Найти тему
МК

На фоне траура в Великобритании начались протесты: активизировались сторонники республики

Смерть Елизаветы II многими предсказывалась как закат традиционной монархии в Великобритании. Не прошло и недели с момента кончины королевы, как некоторые граждане Соединённого Королевства стали демонстрировать республиканские взгляды. Выкрикивания оскорбительных слов, освистывания, плакаты с несогласием приходом нового короля – всё это за последние пару дней можно было наблюдать в погруженной в траур Британии. Действия полиции оказывались достаточно жёсткими, что и заставило противников монархии бить тревогу и критиковать правоохранителей за аресты демонстрантов.

  AP
AP

Активисты движения за гражданские свободы и другие лица выразили тревогу по поводу реакции полиции на демонстрантов против монархии после ряда инцидентов, последним из которых стал арест человека в шотландской столице Эдинбурге. Причиной стало якобы преследование задержанным принца Эндрю.

Напомним, что 12 сентября в Шотландию был доставлен гроб Елизаветы II. В соборе святого Эгидия состоялся молебен. Гроб с телом пронесли по улицам Эдинбурга, объединив огромные толпы людей, пришедших отдать дань почтения своему монарху. Процессию возглавлял король Карл III. Рядом с ним шли остальные дети Елизаветы – принцесса Анна, принц Эндрю и принц Эдвард.

Мировые издания заметили, что Эндрю, герцог Йоркский, был единственным человеком не в военной форме. Ранее его лишили титулов из-за сексуального скандала с педофильским оттенком, но он всё же был допущен к траурным мероприятиям. Однако многочисленная публика была недовольна таким решением. Люди буквально освистывали принца и выкрикивали оскорбительные фразы в его адрес.

Правозащитная группа Liberty заявила, что новые полномочия, недавно предоставленные полиции для подавления протестов, и то, как они применяются офицерами, вызывают глубокую озабоченность.

Депутат от лейбористской партии Зара Султана заявила в ответ на инциденты в Эдинбурге, Лондоне и Оксфорде: «Никто не должен быть арестован только за выражение республиканских взглядов. Необычайно и шокирующе – об этом нужно говорить». Поводом для таких заявлений стали несколько историй.

Полиция Шотландии сообщила, что два человека были арестованы в связи с нарушением общественного порядка на Королевской Миле в Эдинбурге около 15:00 в понедельник. Это произошло после того, как полиция вытащила мужчину из толпы людей вслед за тем, как он был замечен кричащим на процессию, сопровождающую гроб королевы.

Но это было не единственным случаем для этого города. Ранее обвинение было предъявлено женщине после ареста полицией в Эдинбурге в воскресенье, когда она устроила акцию протеста во время провозглашения вступления на престол короля. Полиция сообщала, что задержана девушка двадцати двух лет в воскресенье возле собора Святого Джайлса в связи с нарушением общественного порядка. Обвиняемая в беспорядках предстанет перед судом шерифа Эдинбурга позже.

Женщина по имени Мариангела, которая была замечена с плакатом «К чёрту империализм, отменить монархию», была арестована за несколько минут до чтения прокламации. Инцидент произошёл возле собора, где в понедельник стоял гроб королевы. Однако лишь арестом история не завершилась.

В понедельник вечером группа Global Majority Vs Campaign, которую представляет Мариангела, опубликовала заявление. В нём говорится, что она «осуждает столетия колониальной несправедливости, геноцида и незаконной добычи, которые проводились и продолжают осуществляться во имя Британской короны». Также было добавлено: «Призыв к отмене монархии так же стар, как и сама монархия, и является краеугольным камнем свободы слова в Великобритании».

В Лондоне произошла иная ситуация, но закончилась она тоже стычкой с полицией. Адвокат и активист по борьбе с изменением климата держал чистый лист бумаги на Парламентской площади. Увидевший его полицейский подошёл и пригрозил активисту арестом в соответствии с Законом об общественном порядке.

Адвокат Пол Паулсленд, оказавшийся в щекотливой ситуации, позже написал в своём Twitter: «Он подтвердил, что, если я напишу на листе «Не мой король», он арестует меня в соответствии с Законом об общественном порядке, потому что кто-то может обидеться».

«Период тихого траура по королеве – это нормально, но использование этого периода для закрепления восхождения Чарльза на престол и подавление любого несогласия с восшествием на престол как неуважение – возмутительно», – подытожил Паулсленд.

Изданию The Guardian удалось пообщаться с активистом в понедельник вечером. В беседе он подтвердил, что у него был довольно долгий разговор с остановившей его полицией, которая была из сил Норфолка. «Обычно вы можете попасть в беду из-за крика, но, если вы написали что-то суперфактическое и не оскорбительное, вы обычно думаете, что защищены. Это чистая свобода слова», – поделился Пол Паулсленд.

Адвокат также предположил, что вряд ли бы его фактически могли арестовать: «Я думаю, что идея о том, что он может арестовать меня, и что может быть вынесен обвинительный приговор в соответствии с Законом об общественном порядке, была смехотворной. Но подобные вмешательства имеют сдерживающий эффект».

Также Паулсленд опубликовал в социальной сети видеозапись разговора, который произошёл с полицейским, добавляет The Guardian. Как было слышно, офицер говорил ему, что кто-то может обидеться, если адвокат напишет «Не мой король» на листе бумаги, который он нёс. После того как твиты Паулсленда стали вирусными, столичная полиция моментально отреагировала на действия своего коллеги. Заместитель помощника комиссара Стюарт Канди так попытался оправдать действия сотрудников правопорядка: «Общественность имеет абсолютное право протестовать, и мы разъяснили это всем офицерам, участвующим в чрезвычайной полицейской операции, которая в настоящее время проводится, и мы продолжим делать это».

Но, как отмечает Sky News, ранее в тот же день полиция увела протестующего с табличкой «Не мой король» от Вестминстерского дворца.

Ещё один похожий инцидент произошёл в воскресенье и в Оксфорде. Мужчина сорока пяти лет Саймон Хилл был арестован по подозрению в нарушении общественного порядка в соответствии со статьёй 5 Закона 1986 года. Полиция долины Темзы заявила, что впоследствии они сняли арест с мужчины, который сказал, что был арестован за выкрик: «Кто его избрал?». Это произошло в тот момент, когда в Оксфорде зачитывали воззвание нового короля. Хилл утверждал, что он случайно попал на это мероприятие, когда шёл домой из церкви. После того как он выкрикнул эти слова, некоторые люди поблизости сказали ему «заткнуться», на что он не промолчал. Саймон Хилл ответил: «Нам навязали главу государства без нашего согласия».

Джоди Бек, сотрудник отдела политики и кампаний Liberty, демонстрирует обеспокоенность последними событиями. Бек видит проблему в том, что у полиции оказалось слишком много полномочий: «Случаи, которые мы наблюдаем последние пару дней, произошли в то время, когда полиции дали кучу новых полномочий, которые варьируются от возможности навязывать условия публичным собраниям и протестам или действовать в случае других собраний, которые, как считается, создали много шума».

«Учитывая контекст, в котором мы находимся в данный момент, и где поле для протеста действительно сужается, неудивительно, что полиция интерпретирует некоторые законодательные акты совершенно искажённым образом», добавила Джоди Бек. Эксперт также уверена, что полиция обязана содействовать протесту.

Многие эксперты напуганы тем, что в скором времени люди могут быть лишены возможности выражать собственное мнение по поводу различных изменений в политической жизни государства.

Однако и среди самих граждан ещё не сформировалось чёткого отношения к нарастающим протестам. Джейсон Фаррел, редактор издания SkyNews, подмечает, что некоторые будут считать нынешнее время лучшим для выражения недовольства (королева умерла, появилась уникальная возможность пошатнуть задержавшуюся монархию), другие же будут считать это время самым неподходящим для подобных демонстраций. И столкновение гражданских взглядов действительно проявляется в каждом инциденте.

Когда молодой человек выкрикивал в толпе оскорбления в адрес принца Эндрю, его перебивали фразами «Боже, храни короля». И это явная поддержка монархии в её изменяющемся виде. Протестующих тянули на землю за воротник даже не офицеры полиции, пишет Джейсон Фаррел, а сами люди, которые стоят рядом с возмутителем спокойствия. И в этом случае сами правоохранители признаются, что некоторых приходится неизбежно задерживать, чтобы не разрастались беспорядки.

Однако же не на пустом месте возникают разговоры о слишком широких полномочиях стражей порядка. В правительственном информационном бюллетене говорится, что «воздействие» определяется как запугивание, преследование, тревога или стресс. При этом полиция должна рассмотреть, является ли воздействие «значительным». Выходит, что интерпретация зависит от обстоятельств и деликатности ситуации. Но эти две вещи происходят одновременно, что порождает ещё больше трудностей.

Нужно учитывать и тот факт, что сейчас в Великобритании одновременно национальный траур и провозглашение нового короля. Не сложно догадаться, что подобных событий не было целых 70 лет. Вполне естественно, что у людей возникают смешанные чувства, но на полиции лежит ещё более ответственная задача. Именно они будут решать, что уместно в сложившейся ситуации, а что нет.

Автор: Полина Коноплянко