Найти тему
OLGA NEWS

О советских школьных причёсках.

Вот такая будет сегодня странная тема: о волосах. Ещё вернее, о волосах школьников в советской школе. Не так давно прочитала я в комментах у одного блогера, что в советское время, оказывается, не было резиночек для волос, девочкам предписывались косы, а мальчиков стригли чуть ли ни наголо – иначе в школу не пускали.

Так вот, это всё неправда. Ну, то есть, преувеличение. Я училась в школе с семьдесят седьмого по восемьдесят седьмой годы прошлого столетия и прекрасно помню, в чём и как ходили мои одноклассники и ребята других классов нашей школы.

Во-первых, о косах. Резиночки тогда, конечно, были. Примитивные – снятые с маминых бигудей, разноцветные «венгерки», "обмотки" - простые и с украшениями – божьими коровками, например, ромашками и т.п. Были специальные махрушки для волос – тоже разноцветные. Банты можно было делать из вплетающихся в волосы лент или купить готовый на резинке или заколке. Были заколки-невидимки – простые и с украшениями, были большие заколки-зажимы, тоже разного цвета и вида – самые примитивные «бананы». Конечно. в школу носили что поскромнее, бант на полголовы анилинового цвета в школе был просто не комильфо. А резиночка - заколочки - всегда пожалуйста.

Соответственно, и причёски девчонки носили разные – коса, коса, свёрнутая узлом( моя подружка училась в балетном, там эта причёска была основной), две косы – просто вниз или бубликами, или корзинкой. Плели их тоже по-разному – «колоском», «черепашкой», с «выпусками» - когда прядь нарочно выдёргивается, образуя петлю, оставляли небольшие пучки незаплетённых волос – «хотюнчики» или вьющиеся локоны по бокам. Можно было и не заплетать – просто стянуть резинкой или лентой в конский хвост. Всё это школа принимала совершенно спокойно. Как и короткие стрижки – под мальчика или до плеч (сессон, гарсон, каре). Когда я была уже в старших классах, в моду вошла ассиметрия с длинной односторонней чёлкой. Красили, правда, волосы, действительно, только самые отважные модницы и в сдержанные тона – «бешеная морковка» школой не приветствовалась. Впрочем, оно и к лучшему, краски тогда были не айс – портили волосы. Разве что хна… Помнится, в восьмом одна из моих одноклассниц обрила голову под три миллиметра, оставив только одну длинную чёлку на глаза. Учителя при виде неё вздрагивали, но терпели.

Что касается мальчишек, ко времени моих школьных лет мода на «битлов» уже прошла, а вот на фотках моего старшего брата класса с шестого все пацаны с закрытыми ушами – «под маккартни».Так что все эти боксы-полубоксы закончились мне кажется, когда более-менее закончились послевоенные вши. Конечно, кос, как сейчас. парни не носили – за одним исключением. Мой дворовый приятель Данька Домбровский имел шикарные густые волосы и стриг их по нижнему краю лопаток. Разумеется, со школой это стало камнем преткновения.

- Длинные волосы нельзя! – эмоционально заявила Даньке директор.

- Почему? – удивился Данька.

- Это неопрятно, неряшливо.

- Разве? – снова удивился аккуратный до педантизма Данька.

- Ну, ты же не девочка!

- Разве девочки от мальчиков отличаются длиной волос, а не хромосомным набором и первичными и вторичными половыми признаками? – изумлённо вытаращил глаза Данька.

- Завтра с матерью придёшь! – рявкнула директор.

Назавтра Данька пришёл с матерью. Пани Домбровская поправила золотую оправу очков и поинтересовалось, в чём причина её приглашения.

- У вашего сына длинные волосы, - сказала директор. – Это непозволительно!

- Почему? – удивилась пани Домбровская.

- Это неопрятно, неряшливо!

- Разве? – ещё больше удивилась пани Домбровская – она знала своего сына.

- Он же мальчик! – воскликнула директор.

Он пытается посещать туалет для девочек или раздевалку для девочек? Отказывается от слесарного класса и ходит на домоводство? – спросила пани Домбровская.

- Нет, но…

- Тогда я не понимаю сути вашей претензии, - припечатала гордая полячка и удалилась, высоко подняв голову. Данька стал собирать волосы в хвост. Директор, встречая его в коридоре, изо всех сил искала взглядом, к чему придраться – и не находила. Данька оставался неизменно вежлив, аккуратен и отлично учился. На него плюнули и отстали.

Но это, конечно, из ряду вон. Кос больше не носил никто из пацанов. Но патлы, закрывающие уши и спускающиеся гривкой на шею - вполне себе носили – и моднявый Таракан, и кудрявый Ромка Буратино, и вечный оппозиционер Клюв, который в девятом классе ещё и челку перекисью высветлил. И ничего, с уроков никого не выгоняли. замечаний в дневники не писали.

Так что комментаторы ошибаются: не было в школе такого уж сурового отношения к волосам. Разве что, какие-то местечковые заморочки.