Более подробно о судьбе американского авианосца "Рейнджер" можно прочитать ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ЗДЕСЬ3, ЗДЕСЬ4, ЗДЕСЬ5
Соединенные Штаты приступили к созданию авианосцев специальной постройки почти на 10 лет позднее, чем Британия и Япония, однако за небольшой срок между двумя мировыми войнами им удалось быстро нагнать вырвавшихся вперед «партнеров». И надо отдать должное американцам (военным, конструкторам, кораблестроителям) – они смогли за небольшой срок получить опыт в строительстве кораблей данного класса, отработав и технологии перестройки в авианосцы уже построенных или заложенных кораблей («Лэнгли», «Лексингтон», «Саратога»), и технологии создания авианосцев специальной постройки («Рейнджер», тип «Йорктаун», «Уосп» и позднее – «Эссекс»).
К началу Второй мировой войны в распоряжении американского флота находилось восемь авианосцев, причем два из них можно было отнести к категории экспериментальных, в том числе устаревшие «Лэнгли» и «Рейнджер». Но война требует напряжения всех сил государства и использования всех средств, которые доступны. Поэтому в боевых действиях принял участие и английский «Гермес» (введенный в строй королевского флота в 1925 году), и американский «Лэнгли» (введен в строй в 1922 году), хотя и в качестве гидроавиатранспорта. Первый американский авианосец специальной постройки «Рейнджер» (как часто его называют в литературе) также был задействован, несмотря на «экспериментальный» статус.
Однако на деле, несмотря на свои недостатки, обусловленные необходимостью отработки определенных технических решений, это был вполне боеспособный корабль. Здесь сыграл роль и тот фактор, что, несмотря на бурное развитие авиации, корабли устаревали относительно медленно – построенные в 20-х годах авианосцы после модернизации могли принимать самолеты 40-х годов ХХ века (вспомним АВ «Саратога»). Да и изменить состав авиагруппы было гораздо проще, чем изменить артиллерию главного калибра линкора или крейсера. И хотя к сороковым годам ХХ века взгляды на то, каким должен быть «настоящий» авианосец, вполне определились, «Рейнджер» не выводили из боевой линии – просто старались не давать сложных задач.
Авианосец CV-4 «Рейнджер» вошел в состав флота 4 июня 1934 года и уже через две недели (21 июня) провел первые летные испытания возле Вирджиния Кейпс. Первую посадку самолета на палубу авианосца совершил капитан-лейтенант А.К. Дэвис на пикирующем бомбардировщике Воуг SBU-1 «Корсар». В августе на корабле продолжились тренировки приписанных авиагрупп. В тот период в состав авиагруппы «Рейнджера» входило 4 эскадрильи (по данным специализированного сайта "wings-aviation"): истребительная VF-3B (F2F-1, F4B-4, O3U-1, SU-2, SF-1), бомбардировочные VB-3B (BM-1, BM-2) и VB-5B (BF2C-1, O2U-2, SF-1) и разведывательная VS-1B (SU-4).
17 августа корабль отбыл из Норфолка в поход к берегам Южной Америки, где посетил Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина) и Монтевидео (Уругвай). 4 ноября корабль вернулся в Норфолк и вновь продолжил учения возле Вирджиния Кейпс. 1 апреля 1935 года авианосец отбыл на Тихий океан, и, пройдя 7 апреля Панамский канал, корабль через 8 суток прибыл в Сан-Диего.
На протяжении последующих четырех лет авианосец CV-4 «Рейнджер» принимал активное участие в различных операциях флота в районе Гавайев и в других районах Тихого океана. Состав его авиагруппы менялся в зависимости от решаемых задач и от темпов обновления самолетов палубной авиации, однако подавляющее большинство самолетов были бипланами.
АВ также принимал участие во впервые проводившихся испытаниях флота в условиях холодной погоды на Аляске, во флотских операциях в районах Перу, а также в районах севернее Сиэтла и Вашингтона. К примеру, в период с ноября 1935 года до конца февраля 1936 года при действиях в северных районах Тихого океана и Аляски авиагруппа «Рейнджера» состояла уже из 5 эскадрилий (по данным специализированного сайта "wings-aviation"): истребительные VF-3B (F2F-1, SBU-1, O3U-1), VF-5B (F3F-1, SBU-1, O3U-1), бомбардировочные VB-3B (BG-1) и VB-1B (BM-1, BM-2) и разведывательная VS-1B (SBU-1).
4 апреля 1939 года корабль вышел из Сан-Диего в залив Гуантанамо (Куба) для участия в зимних флотских операциях, после чего вернулся в Норфолк. Уже в этот период на его борту находились пикирующие бомбардировщики-монопланы Воуг SB2U «Виндикейтор» (в составе бомбардировочной эскадрильи VB-3), однако истребители и разведчики (они же бомбардировщики) все еще оставались бипланами (F3F-1, SBU-1).
Вскоре авианосец продолжил патрулирование вдоль восточного побережья США, а также в Карибском море. Как раз в этот период ускоренными темпами шло развертывание ВМС США в Атлантике, и «Рейнджер» принял в этом участие.
Как отмечает С.Э. Моррисон, основные силы ВМС США находились в Тихом океане уже более десяти лет, и в январе 1939 года началось частичное развертывание сил в восточном направлении с создания Атлантической эскадры. В сентябре 1939 года эта эскадра под командованием контр-адмирала А. Джонсона включала в себя 4 линкора («Нью-Йорк», «Техас», «Арканзас», «Вайоминг»), 4 тяжелых крейсера («Сан-Франциско», «Тускалуза», «Куинси», «Винсеннес»), 10 эсминцев и авианосец «Рейнджер». Интересно, что в этот период на «Рейнджере» базировались также самолеты с авианосца «Уосп». Эта эскадра с 1 ноября 1940 года до 1 февраля 1941 года называлась «Патрульное соединение ВМС США» и являлась ядром Атлантического флота США, командующим которым 1 февраля 1941 года был назначен Э. Кинг.
Осенью 1939 года корабль принял участие в Патрулировании нейтральных вод, курсируя вдоль торговых путей в Атлантике от Бермуд до Ньюфаундленда. Патрулирование было организовано с 12 сентября 1939 года по границе от Квадди-Хэд к востоку до 60° з.д., далее к югу до точки 20° северной широты, далее до точки 0,5° с.ш. и 24° западной долготы и до точки 58° ю.ш. и 57° з.д.
«Официально задачей патрулирования в указанной нейтральной зоне являлось обнаружение любых воздушных, надводных и подводных сил военно-морских флотов воюющих сторон, приближающихся к побережью США или Вест-Индии. Главная же цель установления патрульной службы сводилась к тому, чтобы показать готовность военно-морского флота США к защите Западного полушария».
Так трактует поставленную задачу С.Э. Моррисон в своей книге «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Битва за Атлантику». Из кораблей Атлантической эскадры было сформировано 8 патрульных соединений преимущественно из легких кораблей, в то же время четыре линкора и авианосец «Рейнджер», базируясь на Хэмптон Роудс, составили резервное соединение.
Весной 1941 года начали действовать американские операционная морская база и авиабаза на о.Бермуда, и уже 8 апреля туда прибыла оперативная группа 7.2 под командованием контр-адмирала А. Кука, который держал флаг на «Рейнджере». В состав группы кроме авианосца входили тяжелые крейсера «Тускалуза», «Уичита» и эсминцы «Кирни» и «Ливермор». Вскоре на базе ОГ 7.2 было организовано патрульное соединение Центрального водного района Атлантического океана, также базирующееся на Бермудах. В связи с расширением зоны патрулирования его состав был усилен, к 15 мая оно уже включало 3-ю дивизию авианосцев («Рейнджер», «Уосп», «Йорктаун»), два тяжелых крейсера «Куинси», «Винсеннес», 11-ю эскадру эсминцев.
Вскоре «Рейнджеру» пришлось принять участие в одном из первых американских конвоев на восток. Для оказания помощи союзникам было принято решение по обеспечению переброски через Атлантику на Ближний Восток английской дивизии из Галифакса. Весь конвой и группу кораблей охранения возглавлял уже известный нам контр-адмирал А. Кук, «Рейнджер» был его флагманским кораблем. Конвой получил название «Уиллиан Сэйл» (кодовое официальное название – WS-124), и кроме «Рейнджера» в его состав вошли тяжелые крейсера СА-39 «Куинси», СА-44 «Винсеннес», транспорты АР-22 «Маунт Вернон», АР-25 «Леонард Вуд», АР-26 «Джозеф Дик», АР-24 «Оризаба», АР-21 «Уэйкфилд», АР-23 «Уэст-Пойнт», АО-22 «Кимаррон». Охранение конвоя состояло из 8-й эскадры эсминцев: DD-419 «Уэйнрайт» DD-362 «Моффет», 17-й дивизион ЭМ (DD-358 «Мак-Дугал», DD-359 «Уинслоу»), 16-й дивизион ЭМ (DD-402 «Мэйрант», DD-404 «Ринд», DD-405 «Роуэн», DD-403 «Трайпп»).
Конвой благополучно пересек Атлантику и выполнил свою задачу, правда в точке 17° южной широты и 20° западной долготы «Рейнджер» вышел из строя и возвратился через Тринидад обратно в сопровождении двух эсминцев. В этот период (со 2 октября по 8 декабря 1941 года) авиагруппа «Рейнджера» состояла из 3-х эскадрилий: истребительной VF-41 (F4F-3) и двух разведывательных VS-41 и VS-42 (SB2U-1, SB2U-2). Интересно, что торпедоносцы в тот период на этом авианосце не использовались.
В декабре 1941 года во время атаки японцев на Перл-Харбор авианосец «Рейнджер» возвратился в Норфолк из длительного патрулирования в районе между островами Порт-оф-Спейн и Тринидад и Тобаго. 21 декабря корабль вновь отбыл на патрулирование южной части Атлантики, откуда вернулся в Норфолк только 21 марта 1942 года. В этом патрулировании в состав его авиагруппы была впервые включена торпедоносная эскадрилья – VT-4 (TBD-1 «Девастейтор»). До 6 апреля 1942 года авианосец использовался в качестве флагмана Атлантического флота контр-адмирала А.Б. Кука, которого позже сменил контр-адмирал Эрнст Д. МакУортер. 22 апреля CV-4 «Рейнджер», прибыв на военно-морскую базу Куонсет Пойнт (Род-Айленд), принял на борт 68 самолетов Кертисс Р-40, которые 10 мая доставил в Аккру (Гана, Африка) и 28 мая вернулся в Куонсет Пойнт.
После патрулирования возле побережья Аргентины 1 июля авианосец вновь был использован в качестве авиатранспорта – в Ньюпорте принял на борт 72 армейских самолета Кертисс Р-40, которые доставил в Аккру 19 июля. Необходимо отметить, что во время этих походов на его борту оставалась и одна штатная эскадрилья – VS-41 Det (VS-42 Det) с пикирующими бомбардировщиками-разведчиками SB2U-1 и SB2U-2 «Виндикейтор».
После патрулирования у Тринидад и Тобаго авианосец вернулся в Норфолк для участия в учениях, которые продолжались до 1 октября. Вскоре учения перенеслись к Бермудам, где продолжились с участием в них четырех новых эскортных авианосцев типа «Сэнгамон», предназначенных для усиления сил США в Атлантическом океане, кстати, потом именно с авианосцами этого типа «Рейнджеру довелось действовать у берегов Африки.
Вскоре авианосец CV-4 «Рейнджер» возглавил Атлантический флот для нанесения воздушных ударов при вторжении во Французское Марокко, которое находилось под управлением режима Виши. К этому времени японцы потопили «Лексингтон», «Йорктаун», «Хорнет», «Уосп» и «Лэнгли», были серьезно повреждены «Саратога» и «Энтерпрайз», а «эссексы» еще не успели вступить в строй. И «Рейнджеру» досталось сомнительное право на какое-то время быть единственным боеспособным авианосцем США.
8 ноября корабль принял участие в морской битве при Касабланке. В 06.15 по местному времени расположенная в 30 милях от Атлантического побережья Северной Африки авианосная группа во главе с «Рейнджером» начала запуск самолетов для поддержки наземных войск при их высадке на побережье (Операция «Факел»). Девять истребителей Грумман F4F «Уайлдкэт» с авианосца «Рейнджер» атаковали город Рабат и окрестные аэродромы, а также позиции французских воздушных сил в Марокко. В результате налета авиагруппа не понесла никаких потерь, но сумела уничтожить 21 самолет на аэродромах противника. Во время другого вылета было уничтожено 7 самолетов на аэродроме в Порт-Льете. Несколько самолетов с «Рейнджера» атаковали на бреющем полете французские эсминцы в порту Касабланки, пока другие в то время производили бомбардировку береговых орудий.
За три дня операции самолеты авианосца совершили 496 боевых вылетов. За это время удалось совершить два прямых попадания бомбами во французский лидер эсминцев «Альбатрос», передняя часть которого в результате попаданий была полностью искорежена. Также повреждения получил французский легкий крейсер «Примоге». Во время операции из строя была выведена вся береговая линия обороны, уничтожено более 70 самолетов на аэродромах и 15 в воздухе. Потери авиагруппы CV-4 «Рейнджер» составили 16 самолетов. Предполагается, что также был обездвижен 21 вражеский легкий танк и уничтожено около 86 единиц транспорта военного предназначения, большинство из которых были грузовиками для перевозки солдат. 11 ноября Касабланка капитулировала. В общем действия палубной авиации были достаточно высоко оценены командованием союзников. Здесь же отметим, что в последние дни боев авианосец был несколько раз атакован вражескими подводными лодками (по одним данным – немецкими, по другим – французскими), но счастливо избежал поражения торпедами. На следующий день (12 ноября) авианосец «Рейнджер» отбыл в Хэмптон Роудс, куда прибыл 24 ноября, а 14 декабря корабль вернулся в Норфолк. Более детально действия авианосца у Касабланки мы рассмотрим в следующей статье.
После прибытия к месту базирования «Рейнджер» вновь приступил к учениям, а после учений в заливе Чесапик корабль отбыл в Норфолк для капитального ремонта, который длился с 19 декабря 1942 года по 7 февраля 1943 года. 23 февраля 1943 года авианосец доставил на своем борту в Касабланку 75 армейских самолетов P-40L, входящих в состав «58-го Истребительного авиационного полка ВВС США». После этого авианосец патрулировал побережье Новой Англии, параллельно проводя обучение новых пилотов. 11 августа корабль отбыл из Галифакса (Новая Шотландия) и 19 августа присоединился к британскому флоту в Скапа-Флоу (Шотландия), в составе которого патрулировал территориальные воды островов Великобритании.
Надо напомнить, что в ходе Второй мировой войны к британскому флоту Метрополии периодически присоединялись американские корабли. Весной 1942 года с английскими кораблями действовал АВ «Уосп», летом 1943 года – линкоры «Алабама» и «Саут Дакота», а в ходе высадки в Нормандии состав американской эскадры в европейских водах был очень существенно увеличен. Но в августе 1943 года оба быстроходных линкора были переведены на Тихий океан, а на их место прибыл авианосец «Рейнджер» и два тяжелых крейсера в сопровождении эсминцев.
На этот период приходится еще одна крупная боевая операция американского «экспериментального» авианосца – операция «Лидер».
В конце лета 1943 года немецкий флот активизировал свои действия в северных водах, и 7 сентября в ответ на ликвидацию своей метеорологической станции на Шпицбергене немецкая эскадра предприняла ответный «удар». Соединение, включающее «Тирпиц», «Шарнхорст» и 10 эсминцев, обстреляло поселок союзников на Шпицбергене и высадило десант, который, уничтожив постройки, вернулся на корабли. В ответ англичане предприняли попытку уничтожения «Тирпица» сверхмалыми подводными лодками, а в октябре 1943 года предприняли операцию «Лидер» – удар по немецкому судоходству в северных водах.
Операцией руководил главнокомандующий флотом Метрополии адмирал Фрезер (флагман – линкор «Дюк оф Йорк»), в распоряжение которого были выделены линкор «Энсон», три крейсера, шесть эсминцев и оперативное соединение контр-адмирала Хустведта, состоявшее из авианосца «Рейнджер», крейсера «Тускалуза» и дивизиона эсминцев. Было решено нанести воздушный удар по порту Буде, расположенному южнее Лофонтенских островов, который служил местом встречи немецких кораблей и судов правительства Квислинга. Довольно значительные силы, особенно если учесть, что большинство немецких самолетов, в том числе все торпедоносцы (по данным С.Э. Моррисона), были переброшены на Средиземное море. Кстати, любопытно, что в связи с этим опасность нападения немецких самолетов на корабли союзников в этой операции считалась небольшой, в то же время конвои в СССР все также не проводились из-за угрозы ударов немецких ВВС.
Утром 4 октября силы адмирала Фрезера подошли к району Вест-фьорда, и уже в 06.18 с авианосца «Рейнджер» были подняты в первую атаку 20 пикирующих бомбардировщиков «Доунтлесс» в сопровождении 8 истребителей «Уайлдкэт». Причем самолеты не сразу пошли на цель, а совершили маневр для введения противника в заблуждение относительно цели удара. На подходе к цели группа разделилась: часть пикировщиков отделилась для атаки транспорта «Ла-Плата» (8 000 т), другая часть двинулась к порту Буде. В 07.30 американские самолеты нанесли удар по небольшому немецкому конвою, был сильно поврежден танкер (10 000 т) и войсковой транспорт (4 300 т). После этого был нанесен удар по судам, стоявшим на рейде Буде, в результате которого было потоплено четыре небольших немецких судна. Несмотря на то, что налет оказался внезапным, зенитным огнем было сбито два самолета атакующей группы.
Вскоре удар по цели нанесла вторая группа с «Рейнджера» – десять «Эвенджеров» и шесть «Уайдлкэтов», поднятая через 50 минут после первой. В результате второго удара было уничтожено немецкое судно «Терека» (5 000 т), небольшой каботажный пароход, поврежден транспорт «Ла-Плата», который выбросился на берег, потоплен войсковой транспорт. Потери атакующих составили три машины, остальные экипажи уже к 09.00 вернулись на «Рейнджер». Уже во второй половине дня три немецких самолета обнаружили «Рейнджер», но воздушный патруль отбил атаку, сбив два самолета.
В результате данной операции, как отметил С.Э. Моррисон, «… было потоплено шесть судов общим тоннажем 28 000 т, а четырем судам нанесены сильные повреждения. По немецким данным, немцы потеряли около 200 человек… Эти налеты показали, что флот и авиация США и Великобритании могут отлично взаимодействовать в составе одного оперативного соединения».
Достаточно высокая оценка, на наш взгляд несколько приукрашенная, особенно, что касается сложности стоявшей задачи и выделенных для ее решения сил. В сущности, до этой операции было уже достаточно совместных операций, да и противодействие противника сильным назвать нельзя.
Уже 6 октября CV-4 «Рейнджер» вернулся в Скапа-Флоу и вновь приступил к патрульной службе, вместе с британскими кораблями патрулируя воды на северо-западе в направлении Исландии. Однако вскоре (26 ноября) «Рейнджер» отбыл из Хваль-фьорда в Бостон, и на этом его активное участие в боевых действиях практически закончилось.
В 1945 году авианосец принял участие в испытательных учениях по тестированию радара раннего обнаружения воздушных целей, который впоследствии стал неотъемлемой частью в операциях авианосных соединений. После капитуляции Японии корабль вернули в состав флота Атлантического океана, где он и оставался до вывода из эксплуатации в октябре 1946 года. Авианосец был продан на слом в январе 1947 года, уступив место новым авианосцам Новой эры.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World WarTwo. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; • Friedman N. US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1983.; Grossnick R.A. United States Naval Aviation 1910-1995.-Naval Historical enter/Department of the Navy, Washington, D.C.-1997/- p.776.; Балакин, С.А. Авианосцы Второй мировой / С.А.Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006.- 256 с.; Больных, А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия / А.Г.Больных.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 320 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1(58) – 2004. – 32 с.; Каторин Ю.Ф. Авианосцы / Ю.Ф.Каторин. – СПб.: Галея-Принт, 2010. – 232 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т.Т.1/ Н.Полмар; пер. с англ. А.Г.Больных.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 698 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: