Как я недавно узнал, в высших учебных заведениях, по крайней мере, на исторических факультетах студентов ознакамливают с несколькими подходами к изучению истории, в том числе и с формационным. К сожалению, с марксистским подходом либо слабо ознакомлены, из-за чего у него появляются какие-то «недостатки», либо его намеренно искажают. К главным «недостаткам» относят то, что 1) многие общества не проходили рабовладельческую формацию; 2) теория о азиатском способе производства несостоятельна; что 3) марксизм не учитывает роль личности в истории и 4) влияние культуры, духовной жизни и других надстроечных элементов на экономику, базис.
1) Да, рабовладельческий строй проходили только те общества, которые располагались в благоприятных климатических условиях, где рабы являются достаточно эффективными, чтобы начать составлять основу экономики.
Например, в теплом климате Средиземноморья необходимый продукт для поддержания рабочей силы раба крайне маленький, но и производительность труда у раба н