
Мужчиной, из-за которого Дапкунайте рассталась с первым мужем, оказался британский режиссер Саймон Стоукс. Он пригласил ее в свой спектакль «Ошибка речи», где партнером актрисы был Джон Малкович. Едва увидев Ингеборгу на пробах, Стоукс сразу подумал о том, что эта красавица непременно должна стать его женой. И своего добился.
Какое-то время казалось, что брак идеален: полная творческая и личная свобода, материальное благополучие, карьерные свершения... По крайней мере сама Дапкунайте уверяла, что в ее семье царят полное взаимопонимание и доверие. Но в конце концов супругам, очевидно, это показалось недостаточным.
После развода Ингеборге приписывали романы с дюжиной коллег, в том числе с режиссером Эмиром Кустурицей. Их регулярно замечали то на кинофестивале, то в каком-нибудь европейском городке. Но на все вопросы они отвечали: «Мы просто друзья, работаем вместе».
Образ и реальность
К тому времени Дапкунайте уже стала не просто звездой, а голливудской дивой: снялась в ленте «Миссия невыполнима», стала экранной женой Брэда Питта и подружилась с Кевином Спейси - неудивительно, что записали в поклонники актрисы - они и сами не скрывали, что работать с ней одно удовольствие. «В Тома Круза невозможно не влюбиться! - признавалась Ингеборга. - Я не видела ни одного человека, который бы после знакомства с Томом не сказал: «Боже мой! Какой он замечательный!». Стоило одной этой фразы, чтобы журналисты рассмотрели между ними роман.
В третий раз Дапкунайте пошла под венец в условиях строжайшей секретности. Не сразу стало известно имя ее нового избранника - адвоката и ресторатора Дмитрия Ямпольского, который был младше на 14 лет. Но и в этом браке что-то не сложилось, и в 2017 году супруги развелись.
До недавнего времени считалось, что Дапкунайте - убежденная чайлдфри и у нее нет детей. Но к 55-летнему юбилею актрисы был показан фильм «Ингеборга Дапкунайте: «Все, что пишут обо мне, - неправда», построенный на диалогах Ингеборги со знаменитыми друзьями, среди которых - Евгений Миронов, Константин Эрнст, Валерий Тодоровский, Михаил Пореченков, Джон Малкович и другие. В финале картины актриса подзывает своего маленького сына Алекса, берет его на руки - и уходит со сцены.
Что касается личной жизни, Ингеборгу Эдмундовну и сейчас то и дело подозревают в новых романах: сначала с фигуристом Александром Жулиным, с которым она выступала на ледовом шоу, потом с журналистом Михаилом Зыгарем... Но, верная себе, Дапкунайте не спешит ни в чем признаваться - объясняет, что не говорит о своей семье, так как предпочитает отделять сценический образ от реальности.