С городскими легендами мы сталкиваемся довольно часто. В разговорах с друзьями и родственниками, на улице, а то и в домовом чате WhatsApp иногда появляются жуткие истории, похожие на детские страшилки. Это и крысы–мутанты в метро, "группы смерти" в соцсетях и даже отравленные СПИДом иголки в креслах кинотеатров. Несмотря на то, что россказни выглядят, мягко говоря, сомнительно, они часто преподносятся как максимально достоверная информация – "сестра жены племянника работает в ФСБ, она нам та-а-акое рассказала".
Сейчас, в наш информационный век и время высоких технологий, этих страшилок стало меньше, либо они не выходят за пределы групп в мессенджерах и соцсетях. А ведь городские легенды существовали в нашем обществе всегда, и единственный канал их распространения был устный. Поэтому зачастую они принимали настолько гипертрофированные формы, что порой приходилось вмешиваться даже органам власти, чтобы хоть как-то успокоить впечатлительных граждан. А иногда эти самые власти наоборот, еще больше подливали масла в огонь, направляя очередную городскую легенду в нужное русло.
Жуки с неба
В СССР городские легенды выросли из всеобщей шпиономании, которая была характерна в 30-е годы, когда активно выявлялись "враги народа". Тогда в обложках школьных тетрадей бдительные граждане высматривали профили Каменева с Зиновьевым и контрреволюционные лозунги. Миллионы тетрадей были сожжены, но паранойя охватила всю страну – в невинной картинке пламени от спички на спичечном коробке народ видел профиль Троцкого, а на пионерском значке каким-то образом умудрялись рассмотреть аббревиатуру ТЗШ – "Троцкистско–зиновьевская шайка". Да что там далеко за примером ходить – вспомните "Чонкина" Войновича: "Каку вижу, каку слышу".
Но это все "цветочки" по сравнению с тем количеством городских страшилок, что накрыло страну в 50-е годы и продолжалось до позднесоветского периода. Возьмем колорадского жука. Это вредное насекомое родом из Мексики еще в середине XIX века добралось до США и довольно быстро распространилось по всей стране. В Европу жук попал в Первую мировую вместе с продовольствием, которым кормили американских солдат. Быстро завоевав всю Европу, в Советском Союз он проник с Западной Украины. Ну а свое победное шествие по стране жук начал как раз в 50-х годах.
Да, с ним боролись, снимая пионеров с уроков и отправляя тех на колхозные поля. Но главным оружием против колорадского жука была советская пропаганда. Именно она рассказывала про коварных американцев, которые бомбардируют нас ампулами с личинками жуков. Школьников даже специально просили не только искать и истреблять насекомых, но и собирать эти ампулы. Эта история тянулась вплоть до 80-х годов и пионеры всего Советского Союза продолжали искать на колхозных полях и жуков, и пресловутые ампулы.
БАМ и энцефалитные клещи
Бактериологическая угроза была вообще хорошей основой для возникновения городских легенд. Летом 1950 года началась Корейская война и тут же в газетах стали появляться тревожные сообщения о применении американцами бактериологического оружия. Основной страшилкой тогда были "чумные мухи", которых в специальных контейнерах сбрасывали на головы бедных корейских жителей. Советские газеты не жалели красок – то американские военные "разбросали по территории Северной Кореи желтые листья, пораженные бактериями", то подбросили "четыре бака мух, блох и пауков, зараженных болезнетворными микробами". Кроме этого подлые американцы под видом медицинской помощи кололи корейским детям прививки с сыпным тифом.
В СССР ни у кого не было малейшего сомнения, что все, что пишут в газетах – это правда, и чумные бомбы являются реальным оружием американских агрессоров. А между тем "бактериологические" семена упали на благодатную почву – еще почти 35 лет с тех самых пор диверсанты с ампулами стали неотъемлемой частью жизни советского человека.
Когда началось строительство БАМа была очень популярна история про американских террористов, которые пробираются в тайгу на стройку века и подбрасывают к рельсам ампулы с энцефалитными клещами. "Находишь такую ампулку, а в ней ватка и черные точки. Это клещи, которых американцы забрасывают".
Клещи были угрозой не только для БАМовских строителей, доставалось и жителям европейской части. Там распространителями заразы были финские туристы, которые приезжали в Советский Союз пить водку. Из окна автобусов они постоянно выкидывали всё те же ампулы с энцефалитными клещами.
А в Сибири была другая напасть – там лютовали китайцы. Они пробирались через границу и разбрасывали вдоль трасс и железных дорог стеклянные шарики, которые "преломляли солнечный свет и вызывали пожары в тайге". Ну и опять клещи – куда от них денешься. Вообще с китайцами было связано много городских легенд "страшного" толка. Например, привезенные из Китая ковры и большие цветастые полотенца ночью вдруг необъяснимым образом менялись и на них проступало светящееся изображение Мао Цзэдуна в гробу. Человек, увидевший это падает замертво от инфаркта.
Олимпиада и жвачка со стеклом
Всплеск городских легенд произошел в СССР с началом Олимпиады–80. И опять "чумная зараза" – излюбленный объект страшилок. Только в городах ее распространителем были не клещи, а крысы и мыши. Чтобы сорвать Олимпиаду, в Москву специально пробирались террористы, которые выпускали на волю десятки зараженных зверьков. Слухи эти выглядели примерно так:
В Москве замечены разбегающиеся по дворам мыши. Вызвали эпидстанцию. Оказалось, что они заражены.
Параллельно со "взрослыми" опасностями существовал и целый пласт "детских" страшилок. О, тут было где разгуляться! Иностранцы в таких страшилках разбрасывали по улицам красивые авторучки, которые взрывались если их поднять с земли. Раздавали заграничную жвачку со стеклом внутри или дарили джинсы, зараженные вшами или даже сифилисом.
Оказалось что у негров под кожей вообще живут личинки, которых те могут выпускать на волю. Однажды в четыре часа утра такой чернокожий "выдавливал этих личинок в стакан, который стоял в автомате с газировкой". Личинки те очень заразные и несут в себе чуть ли не половину всех известных миру инфекций. После таких "ужасов" потребление газированной воды в Москве на какое-то время резко падало.
Колбаса с хвостами
Огромное количество городских легенд было связано с едой. Это такой большой пласт народного фольклора, который и не осветишь в рамках статьи. Крысиные хвосты в колбасе и хлебных батонах, "красные ногти" там же. Истории о том, что "знакомый дяди моего друга" однажды подавился крысиной косточкой, откусив кусок бутерброда, рассказывались в СССР везде и всюду. Как и истории про бочку с квасом, которая случайно перевернулась, а из нее веером расползлись опарыши.
В отличие от откровенных детских страшилок про гроб на колёсиках, легенды об испорченной еде имели под собой вполне твердую основу. По убеждению народа в условиях тотального дефицита работники продовольственных предприятий экономили сырье, вот в продукцию и попадало то, чего в ней быть не должно. Прибавьте к этому тотальную антисанитарию, которая в представлении граждан царила на таких предприятиях, и получите стойкие городские легенды про крысиные хвосты и опарышей.
Истории, связанные с едой вообще оказались довольно живучими, пройдя сквозь эпоху и закрепившись в нашем сознании. Даже сейчас нет-нет, да возникают рассказы про крысу, которая упала в чан с манной кашей в детском садике и "20 детей отравилось, повариха повесилась, а заведующая застрелилась". И такие истории не искоренить ничем. Они яркий маркер нашего неспокойного времени. К сожалению, во все времена находились и будут находиться люди, которые будут не только в них верить, но и активно распространять. И это, увы, не победить.
Когда хотели, в Советском Союзе умели бороться с вредными слухами. И не только с ними, а и с реальными угрозами жизни населению тоже:
Смертельный сувенир. Или как всего за три недели в Москве победили эпидемию черной оспы
(При написании статьи была использована информация с сайтов: trends.rbc.ru; aif.ru; lenta.ru)