Найти тему

Для чего нужна финансовая грамотность в школах? Полезны ли такие уроки или вредят школьнику?

С 1 сентября 2022 года введен обязательный предмет как Основы финансовой грамотности, который входит в рамках курсов по разным предметам - математики, обществознания, окружающего мира и другие.

Чем может полезен такой предмет или наоборот даже напрягать ?

Картинка  из свободных источников
Картинка из свободных источников

Не много предыстории, как сообщают в министерстве финансов РФ еще в 2010 году в рамках сотрудничества с Всемирным банком стартовал проект повышения финансовой грамотности, далее в 2017 году принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности, за реализацией которой отвечают Минфин и Банк России, другие ведомства также стали вовлекаться в данную работу, а на данный момент дети будут обучаться на обязательных школьных предметах и в рамках внеурочной деятельности в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), а также появились Дни финансовой грамотности в форме открытых уроков по все России.

Как финансовая грамотность будет преподаваться на уроках?

Минфин подготовил учебники по финграмотности с 1 по 11 класс, который войдут в федеральный перечень учебников. Даже детские мультфильмы, такие из "Простоквашино" будут даваться для дошкольников, поэтому уже есть договоренность с "Союзмультфильмом" на выпуск новых серий, как кот Матроскин отлично показывает навыки финансовой подготовки, а пес Шарик показывает кредитную карту и как ей пользоваться.

А не рано ли такие мультфильмы показывать маленьким детям?

Для старших ребят и студентов еще интереснее - стартует проект "Пушкин знает", это видеоподкасты на разные темы управления личными финансами: накопления, финансовые риски, первый самостоятельный заработок, финансовые риски и другие темы. А связано с Пушкиным потому что он по мнению авторов оказывается супер эксперт по кредитам и долгам.

За что все это Пушкину, нет нигде ему покоя?

Далее просто перечислим еще какие возможности представления финансовой грамотности в разных предметах:

  • на уроках математики ребята в начальной школе научаться проверять кассовые магазинные чеки, считать сдачу, сравнивать полезный продукт с ценой;
  • на уроках окружающей среды поговорят о "семейном" бюджете;
  • с 5 класса на уроках алгебры будут знакомиться с понятием "налог", "налоговый вычет", узнают о банковском вкладе и процентной ставке;
  • по географии - как экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние;
  • на обществознании - научаться заполнять налоговые декларации, оформлять налоговые льготы, как открыть собственное дело;
  • на информатике - попробуют составить личный бизнес-план с помощью электронных таблиц, защита средств и персональных данных при он-лайн покупках.

Чтобы учителя могли быть сами в курсе финансовой грамотности, для них проводятся курсы повышения на базе РАНХиГС и Высшей школы экономики. В целом собираются обучить до 2030 года около 250 тысяч учителей.

Если совсем кратко, то есть обучат в школах учеников: как лучше: копить или купить в кредит; спасти бабушку или дедушку от вымогателей мошенников; как вести семейный бюджет; почему лучше "белая" зарплата, чем "серая" и так далее.

Ну а теперь в чем тогда "загвоздка", вроде все правильно и даже необходимо?

1. А многие ли родители в курсе финансовой грамотности?

Да, конечно, скажите вы, все это умеем и можем сделать.

Правильно, если вы действительно знаете, то Вам не составит труда самим на практике показать и рассказать своему ребенку о семейном бюджете , тратах на покупки товаров и так далее. Дети уже многие вещи итак знают, остальное заставит необходимость, благо интернет везде все расскажет.

В чем опасность, да просто идет навязывание финансовых и банковских продуктов с малых лет, как вообще такое возможно? Вы хоть в курсе, что подросток в 16 лет может взять кредит, не спрашивая вашего разрешения. Возможно в официальных организациях могут и не дать, кроме кредита на обучение, а в неофициальном вообще нет проблем.

Рассказать, чем вредны кредиты? Ну что ж, оставим напоследок.

2. Потребительское общество вместо социального или созидающего общества

Кто родился и застал еще советское время, воспитание и образование было все таки другим, тогда не было такого бешеного рынка (типа 100 сортов "пластмассовой" колбасы) и больших прибылей из ниоткуда, безответственность практически во всем.

Зайдите в любой сетевой магазин, найдите хоть какие то натуральные продукты, либо заменители, либо продукты напичканные вредными "улучшателями", ГМО, фальсификат, просрочка и так далее. Даже туалетную бумагу взять серую, ее просто отбеливают, зато в цене больше.

То есть, чтобы учить детей правильному пониманию качества продуктов и натуральному производству продуктов, добиваться защиты прав потребителей и не допускать фальсификатной продукции на прилавках, а будут обучать как "читать" эти чеки и как экономить на гавнопродуктах.

Да, можно еще найти такие уроки даже в наше время, как школьные огороды или аграрные классы, уроки труда или классы с созиданием творческого потенциала, инициативные школы по искусству и творчеству, математические или шахматные кружки и другие секции, но либо перевес таких классов в больших городах, либо вообще ничего в других регионах.

А как приучить к труду, если не знаешь как даже элементарно растут овощи и фрукты, некоторые даже названий деревьев не знают, пробелы в школьном образовании итак хватает, зачем давать ложные или недостаточные знания. Вместо того, что творить, учимся как все продавать, ну осталось душу еще продать и всем станет легче от того, что все будут продажными с пеленок.

А том, что неоднократно сообщает в будущем о социальном развитии государства, никто не учитывает, а ведь финансируется и много создается, а там другое отношение ко всему. Люди помогать должны друг другу, нам эти рыночные отношения навязали со времен перестроек, и уже быстрыми темпами начинается уже меняться, либо постоянно финансовые риски и инфляция, которая съедает эти банковские проценты по вкладам, то закрываются биржи, то банкротятся целые государства, а у нас в школах учат как еще стать продажнее, а следовательно ведет к еще большей деградации общества.

3. Кредиты, кредиты, кредиты...

Заметили, как легко вошли кредиты в наш мир, ну тогда была не очень понятно, чем это обернется. Люди стали разбираться и многим требуются много месяцев и даже лет, что разобраться в финансовых и банковских хитросплетениях, а сейчас с малых лет пытаются внушить в нормальности брать кредиты.

То что кредитное рабство многие итак понимают, но то что кредиты имеет свою историю и чем может обернется в будущем не все это понимают.

К сожалению, очень кратко и тезисно придется сообщить, что КРЕДИТЫ НЕ ЗАКОННЫ. Почему? Очень много материалов в интернете, есть даже методички их можно быстро найти, так как информации много, нет смысла писать, это все и каждому взрослому желательно изучить. Там много информации, откуда все произошло, почему нет в банках лицензии на кредитования, нет специального ОКВЭДа кредитования, почему используются "черные" счета, и что это за счета и куда они идут, почему нет настоящих договоров по кредиту, а вместо них согласия или подобие, нет платежных документов на выдачу кредита и так далее.

Люди с судах не могут выиграть у банков, у которых практически с фальшивыми доверенностями ходят якобы от банка представители, подсовывают разные фальшивые документы, а если кто выигрывают, то это в большом объеме кредитов, но это мизерная часть населения, которая не влияет на статистику. Есть конечно когда судьи не дают ход исковым заявлениям, но даже это не спасает, так как это небольшой процент. Но это не значит, что надо сложить и ничего делать. Вот здесь взрослым точно необходимо финансовая грамотность и молодым созревшимся людям, чтобы просто не попасть в кредитную каббалу. Делайте аналитику даже по таким направлениям,особенно когда люди сами себя и принудительном порядке банкротятся, задумайтесь, к чему это приведет. Ведь долги на данный момент идут по наследству, если его оформляете.

А тем кто будет говорить, что нужно платить, якобы сами виноваты, не забывайте, что у вас все равно отнимут деньги либо коммуналку или другие налоги и так далее. Это кажется, что все так хорошо, деньги могут просто исчезнуть, и появиться цифровой аналог денег или еще что -то. Создать социальный рейтинг как в Китае, чуть провинился будешь отвечать.

По поводу защиты персональных данных, конечно уметь защищать, но это не люди должны делать, а профессионалы, которым платят большую зарплату. Так часто стали появляться информация о "сливах" информации баз данных и от банков и от других структур, откуда будет доверие людям.

По поводу "белой" зарплаты вообще молчу, у людей просто иногда нет другого выхода.

Да, необходимо просвещать, мне кажется лучше в старших классах, но не делать культа из этого. Здесь необходимо говорить об экономике, бюджете, безопасности, о творчестве и полезных обществах идеи и труды, ставить правильные приоритеты, отказаться от кредитования, изучать другие возможности бартера и обмена, социальная активность, не быть равнодушными, защищать себя и детей от вредных знаний.

ВСЕХ БЛАГ И ПРОСВЕЩЕНИЯ!