Каждая компания имеет массу расходов. Они могут быть постоянными и переменными, прямыми, косвенными, управляемыми и т.д. Каждый из видов необходимо не только контролировать, но и учитывать его особенности. В качестве примеры, мы расскажем о косвенных издержках, которые не могут быть списаны напрямую. Однако они закладываются в стоимость, основываясь на определенных методах.
Методы учета расходов
Каждый метод учета расходов обладает своими особенностями. Организация финансового менеджмента требует не просто их знания, но и глубокого понимания.
Стандарт-костинг
Его также называют нормативным методом. Он предполагает, что норму косвенных затрат необходимо рассчитывать в виде процента от определенного показателя. Это может быть себестоимость или прибыль предприятия. Процент имеет при этом жесткую фиксацию, к примеру, 25%. При этом стантарт-костинг устанавливает косвенные издержки в виде фиксированной суммы. К примеру, расходы на почту должны составлять 5 000 руб./мес.
Сложность данной методики заключается в постоянном определении косвенных издержек. Может даже потребоваться ставка экономиста. При этом, используя standard cost нужно постоянно анализировать фактические затраты и сопоставлять их с установленными нормативными цифрами.
Прямые затраты – основа для распределения косвенных
Суть метода в том, чтобы косвенные издержки распределить пропорционально тратам на ключевые производственные ресурсы и заработную плату основных сотрудников. При этом данный метод не подходит, если происходит и производство товаров, и оказание услуг. К примеру, выпускается определенная продукция и сдаются площади в аренду.
Косвенные затраты – доля общей прибыли
Здесь косвенные издержки распределяют на основании доли от всей прибыли предприятия. Каждый выпускаемый товар или оказываемая услуга вносит отдельный вклад или создает долю, которая легко просчитывается процент. Именно он должен окупаться при ведении деятельности предприятия.
Данный метод хорош тем, что подходит для компаний, которые занимаются и производством, и оказанием услуг. Однако и тут есть ограничения. Если происходят форс-мажорные обстоятельства, то данный метод применять нельзя.
К примеру, выпуск нового товара, стоимость которого должна быть меньше, чем у конкурентов. При этом есть риск, что заложенная цена будет равнозначна себестоимости или вообще ниже. Как выйти из такой ситуации?
Лавировать косвенными затратами. К примеру, можно перенести на более рентабельные виды продукции или услуг, которые уже давно предоставлены на рынке. Так как предприятию важен не столько доход от определенного товара или услуги, а конечный результат чистой прибыли. Оценить его позволяет показатель качества финансового менеджмента. Узнать больше об этом можно на курсах повышения квалификации «Финансовый менеджмент» от cabinet.one.