Наконец-то у меня дошли руки написать про мой первый опыт в триатлоне (Altai3Race 113). Проходил он на берегу реки Бирюзовая Катунь в Республике Алтай. Если честно, сам старт я смутно помню: немного контактный заплыв, велек, ветер, улыбки, «бананы папке» от радостных волонтёров, пятюни болельщиков, позитивный финиш с криком «Огнетушитель мне! Тапки горят!». Но вот что происходило со мной за три дня до этого старта, я буду помнить во всех мелочах даже в старости. И так...
Среда. Откровенно говоря, я собирался писать организаторам и просить о переносе старта, так как были определенные проблемы на работе, которые не позволяли мне выехать из города. Но за четыре дня до старта всё утряслось. Узнав об этом, я нёсся в закат на своём шоссере с работы (а до дома 23 км), выдавливая невероятные ватты: «С завтрашнего дня в отпуске! Бирюзовая Катунь! Сборы!». Но не долго я ликовал: возникло странное ощущение, что я задницей камни собираю. Так и есть: проехав 3 км от работы, я прокололся. Не беда – есть запаска! Вытащив трофей из покрышки в виде крупного куска стекла, вставив новенькую камеру и затолкав семь очков врукопашную, я скидываю насос. К моему негодованию ниппель испачканной тальком камеры не держал давления, и все семь очков, издевательски прошипев на меня, растворились в холодной августовской зорьке. Со словами «Бывает и такое» я достал вторую камеру. Без особого энтузиазма затолкав повторно семь очков, обломав удлинитель ниппеля и заменив на новый (ибо профиль высок у моих ободов), я продолжил путь домой с полными сил ногами и опустошенными в ноль руками. Не доезжая метров 200 до подъезда (да-да, у нас в Барнауле именно подъезды), мой зад, прощупывая каждый камешек дорожного полотна, сообщил мне: «Раз – случайность, два – статистика, три - закономерность». Смотрю вниз: прокол!
Вы спросите меня, зачем я тут расписываю вполне обычную ситуацию обычного велосипедиста? Да дело в том, что за сезон у меня не было ни одного прокола, а тут сразу два! Карл! Два прокола за одну поездку накануне старта! Вторым трофеем, торпедировавшим мою последнюю (вообще последнюю, как оказалось) камеру оказался кусочек стальной проволоки (полагаю, корд автомобильной покрышки). Остаток вечера я провел в разборе своего шоссера, предаваясь в заботливые руки паники, что мои слики уже отходили своё (а они только первый сезон дорогу щупают), и где я теперь перед стартом буду покупать новые?! До старта оставалось трое с половиной суток...
Четверг был полностью посвящен сбору к предстоящей поездке. До обеда возился с экипировкой и велеком, в обед побежал за медицинской справкой для столичного одноклубника, который, совершенно случайно взяв с собой в отпуск на Алтай разделку, узнал о проходившем по близости старте. Реплика в сторону: есть подозрение, что слова «совершенно случайно» он присовокупил к своему повествованию, так как в отпуск он поехал с женой, и наш диалог она слышала. К моему негодованию дело со справкой отняло у меня около часа вместо пяти минут: девушка сначала забыла заблаговременно подготовить справку, потом при заполнении бланка она обнаружила, что забыла спросить дату рождения у «исследуемого клиента», потом мы вместе выясняли эти данные у хранившего молчание телефона моего одноклубника, потом она долго мне выносила долгожданную справку, но не могла выйти, так как на улице начался град, хоть и немного больше размеров бисера. А я в это время, не имея машины, сиротливо жался к стене какого-то офиса. Получив конверт от симпатичной девушки, вскрыв его и убедившись в правильности заполнения, я с внутренним криком «Добби свободен!» помчался в веломагазин за новыми камерами, а также показать мастеру зажим подседельного «шныря», а также правую педаль, которая уж что-то плохо в последнее время защелкивала правую туфлю и выщёлкивала в самый неподходящий момент в средних подъёмах и на спринтах.
В веломагазине парни быстро нашли мне камеры с очень высоким ниппелем, быстро подобрали замену слизанному болту зажима подседельного «шныря», вернув последнему честное имя «штырь» (теперь не шныряет вверх-вниз, стоит как приваренный). А вот как дошло дело до педали, то тут всё намного веселее: ноги ватные, пот холодный, сознание спутанное. Оказалось, что сломана пружина зажима пятки, педаль в помойку, да здравствует новый комплект педалей! Весёлый консультант подводит унылого меня к стенду с педалями, где красуются только две пары шоссейных моделей стандарта SPD: Look и Shimano. Да простят меня, примерно как с полгода назад невзначай забредшего в велоспорт новичка, но на стенде я увидел NoName и Shimano, но с Ютуба мне известны только две фирмы: одна – Шимано, а вторая – не помню, звучит стыдно как-то (Срам, по-моему). Естественно, в таких условиях я могу выбрать только Shimano, но ценник 8700р, и это со скидкой 20% ! Со словами «нужно подумать» на ватных ногах я выхожу из магазина и дрожащими руками начинаю пробивать все веломагазины Барнаула в поисках нужного мне товара. Итогом всех моих усилий стала беспрецедентная победа над той земноводной, которая перекрывала доступ кислорода к моему организму, а также покупка педалей Shimano R550. И я помчался дальше, нужно было собираться в дорогу!
Ага, не тут-то было! На этом прекрасные новости не оканчиваются: на закате дня я узнаю, что коллега, с которым мы должны были ехать в Бирюзовую Катунь, никуда ехать не может из-за проблем на работе. Интересная вводная, если учесть, что выезжать нужно уже завтра утром! Два варианта: рейсовый автобус и BlaBlaCar. Имея негативный опыт поездки в автобусе с велосипедом, я выбираю второй вариант. О чудо! Водитель (женщина за 50) отправляется до Бирюзовой Катуни прямо из соседнего двора, берет с велосипедом, складывая одно сидение! Экономия на такси до автовокзала и избавление от недовольных вздохов таксиста при размещении зачехленного велосипеда в салоне автомобиля. До старта оставалось двое с половиной суток...
Утро пятницы. Велек в машине, я рядом. На переднем пассажирском сидении парень лет 35-37. Пристегиваясь, бабушка инструктирует нас: «Аха, сейчас я заведу, машина немного поработает, и мы едем... А куда нажать надо, чтобы звук 2ГИС был? Сначала мелодия должна заиграть?». Пока у меня в голове проносилось «приплыли тапочки к дивану», дрожащие руки инстинктивно нащупывали ремень безопасности. Оказалось, что парень с переднего сидения – это бабушкин сожитель, которому она вчера купила машину, ожидавшую нас на парковке на выезде из города. Именно в эту машину планировалось (без моего участия) пересадить меня с велосипедом, так как в Бийске бабушка нашла еще трех пассажиров. Пока мы доехали до только купленного и заботливо припаркованного авто, бабуля раза два чуть не догнала на светофоре впереди останавливающихся на красный сигнал авто. На парковке мы суетливо начинаем искать других пассажиров, которые один за другим отказывались от поездки (странно как-то). Махнув рукой на них, меня просят переложить велосипед в другую машину и тут же объявляют, что я еду не с бабулей, а с пареньком. Моё внутреннее ликование длилось ровно столько, сколько я перекладывал велосипед. Закрывая дверцу багажника, я услышал от паренька: «У тебя права есть?».
Думаю, если и была точка невозврата во всей этой истории, то это была именно она. Моя жизнь, жизнь офисного планктона, особо не отличается какими-то яркими красками, она довольно-таки монотонна, а главное - спланирована. Поэтому, когда за несколько дней столкнувшись со всеми этими выбивающими из плана неурядицами и нестыковками, мне стало интересно, а по какому пути всё это идет, и чем это всё закончится?
- Есть, но не с собой, а что?
- Ну номер их хоть знаешь?
- Скажу больше: у меня на телефоне есть фото моих прав с двух сторон.
- Круто! А стаж какой?
- Больше 10 лет.
- Слушай, я с деревни, по большому городу не комфортно рассекать... Помоги из города выехать, а по трассе я сам.
Если бы при таком раскладе я отказался бы от этой затеи, вызвал такси до автовокзала и поехал бы на автобусе, то существенно бы снизил уровень кортизола в эти предстартовые дни. Я сам был в такой ситуации при покупке первого авто, но на этот случай брал с собой друга, который вывел меня из большого города. А вот на что рассчитывал этот парень, когда ехал за своей покупкой, я так и не понял. Поэтому я пошел навстречу тому, кто просил о помощи, но при этом я попросил быть моим штурманом, чтобы не заплутать в череде развязок. В последствии оказалось, что он вообще лишен прав, месяца три еще оставалось до пересдачи, но до этого мы еще дойдем...
Но был один нюанс, о котором я умолчал: я не управлял автомобилем уже более трех лет после того, как продал свою последнюю машину, но на качестве управления в городских условиях это никак не отразилось, поэтому он этого не заметил. Ну почти... Плохо спав две ночи и размышляя над тем, к какой интересной компании меня прибило попутчиком, я дал волю моему внутреннему автопилоту, который по неведомой для меня причине взял курс на Новосибирск, а не на Горно-Алтайск (диаметрально противоположное направление). После того, как я проигнорировал два съезда в нужное нам направление, мой штурман известил меня об этом, а через минуту раздался звонок его телефона, из которого мы услышали отборную ругань следовавшей за нами бабули. Крюк получился в районе восьми километров.
На ближайшей заправке мы насытили наш внедорожник топливом, для чего меня попросили оплатить проезд практически в начале пути (не советую так делать). Об этом я буду сожалеть в конце поездки. На заправке меня попросили пересесть в машину к бабуле. Но для чего? Понять я так и не сумел, скорее пожалел. Вы видели когда-нибудь своими глазами с пассажирского сиденья, как бабушка-водитель на скорости 100 км/ч, со счастливым лицом высунув руку из окна своего авто за 2.5 млн рублей, начинает снимать видео для Сторис про то, как она и её возлюбленный (на заднем фоне на брутальном стальном коне) на двух машинах возвращаются из Барнаула с обновочкой? Конечно, с первого дубля этого не получается, ибо непослушный авто начинает вилять по трассе, норовя протаранить встречные автомобили, поэтому данное мероприятие в соответствии с теорией относительности на заднем диване показалось вечностью. В общем, как понимаете, поспать мне не удалось. И это не только из-за дикой смеси адреналина и кортизола, но и из-за пресловутого эффекта попутчика, который помог выговориться моей водительнице, а мне задуматься на весьма популярную тему «Как же скучно я живу».
Минут через 40 с момента отъезда с заправки малая нужда заставила остановиться следовавшего за нами водителя внедорожника. После сей остановки мне опять было предложено пересесть за руль, ведь в Бийске бабуля должна была набрать еще трех пассажиров, а паренек по оживленному городу ехать стесняется. Было принято решение, что мы не будем особо дожидаться, пока бабушка соберет всех пассажиров, а тихим ходом направимся до Бирюзовой Катуни. Но не тут-то было! Отъехав от Бийска несколько километров, до нас дозвонилась бабуля и сообщила, что в Бийске на светофоре «немного догнала» Тойоту Сурф, всё нормально, но передний номер бабуля везёт в багажнике. Мы съехали на обочину и стали дожидаться нашу «пострадавшую». Я вспомнил, что в багажнике у бабули лежит моя сумка с экипировкой, перед отъездом в которою я затолкал рулон скотча. Как оказалось, в этих условиях это был единственный вариант вернуть номер на его законное место. Прождав продолжительное время, в зеркале заднего обзора видим паркующуюся за нами бабулю. Выхожу из машины, направляюсь к багажнику позади стоящего авто и наблюдаю, как какой-то Сурф нагло перекрывает нам движение. «Сами разберутся» - подумал я и приступил к поиску скотча. Покопавшись в сумке несколько минут, я взял скотч, закрыл багажник и направился к шумной компании, что-то обсуждавшей между Сурфом и машиной, в которой ехал я. Не знаю по какой причине, но я стал раскручивать скотч, как какой-то ковбой с Дикого Запада крутил револьвер за скобу перед тем, как вложить в кобуру. И так, раскручивая скотч, прислушиваясь к полемике, медленно и неохотно я подошёл к двум ругающимся из-за ДТП молодым парням спортивного телосложения, при блеске лысин которых мне пришлось щуриться в пасмурную погоду. Продолжая раскручивать скотч в левой руке, я устало окинул их взглядом и, протягивая правую руку одному из них, слегка простуженным голосом поздоровался: «Здорово, ребята». Я с детства был воспитан первым приветствовать людей. А вот в глазах ребят читался конфликт прерываний, причем это сопровождалось резкой, но безуспешной, циклически повторяющейся попыткой протянуть мне руку одним из них. Простите, воспитание также заставляет изъясняться с людьми на понятном языке, поэтому кратко объясню, что такое «конфликт прерываний» - если говорить простым языком, то это состояние, которое испытывает очень голодная кошечка, когда она села в песочек по-большому, а рядом с ней приземляется птичка (две приоритетные задачи, и кошечка не понимает, за что схватиться). Выдерживаю паузу, наблюдая как прикольно парень пытается поднять руку, потом спрашиваю: «Что с вами?» и ближе к нему протягиваю руку. Преодолев свою нерешительность, они поздоровались со мной, после чего я передал скотч бабушкину возлюбленному и сел на пассажирское сидение внедорожника, подпертого Сурфом. Я заметил, что после моего появления, перепалка прекратилась и, размышляя над прикольным подергиванием руки этого лысого спортсмена, мне внезапно представился его взгляд на эту ситуацию: пустынная обочина, чувак ковыряется в багажнике, пока бабуля и молодой человек отвлекают разговором, потом подходит этот чувак, вертя скотч в одной руке аки ковбой Мальборо и, протягивая руку, смотря усталыми и безжизненными глазами, гробовым голосом произносит: «Здорово, ребята». На улице не лихие 90-е, но всё может быть на пустынном участке сибирской трассы. Забавно. И так, вернемся к машинам. Оказывается, чиркнув Сурфа и наткнувшись на этих двух ребят, бабуля ничего не нашла лучше, как молча подобрать номер, собрать отломки его держателя и дёрнуть с места ДТП. Несмотря на то, что на металлической декоративной накладке Сурфа была еле видна только небольшая царапинка, ребята позвонили в ГИБДД и вложили нашу бабулю, продиктовав марку, цвет и номер её авто. До ближайшего поста ГИБДД по маршруту следования нам оставалось около семи километров, обойти его нельзя было никак. Хозяин предложил мне снова пересесть за руль, но я учтиво отказался, намекая, что, во-первых, я и так покатал его примерно половину маршрута, за который я уже заплатил, рассчитывая быть пассажиром, а не водителем, а, во-вторых, не хотел бы объяснять инспектору, почему у меня нет с собой водительского удостоверения (хоть во внимание подпадает авто бабули, но вероятность нашей остановки всё равно сохраняется). Вот на этом месте и открылось, что парень лишен права управления за езду в нетрезвом виде. Та-даааа!
Едем дальше. Оторвались от бабули. Благополучно проехав пост ГИБДД, остановились в ближайшем населенном пункте, чтобы подождать её. Бабуля на посту была остановлена, её сопровождали ребятки на Сурфе (как я понимаю, хотели деньжат немного срубить с того, кто управляет дорогим авто). Не смотря на то, что на посту бабуля пробыла минут сорок, задерживая всех нас, но на месте ожидания я ей аплодировал стоя! Разъясняя свой поступок, находчивая бабуля инспекторам рассказала следующее: «Врезалась, вышла посмотреть на размах катастрофы, а тут вышли эти два амбала и давай на меня матом кричать. Оценив характер повреждений и побоявшись им что-либо сказать, трясущимися руками забрала номер и уехала». Пустив слезу, инспекторы наехали на спортсменов и, сославшись на то, что нельзя ругаться на бабушек, и у них вообще нет повреждений в отличие от отвалившегося у бабушки номера, заставили написать отказную. Бабуля поехала на заправку, а я попросил везти меня быстрее к месту назначения. Начался дождь.
Доехав по трассе до поворота на Бирюзовую Катунь, водитель хотел оставить меня, хотя до гостиницы оставалось еще около полутора километров. Сами понимаете, что преодоление этого расстояния под дождем с зачехленным велосипедом и двумя сумками – то ещё удовольствие. Возбудив в памяти водителя условия договора (меня завозят в Бирюзовую Катунь), мы стали кружить в поисках моей гостиницы, а по пути мы еще вспомнили, что моя сумка с экипировкой до сих пор находится у бабули. Нашли мою гостиницу, договорились, что я бросаю велек и рюкзак на ресепшене и возвращаюсь к машине, и меня возвращают к повороту, откуда я, дождавшись бабулю вернусь уже самостоятельно. Захожу на ресепшен, раздается звонок от бабули, уже ожидающей на повороте, сообщаю, что её возлюбленный меня ждет, и мы через 3 минуты к ней подъедем. Бросаю вещи на ресепшене, спускаюсь на стоянку, а машины там уже нет (как жаль, что за поездку я заплатил практически вначале маршрута). Сразу принимаю решение бежать к бабуле за сумкой. Вечер, дождь, бегу. В мою вечернюю беговую тренировку вклинивается звонок бабули, которая, слегка повышенным тоном разрывая мою барабанную перепонку, сообщает, что её молодой человек подъехал без меня (то же мне, капитан-очевидность), что она не собирается задерживаться, так как её пассажиры очень устали и в один голос возмущаются (а они в отличие от меня проехали всего лишь половину маршрута с этой веселой компанией!), и что она оставляет мою сумку в палатке экскурсовода возле поворота на Бирюзовую Катунь. Забавно. Я попытался ей объяснить, что буду на месте через три минуты, но она бросила трубку. Добежал, забрал сумку, вернулся в гостиницу, а на ресепшене узнал, что в мой номер заселили других. Включив быка, добился, чтобы мне дали трёхместный номер (а он вообще последним только и оставался) вместо двухместного по цене последнего. Мне пошли навстречу, но с условием, что в случае необходимости ко мне подселят одного человека. Заселился, сходил в магазин, сделал беговую тренировку по маршруту предстоящего бегового этапа, а остаток вечера провел в сборке и настройке велосипеда.
Холодное утро субботы. Спринт. Мой старт в воскресенье, но принял решение сходить посмотреть, как правильно укладывать вещи в транзитке, как чипы выдают, куда рюкзаки сдавать и т.д. (всё-таки первый старт, столько узнать надо). Перед зоной плавательного этапа стал свидетелем разыгравшейся драмы: идущий в зону пожилой триатлет встречает молодую пару (девчушка мрачнее своего спутника, оба в трисьютах), у них завязывается разговор, из которого я узнаю, что ребята прилетели на спринт, но девушка не взяла колеса для своего коня, так как кто-то должен был ей их привезти на старт. Колёса ей привезли, но по какой-то причине они к её велосипеду не подходят (что-то с посадочным местом в вилке и диаметром втулки, если не ошибаюсь), поэтому она стартовать не будет. Глядя этой молодой паре в след, я подумал: «Не хотел бы, чтобы это произошло со мной. Стоп. Но она же уже в трисьюте!». Я привлек их внимание, подозвал к себе и сообщил, что могу дать девчушке своей велек, так как мой старт (половинка) будет только завтра. Потом пришлось отбиваться от тучи расспросов: да, бесплатно, не разделка, да рама М-ка (я же вижу, что мы с ней примерно одного роста). Их расстроило только то, что транзитка закрывается через 25 минут, а я от неё живу аж в 600 метрах! Не, вы слышали? От такого аргумента у меня упало забрало, и я, похлопывая по-тренерски и нежно подгоняя, как может только папка, воскликнул: «Ну так побежали, побежали!». Очутившись на месте и выкатив им свой велосипед, меня смутила реакция молодой пары: «Блиииин, тут рога установлены и педали системы SPD, а на спринте рога запрещены, а педали у меня Look-овские». Я слышал, что миллениалы отличаются от моего поколения, но чтобы они так быстро руки опускали – для меня это стало открытием. Врукопашную откручивая рога шестигранником с такой же скоростью, что и механик из команды Формула-1 орудует пневмоинструментом, я убедил девчонку, что пока она в транзитке будет раскладывать свою экипировку и откручивать мои педали, её спутник успеет скрутить её педали и принести ей в транзитку. Также я продиктовал свой номер, чтобы можно было вернуть моего коня в его родное стойло.
И так, старт, спринт! Волей-неволей стал болельщиком юной триалетки из Восточной Сибири. Плавательный этап – есть! Велоэтап – есть! Хотя подождите... Окончив велоэтап и не добежав пары шагов до транзитки, мой ретивый конь вырывается из хрупких рук спешившейся наездницы и заваливается на правую сторону. Обидно, досадно, но ладно: не на скорости же. Итогом для девчушки стало первое место в её возрастной группе и 10-е в абсолюте. В любом случае, она молодец, а я положил ещё одну историю на весы в противовес вкрадывающемуся мнению, что триатлеты – это снобисты, задирающие свои носы и дрожащие за свой экип.
Поддерживать спортсменов на награждении я не пошел, так как надо было следовать плану: получение стартового пакета, обед, отдых, велотренировка по маршруту велоэтапа. Выезжаю на тренировку, понимаю, что у меня передачи не переключаются. В замедленном варианте мне припомнился недавний случай, когда мой велек прилег на сторону, где располагалась трансмиссия. Возвращаюсь обратно, пытаюсь справиться сам, но не получается, переодеваюсь, мчусь в мастерскую. Ребята подправили петуха и настроили задний переключатель, примерно в 20.00 повторно выхожу на тренировку. Всё отлично! Поужинал, клею наклейки на экип и велосипед, нервный стук в дверь, время уже десять вечера. Натягиваю штаны, выглядываю – никого, ковыряюсь дальше. Минут через десять снова стук, но уже спокойнее, открываю, заходит парень моего возраста: «Привет, мне на ресепшене сказали, что у тебя переночевать можно, но я уже наверх заселился. Мне помощь нужна в сборке велека, а у меня инструмента нет, можно я к тебе его спущу, вместе соберем?». Ну как я откажу просящему в ночи? Уходит, возвращается с разделкой, я теряю дар речи... Нет-нет, велек у него обычный, не навороченный, язык у меня начал отниматься от хода его рассуждений: «О! У тебя насос напольный есть – утром колёса подкачаю! О! Тут и чай и печенюшки – круто, я ужинал, но уже проголодался. О! Тут и овсянка осталась – утром перед стартом зарядимся». Ассоциативный ряд меня вытолкнул на присказку: «Впустите погреться, а то есть так хочется, что переночевать негде». Интересный вечерний гость. Пока возились с его велеком, разговорились – нормальный парень, опытный триатлет, но сорви-голова. Тот же самый пресловутый эффект попутчика подтолкнул меня к мысли о том, что не стоит лезть в триатлон (ну или с головой погружаться в другой вид деятельности), пока это вызывает серьёзные проблемы в твоей семье. Прыгать на собственных граблях, несомненно, - дело увлекательное и занятное, но лучше учиться на опыте других. Проводив гостя, я упал на кровать, и, в угасающем сознании прокручивая в голове все эти неурядицы прошедших дней перед стартом, задавал себе вопрос: «Если была такая насыщенная на курьёзы подводка, тогда что же ждёт меня завтра?».
А утром меня ждал прекрасный старт без особых сбоев, встреча с одноклубниками и результат, которого я от себя не ожидал (5 часов 41 минута), давший мне зайти на тумбу третьего места в рамках первенства Алтайского края по триатлону на средней дистанции.
Вот так я подбирался к своему первому старту в триатлоне. Жаль, конечно, что эмоции от предшествующих старту дней затмили эмоции от самого старта. Но что есть, то есть. Спасибо Богу, за то, что сохранил в пути и всё это время был со мной, а также спасибо команде Trisystems (и лично Сурену Арутюняну) за отличную подготовку к первой полужелезной дистанции, за полгода оторвав от нуля моё плавание и велосипед, а также подтянув мой беговой результат в полумарафоне аж на 17 минут! А также спасибо моим одноклубникам за моральную поддержку и путеводительные, ценные советы по подготовке и прохождению моего первого старта и первой половинки в триатлоне, а также Александру Тактаеву за восстановительные массажи, ставящие на ноги уже после первого посещения.
P.S. Я очень надеюсь, что остальные спортсмены сталкиваются с меньшим количеством курьёзов на пути к своим стартам, но все мы будем рады почитать ваши истории. Делитесь друг с другом, получайте удовольствие от тренировок, заботьтесь о близких.