Найти тему
Population and Economics

Наречение имени во Франции в 1800–2019 гг.: взгляд на процесс индивидуализации

В историческом номере нашего журнала (№2/2022) вышла статья Жан-Франсуа Миньо, в которой исследуется связь между именами и степенью индивидуализации в Франции.

Что имена, которыми нарекали при рождении, могут рассказать нам о населении как в прошлом, так и в настоящем? В настоящей статье количество и распространенность имен, которые давали новорожденным во Франции в 1800–2019 гг., используются как показатели степени индивидуализации, то есть готовности родителей дать своему ребенку уникальную идентичность и заставить других считать ее уникальной.

Photo by maxzzerzz ❄ on Unsplash
Photo by maxzzerzz ❄ on Unsplash

В Европе примерно с XII в. личным (так называемым первым) именем большинства людей было имя христианское, упоминаемое в Новом завете или принадлежащее христианскому святому или мученику. В Европе в XII–XVIII вв. христианизация личных имен, вытеснившая большинство языческих, а в римско-католической Европе – и большинство ветхозаветных имен, значительно сократила объем «именного фонда», то есть количество имен, которые хотя бы один раз использовались для наречения новорожденного. В XVIII–XIX вв. количество различных имен в Европе вновь выросло. Во Франции этот рост начался в XVIII в. введением в использование имен из греко-римской мифологии или из литературных произведений, но измененных в соответствии с правилами французского языка: из имени Julius произошло имя Jules, из имени Augustus – Auguste, из имени Diana – Diane, а из Flora –Flore.

В чем суть этих изменений в размере именного фонда? В течение долгого времени в Европе родители, выбирая имя для своего ребенка, хотели выразить следование традициям или верность клану: они давали ребенку имя бабушки или дедушки, крестного отца или крестной матери, или имя местночтимого святого. Автор статьи считает, что в наши дни родители хотят не только выразить свои собственные вкусы, не обязательно соответствующие при этом какой-либо традиции или групповой норме: они стремятся сделать своего ребенка отличным от других, неповторимым, выбирая имя, которое сделает его «выдающимся», а не совпадающим с именами других детей.

Photo by saeed karimi on Unsplash
Photo by saeed karimi on Unsplash

Младенцы получают большее количество различных имен, особенно начиная с 1950-х гг.

Выбор имен для новорожденных становится все более широким. В 1900–2010 гг. количество различных имен, данных по крайней мере один раз новорожденным каждого пола в органах записи актов гражданского состояния, увеличилось примерно с 1,5 тыс. до 6,5 тыс. в год (Рис. 1).

Истчоник: [Жан-Франсуа Миньо, 2022]
Истчоник: [Жан-Франсуа Миньо, 2022]

Младенцы все реже получают одно из наиболее популярных имен, особенно с 1950-х гг.

Если в 1810-х гг. во Франции 65% новорожденных получали одно из десяти наиболее популярных имен десятилетия, то в 2010-х гг. – только 10% (Рис. 2). Если мы рассмотрим только самые распространенные имена для каждого пола в 1810-х гг. (Jean и Marie) и 2010-х гг. (Gabriel и Emma), снова будет заметна поразительная эволюция: если в 1810-х гг. у 14% мальчиков было имя Jean и у 19% девочек – Marie, то в 2010-х гг. только 1% мальчиков называли Gabriel и 1% девочек – Emma. Столь значительное снижение концентрации имен отражает рост культурного индивидуализма.

Истчоник: [Жан-Франсуа Миньо, 2022]
Истчоник: [Жан-Франсуа Миньо, 2022]

С начала XX века также быстрее меняется мода на имена, то есть период, в течение которого самые популярные имена пользуются успехом, становится все короче. В целом, во Франции, как и везде на Западе и во всем мире, все больше и больше родителей выбирают для своих детей – особенно это касается дочерей – относительно новые, оригинальные имена, придающие детям индивидуальность. Таким образом, анализ имен может помочь исследователям в области социальных наук, в том числе и исторической демографии, измерять процессы индивидуализации и проводить межстрановой сравнительный анализ, который, как известно, до сих пор остается сложной задачей.

Читайте статью на нашем сайте и узнайте больше подробностей https://doi.org/10.3897/popecon.6.e81580

Photo by Steven Libralon on Unsplash
Photo by Steven Libralon on Unsplash