Приятно смотреть старые записи спектаклей, которые начинаются с кадров из зрительного зала. Легкий гул разговоров, покашливание, добродушные лица людей, ожидание и предвкушение действа. Но вот занавес раздвигается, всё внимание на сцену, полный зал затихает, начинается спектакль. Аплодисментами и улыбками публика встречает появление любимых артистов...
Спектакль "Пена", поставленный Валентином Плучеком по одноименной комедии нравов Сергея Михалкова 1975 года, считался самой успешной версией. Вообще, пьеса с успехом шла во многих театрах страны. Был даже снят фильм с участием Анатолия Папанова, Лидии Смирновой, Леонида Куравлева, Ролана Быкова и еще целого ансамбля знаменитых артистов.
Однако "Пена" Театра Сатиры, премьера которой состоялась в 1976-м, была и остается лучшей, самой близкой к замыслу автора постановкой. Вообще Сергей Владимирович позволял себе весьма прямолинейную и очень едкую для того времени сатиру, высмеивая ту часть общества, где сформировался слой "нужных людей".
Пресса второй половины 70-х проводила параллели между сатирическими произведениями Михалкова и драматургией Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина, подчеркивая остроту и актуальность тематики. При всем том за "Пену", поставленную Плучеком, автор получил Гос. премию РСФСР имени К. С. Станиславского.
Спектакль продуман со всех сторон. Великолепно сценическое решение. Многокамерная запись создает эффект присутствия телезрителя в зале театра. "Музыка настроения" Анатолия Кремера здесь как нельзя более кстати. Виртуозны диалоги, выполненные блестящими артистами. О злободневности постановки (вопреки прошедшему полувеку) судите сами.
Главреж задействовал в спектакле Ольгу Аросеву, Романа Ткачука, Татьяну Егорову, Наталью Фекленко, Зиновия Высоковского, Виктора Байкова, Галину Степанову, Анатолия Гузенко и Тамару Мурину.
Первую скрипку в актерском ансамбле играет, конечно, многоуважаемый мастер сцены Георгий Менглет, чей 110-й день рождения мы отмечаем 17 сентября. Его Пал Палыч - вершина актерского мастерства.
Приведем фрагмент статьи издания "Театр" 1976 года: "Пал Палыч умен, сообразителен, хитер, конечно же. Г. Менглет сохраняет своего героя в состоянии вечной озабоченности. Его Махонин, кажется, уже утром просыпается усталым. Г. Менглет не ищет легких путей, разоблачая Махонина, не спешит поставить его в глупое, неловкое положение, нет. Его герой менее всего смешон, он страшен. Да, этот полный, немолодой, мягкий, вкрадчиво-внимательный к окружающим человек не хам, не грубиян, да, этот милый человек страшен!" (автор статьи В. Гульченко)
Теперь, после такой серьезной "артподготовки", предлагаем вам посмотреть комедию нравов "Пена" Театра Сатиры. Запись 1977 года.
Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.