Пол Ньюман был настолько хорош собой, обаятелен и фотогеничен, что ему просто на роду было написано стать киноактером. Пол Ньюман пришел в кинематограф на самом излете Золотого века Голливуда, когда величайшие звезды старого кино уже завершали свою карьеру и зажигались новые звезды: Монтгомери Клифт, Марлон Брандо и популярнейший среди молодых зрителей Джемс Дин.
Джеймс Дин погиб молодым в автомобильной катастрофе, Монтгомери Клифт покончил с собой, а гениальный Марлон Брандо погряз в скандалах, перестал сниматься в кино и планомерно занимался самоуничтожением.
А Пол Ньюман стал настоящей звездой, прожил долгую и счастливую жизнь, не изменяя ни своему предназначению, ни демократическим принципам, ни свободолюбивому характеру.
Пол родился января 1925 года в Кливленде, что в штате Огайо, в семье эмигрантов из Европы Артура Самуила Ноймана, сменившего свою фамилию на более благозвучную Ньюман, и Терезы Фрецковой родился первенец, которого нарекли Полом Леонардом. Отец был хозяином магазина спортивных товаров, а мать домашняя хозяйка.
Ньюман мечтал о военной карьере, но врачи определили у новобранца дальтонизм, и призванный летом 1943 года Пол Ньюман всю войну прослужил радистом торпедоносца на Тихом океане.
После демобилизации Пол поступает в колледж, но оттуда его исключают за пьяную драку в баре. Пол пробует себя на театральной сцене, но и театр пришлось бросить, чтобы после смерти отца помогать матери в магазине.
Пола хватило не надолго,
«В детстве я не очень-то хорошо учился, – вспоминает актер. – Со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать» и он вновь пробует свои силы в театре. Пол Ньюман поступает в сначала в Йельскую драматическую школу, а затем продолжает учебу в Актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке.
Знаменитый театральный режиссер и педагог Страсберг был первым педагогом перенесший систему Станиславского на американскую землю и принимал в свою студию всех, независимо от внешности и цвета кожи. Критерий был один – талант. Многие голливудские звезды обязаны своей карьерой именно этому поистине великому педагогу. Без него никогда бы не пробились на экран не блещущие красотой Аль Пачино, Дастин Хофман, Джек Николсон, Роберт де Ниро и темнокожий актер Сидни Пуатье.
Но все-таки вернемся к нашему герою. Закончив студию Страсберга, Пол Ньюман, отправился покорять Голливуд и, естественно, что такой ослепительный красавец не мог остаться незамеченным. Актер дебютировал в кино в мыльной исторической драме "Серебряная чаша» из древнеримской жизни. Ньюман после просмотра ленты был охвачен таким ужасом, что дал объявление в газету с извинениями за свою чудовищно плохую игру.
Затем следовала череда второстепенных ролей и, наконец, его заметили. "Кто-то наверху любит меня", так назывался один из первых фильмов, где он сыграет главную роль, молодого боксера, готового отвоевать свое место под солнцем.
Первая номинация на Оскар и настоящая слава к Полу Ньюману пришла после фильма «Кошка на раскаленной крыше». И все тут же наперебой захлебываясь заговорили о его необыкновенных голубых глазах, самых голубых глазах, самых прекрасных голубых глазах Голливуда.
Ньюмана это ужасно раздражало, и он сказал: "Хотелось бы думать, что я смог бы сыграть свои роли не хуже, даже если бы у меня вообще не было глаз". Однажды он написал себе эпитафию: "Здесь лежит Пол Ньюман. Он умер нищим неудачником, потому что его глаза вдруг стали карими." По иронии судьбы, будучи дальтоником, Ньюман так и не узнал, чем же так восхищаются все эти тупоголовые кинокритики.
После успеха «Кошки» на Ньюмана посыпались новые предложения. Все 60-е он снимался в двух картинах в год, и уже не было среди них ни одного плохого фильма и ни "Меня часто приглашали в фильмы, которые явно обещали большой кассовый успех, - костюмно-исторические, приключенческие, картины с насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что я отказывался от больших заработков, предпочитая сыграть в спектакле Актерской студии или вовсе не работать».
Он пробовал себя в разных амплуа и, находя роль для себя интересной, мог сняться даже в эпизодической роли старого, спившегося боксера. Он говорил «Я - характерный актёр! Я только выгляжу как Красная шапочка»
Ньюмана обожали зрители, а он твердил, что его удручает его внешность, что из-за нее он обречен играть лишь роли героев-любовников. Но я думаю, что ослепительно голубые глаза, римский профиль и фигура атлета не может быть причиной для горьких жалоб.
Чтобы не зависеть от продюсеров и киностудий он вместе с двумя другими звездами - Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию "Ферст артистс" для производства и проката своих кинокартин.
На протяжении четверти века Ньюман номинировался на премию Оскар семь раз и каждый раз победа ускользала от него. Быть может, кино академия не хотела конфликтовать с президентом Ричардом Никсоном, записавшего актера в список личных врагов, может быть раздражало, что актер спонсировал свою личную премию «За свободу слова», которую он вручал американцам боровшихся, за выполнение закона о свободе слова". Кто знает, но как любил повторять Ньюман, если у тебя нет врагов, то у тебя нет и характера. А характер у него был, свободолюбивый, независимый, по-мальчишески задиристый и азартный. Актер обожал риск и скорость, выполнял свои трюки без дублеров и гонял на огромной скорости на своем любимом "Порше-935".
Многие поколения зрителей обожают фильмы с Полом Ньюманом: Афера, Буч Кэсседи и Санденс Кид, Бильярдист и Цвет денег. Обаянию Пола Ньюмана противостоять невозможно и симпатии зрителей всегда будут на стороне его героев.
Буч Кэсседи и Санденс Кид
Первого Оскара Ньюмен получил в 60 лет и то "по совокупности заслуг". Но на следующий год кино академия сдалась и актер получает Оскара за главную роль в картине Мартина Скорсезе "Цвет денег». На церемонию он не пошел, отшутившись, что уже семь раз приходил, но ничего не получил, так что, если на этот раз не придет, может, что-нибудь и получит. Когда же это и в самом деле произошло, Пол Ньюмен пошутил: "Это все равно, что 80 лет ухаживать за красивой женщиной. Наконец она соглашается, а ты говоришь: "Мне ужасно жаль, но я уже устал"".
Пришла пора рассказать немного о личной жизни актера. Немного, потому что он тщательно оберегал ее от настырных журналистов. Он рано женился, и брак был вполне удачный, но его судьбу изменила встреча на съемках с актрисой Джоанн Вудворт. Ньюману было 27 лет, он был женат и отец двоих детей, у Джоан тоже была семья, и они решили больше не встречаться, честно избегая друг друга 6 лет. Но судьба их вновь свела в конце 57-го года на съемках фильма «Долгое жаркое лето». Через год они поженились, поселились в Нью-Йорке и прожили в счастливом браке долгих 50 лет. Когда у актера спрашивали в чем секрет их долгого брака, Пол со свойственным ему юмором отвечал:
"Мы поженились тогда, когда поломанные вещи не выбрасывали, а чинили и добавлял, не надо заглядывать под ковры, там всегда много пыли."
В 1978 году произошла трагедия - умер от передозировки наркотиков единственный сын от первого брака Скотт. В память о сыне он основал несколько клиник и летних лагерей в Америке и Израиле, где отдыхали и лечились больные раком и зависимые от алкоголя и наркотиков дети и полностью оплачивал лечение детей.
В 2007 году Ньюман заявил, что уходит на пенсию, скрывая от всех, что болен раком легких. Он отказался от операции, госпиталя и химиотерапии, предпочитая отпущенные ему время прожить в кругу семьи.
В одном из последних интервью он сказал:
"Мы так расточительно относимся к нашей жизни. Штука в том, чтобы появиться на свет и исчезнуть с этой планеты с наименьшим шумом. Я не баллотируюсь в святые, просто я понял однажды, что в жизни нам нужно быть похожими на фермера, который возвращает в почву то, что собрал с нее".
Он ушел 26 сентября в 2008 году, но мне кажется, что его сокрушительное обаяние не померкнет никогда.