Прообразом современных пайеток были блестящие чешуйки некоторых пород рыб и блестящие надкрылья жука-златки. Последние, кстати вовсю использовались в роскошном декоре ещё и в 19-м веке. Фото 1-3.
Авторство же самых первых вышивок из природных пайеток одни исследователи приписывают женщинам африканских племён. Другие – индианкам, мол, как роскошно сияли пайетки на сари красоток, мелко перебирающих ножками в индийских танцах! По третьей версии родиной пайеток были гаремы Востока. Ведь изобильное сияние было и остаётся и на костюмах восточных танцовщиц. Сейчас уже не важно с Востока, Индии или из Африки, но сияющий декор европейской знати поставили вездесущие купцы, и с тех пор пайетки — достояние и нашей культуры.
Изначально, работать с природными пайетками умели редкие мастерицы, обшивающие исключительно состоятельных дам. Мало того, баснословно дорогие наряды были недолговечны. Увы, но органические материалы быстро разлагаются.
С развитием металлообработки появились долгоиграющие пайетки из тонко раскатанного блестящего металла, драгоценные включительно. Однако, доступным блестящий декор не стал и тогда. К дороговизне кропотливой вышивки пайетками, прибавились ещё и трудозатраты по обработке металла. Зато, благодаря прочной пластичности, пайетки начали приобретать причудливые формы.
Интересно, сколько могло бы весить платье расшитое металлическими пайетками?