Найти тему
Море. Музыка. Туризм.

Ники Хопкинс - один из величайших пианистов в истории популярной рок-музыки.

Если честно, то я не планировал писать серию статей о рок пианистах, но большой интерес аудитории к материалу о "шестом роллинге" Йене Стюарте побудил меня к продолжению темы. Тем более, что тут далеко и ходить не надо, ибо мой следующий герой - Ники Хопкинс, игравший много лет и с Роллинг Стоунз и с Битлз и еще с очень многими звездами.

Ники Хопкинс
Ники Хопкинс

Как пишет всезнающая Википедия "Хопкинс принимал участие в самых популярных записях британской и американской рок-музыки с 1960-х по 1990-е годы, в первую очередь на песнях, записанных Rolling Stones, Kinks, The Who, The Beatles, the Steve Miller Band, Jefferson Airplane, Rod Stewart, George Harrison, John Lennon, Paul McCartney, Ringo Starr, Cat Stevens, Carly Simon, Harry Nilsson, Joe Walsh, Peter Frampton, Jerry Garcia, Jeff Beck, Joe Cocker, Art Garfunkel, Badfinger, Graham Parker, and Donovan". Он считается одним из величайших студийных пианистов в истории популярной рок-музыки.

Мы все помним это фантастическое пианино в песне Джона Леннона "Jealous Guy". Это Ники Хопкинс.

Вообще и в отличии от многих, статья в Википедии о Ники на русском очень подробна, ну а на английском - еще подробнее, поэтому пересказывать их смысла особого не вижу. То, что Ники Хопкинс - гений, это очевидно. Он начал играть (тыкать пальцем в клавиши) в три года, а в шесть уже хорошо играл. Первым исполнителем, с которым он начал сотрудничать был крайне эпатажный персонаж Визжащий Лорд Сатч (Screaming Lord Sutch), который прямо просится на плакат советского времени "Их нравы".

Screaming Lord Sutch
Screaming Lord Sutch

После Лорда он играл с блюзовым исполнителем Cyril Davies, который покинул до этого Blues Incorporated Алексиса Корнера, ну а от Алексиса до Роллинг Стоунз - рукой подать, ведь с ним играл барабанщик Роллингов Чарли Уотс.

Хопкинс играл с Rolling Stones на всех их студийных альбомах, начиная с Between the Buttons в 1967 году и заканчивая Tattoo You в 1981 году, за исключением Some Girls (1978). Он автор выдающихся фортепианных партий в «We Love You» и «She's a Rainbow» (оба 1967 г.), «Sympathy for the Devil» и «No Expectations» (1968 г.), «Monkey Man» (1969 г.), «Sway» (1971 г.), «Loving Cup» и «Inventilator Blues» (1972 г.), «Angie» (1973 г.), «Time Waits for No One» (1974 г.) и «Waiting on a Friend» (записано в 1972 г., выпущено в 1981). Клавишники Роллингов мирно делили инструмент - Ники Хопкинса, как правило, приглашали для участия в медленных балладах; Иэн Стюарт исполнял партии клавишных в более жёстких, рок-н-ролльных треках, а Билли Престон появлялся, чтобы добавить музыке группы привкус фанка и соул.

Послушайте как звучит инструментальный вариант Angie в исполнении Ники, это просто шедевр!

Ники много работал с The Kinks. С ними он записал 4 студийных альбома: The Kink Kontroversy (1965), Face to Face (1966), Something Else by The Kinks (1967) и The Kinks Are the Village Green Preservation Society (1968).

Лидер группы Рэй Дэвис крайне положительно отозвался о Хопкинсе в интервью New York Times в 1995 году, через несколько месяцев после его смерти :

"Ники, в отличие от менее важных музыкантов, не пытался хвастаться; он играл только тогда, когда это было необходимо. Но у него была способность превратить обычный трек в жемчужину. В балладе он мог чувствовать, какие ноты обернуть вокруг песни, не будучи навязчивым. Ему удалось придать «Дням» (Days), например, таинственную религиозность, не будучи при этом сентиментальным или благочестивым.

-3

Мы с Ники вряд ли были близкими друзьями. Мы общались только на кофе-брейках и в перерывах между дублями. Во многих смыслах я все еще испытывал благоговение перед человеком, который в 1963 году играл с Cyril Davies All Stars на классическом британском R&B альбоме "Country Line Special". Я был удивлен, узнав, что Ники родом из Уэмбли, недалеко от Лондона. С его стилем он должен был быть из Нового Орлеана или Мемфиса.

… Его лучшая работа за короткое время с Kinks была на альбоме Face to Face. Я написал песню под названием «Session Man», частично вдохновленную Ники. Шел Талми попросил Ники добавить «что-нибудь классное» в начале трека. В ответ Ники сыграл партию клавесина в классическом стиле. Когда мы записали «Sunny Afternoon», Шел (продюсер группы) настоял на том, чтобы Ники скопировал мой утомительный фортепианный стиль. Другие музыканты были бы оскорблены, но Ники, казалось, проникся моим стилем и играл точно так же, как и я. Нет эго. Возможно, в этом и был его секрет".

Ники Хопкинс много работал с The Who. Он был впервые приглашен присоединиться к Who в 1965 году во время записи дебютного альбома My Generation. Из-за плохого состояния здоровья он никогда не выступал с группой на сцене и появлялся лишь время от времени в следующем десятилетии, исполняя избранные треки на Who's Next (1971), прежде чем полностью вернуться в 1975 году на The Who by Numbers.

Для меня важным фактом является то, что Ники был ключевым инструменталистом на записи саундтрека к фильму Кена Рассела 1975 года «Томми». Хопкинс играл на пианино на большинстве треков, и в примечаниях к альбому он отмечен своей работой над аранжировками для большинства песен.

Для меня лучший момент в Томми - это Eyesight To The Blind. Невозмутимость Эрика Клэптона и бешеная экспрессивность Артура Брауна создают уникальный контраст на фоне отличной музыки и игры Роджера Долтри.

Да, у Ники было слабое здоровье и он был вынужден время от времени проходить стационарное лечение. Он с детства страдал болезнью Крона (тяжёлое хроническое системное гранулёматозное воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта, которое может поражать все его отделы, начиная от полости рта и заканчивая прямой кишкой). Именно это вынудило Хопкинса отказаться от активной деятельности и сконцентрироваться на сессионной студийной работе.

В последние годы Ники Хопкинс жил в Милл-Вэлли, Калифорния, играя с местными группами и время от времени записываясь в Сан-Франциско. Он отказывался выпускать свои записи, объясняя нежелание отвращением к музыкальному бизнесу. Хопкинс практически не получил никаких гонораров за свою масштабную сессионную деятельность, поскольку каждый раз зачислялся в штат «наёмным работником». Исключение составили группа Quicksilver Messenger Service и их менеджер Рон Полти, включившие его в число авторов и выплатившие гонорары.

Ники Хопкинс и Меррелл Фанкхаузер
Ники Хопкинс и Меррелл Фанкхаузер

А вот тут у меня появляется возможность дополнить этот абзац из Википедии неизвестной или мало известной информацией. Может быть Вы читали мое интервью под названием "Удивительная жизнь легенды рок-музыки и автора песен к голливудским фильмам Меррелла Фанкхаузера. На волне успеха с 1961". Меррелл Фанкхаузер - легенда американской музыки и один из основателей сёрф-рока, очень интересный и приятный в общении человек. Мы общаемся с ним со времен этого интервью, то есть около двух лет. Я знаю, что в свое время Меррелл вел на американском ТВ музыкальное шоу California Music, где общался с разными знаменитостями. И вот однажды я наткнулся на его интервью с Ники Хопкинсом 1991 года, оно есть на YouTube.

Более того, Меррелл играл с Ники, будучи как раз одной из тех "местных групп", упомянутых в Википедии. В ответ на мой запрос Меррелл прислал мне вчера вот эту фотографию и рассказ:

-5

"Вот фото меня, Ники Хопкинса и Родера Кэппса из группы Pat Benatar (как я обожал в свое время ее альбом "Seven the Hard Way" 1985 года!!! - примечание автора) на съемках моего телешоу California Music. Это был отличный день, когда Ники Хопкинс участвовал в съемках моего национального телешоу California Music в 1991 году. Шоу получило восторженные отзывы, и мы с Ники стали друзьями! Мы решили отыграть несколько концертов вместе и сыграли в Ismo Beach California Veterans Auditorium в июне 1991 года. Все билеты были распроданы! Потом мы записали в студии мою песню "Queen MU" с блестящим пианино Ники! Песня попала на мой альбом 2000 года "Return To MU".

В дальнейшем мы с Ники вместе отыграли еще несколько концертов и телешоу. Он и его жена останавливалась в моем доме на побережье Центральной Калифорнии несколько раз. Я был опечален и шокирован, когда его жена позвонила из Флориды в 1994 году, где играл Ники, и сказала, что он умер от аневризмы желудка.

Я написал трибьют-песню «Nicky's Song», которая войдет в документальный фильм о нем, который выйдет в 2023 году под названием «The Session Man». В нем примут участие многие музыканты, с которыми Ники записывался и играл, в том числе The Rolling Stones, Род Стюарт, я и многие другие. Я очень скучаю по Ники".