Август – месяц трех Спасов для православных. Отмечаются они 14, 19 и 29 августа - Медовый, Яблочный и Ореховый соответственно. О традициях праздников, их истории и молитвах рассказал диакон Михаил Степанков.
Все три Спаса посвящены Спасителю – Господу Иисусу Христу. Первый появился в Византийской империи как традиция выносить Крест, на котором был распят Христос, и совершать у него молитвословия во время эпидемий, чаще всего случавшихся именно в августе.
Второй - Преображение Господне – это двунадесятый праздник, то есть один из 12 самых главных, во время которого верующие вспоминают событие, описанное в Евангелии. Христос на глазах учеников после молитвы парил над землей и беседовал с явившимися ему ветхозаветными пророками. При этом Тело Христово в этот момент было преображено (изменено) и сияло необычайным ярким светом.
Третье празднование посвящено почитанию первой иконы Христа, которую Он чудесным образом сделал Сам, отершись полотенцем, на котором отобразился Его лик. Еще эта святыня имеет название «Спас Нерукотворный».
В народе эти праздники еще называют «Спас на кресте», «Спас на горе» и «Спас на холсте».
Как стоит провести три Спаса?
Христианин всегда призван проводить свою жизнь в чистоте, любви к ближнему и Богу. Для нас не бывает лишь сиюминутных ограничений. Праздничный день конечно лучше начать с молитвы в храме, а оставшееся время посвятить ближним.
Преображение Господне служится всегда во всех храмах.
Изнесение Креста Господня в этом году выпадает на воскресный день, поэтому так же во всех храмах будет совершено богослужение. Кстати, в канун этого праздника на вечернем богослужении совершается особенный чин выноса Креста.
«Спас на холсте» в маленьких храмах, которые обычно не совершают богослужения в будние дни, может и не служиться.
Зачем освящать продукты?
Это Божие установление, данное еще пророку Моисею. В библейской книге «Исход» написано: «начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». Господь создал землю и все что на ней живет. Поэтому каждый год начаток (первый урожай) уже несколько тысяч лет приносится для освящения. Часть от принесенного жертвуется в храм в благодарность Богу за Его милость.
В византийскую эпоху время празднования трех Спасов соответствовало сбору меда, фруктов и орехов. Люди приносили первый урожай в благодарственную жертву Богу, а потом уже вкушали сами.
В наше время благодаря селекции, теплицам, контейнерным перевозкам и специальным технологиям хранения все фрукты и овощи мы можем купить в любой день года. Поэтому весьма нелогично звучат суеверные запреты на употребление яблок до Преображения, к примеру. Есть можно их всегда, но не нужно при этом забывать благодарить Бога за его щедрые милости.
Какие молитвы читают во время Спасов?
Медовый спас
Тропарь Креста Господня, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Яблочный Спас
Тропарь Преображения Господня, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак Преображения Господня, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.
Ореховый Спас
Тропарь перенесения Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Кондак перенесения Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, глас 2
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.
Перевод: Зная неизреченное и Божественное Твое о людях промышление, неизобразимое Слово Отчее, и образ имея истинного Твоего воплощения, не рукотворный, но силой Божией написанный и победы приносящий, мы его почитаем, лобызая.