Сегодня речь пойдет о современном Православии. Точнее о том, каким оно должно быть на самом деле и о том, во что его превратили многие люди.
Преамбула: Приветствую всех! С вами снова священник Алексей Таах, редактор группы "Шутят православные" (бывш. "Православные шутят!"). Как многие знают, помимо служения я веду храмовую работу в интернете: принимаю имена на поминовение на службе, делюсь новостями прихода и так далее.
.
Если у Вас возникло желание поделиться этой статьей на своем сайте или на какой-нибудь интернет-платформе, но Вам нужен непосредственно текст, а не репост из Яндекс.дзена, то прошу: после текста допишите строчку:
► источник: https://dzen.ru/drplazz
Таким образом авторские права не будут нарушены.
Еще 2000 лет назад (приблизительно) Господь говорил Своим ученикам "берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф 16:6). Тогда ученики не сразу поняли, о чем речь, Господу пришлось им объяснить.
Когда Христос был на Земле, Он называл фарисеев лицемерами и обличал их формальную религиозность. И с негодованием относился к тому, что и в современном мире называют "фарисейством": неискреннюю веру в Бога, основанную лишь на формальном выполнении действий.
Например, закон о субботе, прописанный в Декалоге: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20гл.). Его Иудеи растолковали так, что никто из верующих иудеев в этот день не имеет права делать какое-либо дело.
То есть ни помыть посуду, ни покормить домашний скот (еду накладывали заранее на два дня), ни поднять что-нибудь с пола. Даже на улицу нельзя ходить, кроме как до синагоги и обратно.
И Христос обличал их. Объяснял, что суббота (в Иудее это седьмой день недели) - это не про безделье. И поэтому бОльшую часть публичных исцелений Он сотворил именно в этот день недели, чтобы показать бессмысленность этого "закона безделья".
Так же Господь обличал и многие другие проявления "формальной" религии. Жесткая правда, что фарисеи они отошли от искренней веры и делают все действия с пустым сердцем их очень оскорбляла.
И ведь не сказать, что фарисеи все были такие плохие... Апостол Павел и праведный Никодим были из их числа. Это были люди церковные. Они молились и творили милостыню, соблюдали посты; жили духовно строже, чем обычные люди. Формально они все вели праведную жизнь, но Господь смотрел на их сердца. Он критиковал не сами правила, а людей, которые поставили для себя правила выше веры.
Во главе спасения, все-таки, стоит искренняя вера в Бога, любовь к Богу и ближним. Религия - это форма выражения Веры. Но без наполнения искренней верой и любовью, эта форма будет пустой и бессмысленной.
Даже в Православии в разных странах внешняя форма различается и существует множество местных традиций, как например, в православной Африке игра на барабанах и танцы на службе.
И, увы, я соглашусь с таким утверждением (не знаю, кто автор), что если бы Христос пришел сейчас, Его бы тоже распяли. Почему? Да потому что сейчас, как и для фарисеев евангельских времен, для многих православных христиан формальные действия и внешние традиции стали важнее самой сути Веры.
И самое страшное то, что такие традиции порой смешиваются с Православием. Они передаются из уст в уста, поэтому бороться с ними очень трудно. А в период безбожия вообще было не до них, ведь шла борьба между Церковью и властью, а все эти мелочи казались не так значительны. Поэтому псевдоправославные традиции и суеверия распространялись наравне с каноническими знаниями.
Как писал Густав Малер, "традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу". И эта фраза прекрасно отражает нашу тему.
Вера в Бога, творение добрых дел, церковная служба, чтение молитв, соблюдение постов - это живая вера, тот самый "огонь", который мы призваны передавать другим. А эти околоцерковные традиции - это тот самый пепел, отпадающий от огня веры.
Стоит сказать, что некоторые традиции изначально имели смысл и в своё время были нужны. Но когда необходимость в них отпала, люди продолжили их чтить и соблюдать. Поклонение пеплу.
Пример: набрать на Крещение Господне в полночь воды из-под крана и верить, что она святая-Крещенская. Знакомо? Объясняю.
В годы безбожной советской власти людей максимально старались отдалить от Церкви всеми способами. В ход шли все способы. Пропаганда была делом обычным. А все церковные праздники обязательно ставились рабочими днями, чтобы у людей не было возможности пойти в храм.
А в такие дни, когда в храмах принято совершать ночную службу (Пасха, Рождество и Крещение), работникам по возможности старались дать ночную смену. И многие верующие шли заранее к своим священникам с плачем, мол, как быть? Ведь и воды набрать хочется, и помолиться, а в храм никак не сходить, да и соседи обязательно донесут, если в такую ночь пойду, ведь друг за другом тогда следили очень строго.
Тогда и была введена такая практика. Верующий набирал в крещенскую ночь воду из-под крана, зная, что сейчас идет ночная служба, что священники молятся в храме чином Великого освящения воды (совершается только раз в году, в этот Праздник) и сам молился. И действительно, Господь по вере людской, освящал эту воду. Есть бессчётные свидетельства, что она долго не портилась, чем святая вода всегда отличается от обычной воды, взятой в том же водопроводе в обычное время.
Почему эта традиция сейчас - "пепел"? Да потому что к ней стало совсем другое отношение.
Одно дело, когда верующий Хочет, но не может попасть в храм на крещенскую ночную службу; хочет, но не может принести свою воду в храм на великое освящение. Он набирает дома воду и тайно молится, в то время, пока в храме идет служба. В этом случае понятно, что освящение Богом домашней воды - снисхождение к ситуации.
Другое дело, когда Человека никто в вере не притесняет, у него в эту ночь выходной, открытый храм совсем недалеко от дома. Ничто не мешает ему набрать воды и прийти на службу, кроме собственной лени.
И... "Не пойду я в эту Церковь, что мне там торчать, я ща воды с крана наберу и буду спокойно спать/напиваться в честь праздника, а эта вода в кране сама по себе святая".
Как Вы считаете, освятит ли Бог воду при таком отношении? А вот традиция осталась и стала псевдоправославной, с ней теперь очень трудно бороться.
Такие неверные традиции обширны и существуют в Церкви повсюду, начиная с так называемого "бабкиного богословия" и заканчивая тем, что порой становится традицией какого-нибудь храма (но это, слава Богу, гораздо реже).
Для начала предлагаю повеселиться как раз на тему "бабушкиного богословия", а потом перейти к более серьезным темам. Я расскажу несколько своих примеров, а Вас, дорогие, попрошу рассказать в комментариях несколько примеров из Вашей практики.
Когда я был ещё семинаристом, нас в составе мужского хора иногда приглашали на большие службы в разные храмы. Ну и очередной раз, когда мы с ребятами перед службой решили поставить свечи, на подсвечнике горела только лампадка в центре.
Как правило, в храмах запрещено зажигать свечи от лампад: воск плавится и может капнуть в масло. Убирать эти восковые капли - дело неприятное. Но мы-то люди опытные: освободили заранее фитиль от воска, чтобы он сразу загорелся, а воск не успел начать плавиться.
И тут подбегает бабулька: "Вы что делаете, нельзя зажигать от лампады, это грех! А еще семинаристы!". Ну я попытался объяснить, что это не грех, а практика, про фитиль, капли, про то, что мы сделали вот так-то... Ответ поразил: "Ой, вы просто молодняк, поэтому ничего не знаете!". Занавес.
Да. Существует целая группа суеверий, связанных с незнанием причин или запретов в служебной практике. Тут и запрет на задувание свечей (восковые брызги могут попасть на облачение или утварь, их трудно убирать), запрет проходить между центральной иконой и иконостасом (чтобы не толкаться с людьми: на службе это пространство иногда нужно служащим), запрет целовать икону накрашенными губами (кому-то потом придется отмывать отпечаток помады) и так далее. Если церковные работники не понимают причин, ответ на всё один: это грех!
А еще множество суеверий дошло до нас со славяно-языческих времен и из других культур. Сюда относится запрет ставить свечку левой рукой (привет мусульманам), передавать свечу с левой стороны (оттуда же), в случае чего плевать через плечо (осталось от языческих предков), запрет на любой труд в воскресенье и церковные праздники (привет иудейскому шаббату), использование веток вербы после Вербного Воскресенья для исполнения желаний (славянское язычество) и так далее.
Отдельная тема - погребальные и заупокойные суеверия.
Страх перед смертью и покойниками всегда создавал вокруг себя множество нелепых традиций. Вера во всемогущество Бога? Не слышали, наверное. Вот несколько примеров:
Подержать покойника за ноги на отпевании, чтобы покойник не являлся во сне (на практике, насколько я знаю, не работает);
Ничего не брать с собой с кладбища, дабы не притянуть оттуда "энергию смерти", которая приблизит смерть близких (тогда и одежду бы оставляли на кладбище, да и сами бы там оставались, туловище ведь тоже было на кладбище).
Некоторые умники "заземляют" покойника проводом в горшок с цветком, чтобы "не портился и привыкал к земле" (а мой дедушка старое радио заземлял к отопительной батарее, чтобы оно током не билось).
А один знакомый мне священник рассказывал, как он пришёл отпевать на дом (тогда еще не запрещено было) и увидел прямо под гробом на полу топор. Спросил, зачем - ему ответили, что так одна бабка сказала сделать. Почему и зачем - никто не знал.
Опять же, прошу написать в комментариях свои примеры :)
Это все происходит из-за того, что начиная с СССР и до сего момента в стране практически нет духовного образования в школах или ВУЗах, даже на уровне культурологии. И поэтому люди, впервые приходя в храм, сталкиваются с этим самым "бабкиным богословием".
Пока вера была под запретом, эти самые бабушки, зачастую необразованные, берегли все свои знания, передавали их из уст в уста. Благодаря им, во многом, Церковь выжила. Но, как было сказано выше, вместе с церковной практикой передавались и суеверия.
Есть в народе такая тенденция: "где не знаю, там придумаю".
Отсюда и указания, что внешний вид у людей должен быть, как у бабушек; и мыться и чистить зубы "нельзя" перед службой и после, чтобы "благодать не смыть" и много чего еще.
Как же много людей были отпугнуты такими "вахтёршами" в храме. То юбка недостаточно длинная, то в штанах нельзя, то без платка нельзя...
Помнится, перед отпеванием я как-то заметил, что несколько молодых женщин стоят у дверей храма на улице, не заходят. Выяснилось, что у них не было с собой платков и юбок... И какая была у них радость, когда я им объяснил, что душа важнее тряпки и они имеют полное право войти и молиться за своего усопшего.
Но более всего меня позабавило объяснение этого "дресс кода". Оказывается, благодать на мужчин льётся сверху и задерживается внутри штанами. А в женщин поднимается снизу, юбка её пропускает и платок задерживает. Вот такая вот метафизика :)
Разумеется, источник такой информации - ОБС (Одна Бабка Сказала).
Помнится, я раньше делал подборку суеверий шутки ради. Именно через них меня пригласили редактором в "Православные шутят". Вот несколько моих любимых (листаем):
С одной стороны это действительно доходит до смешного. Но ведь многие люди верят во всё это. И убеждать бесполезно: "моя мама так верила, моя бабка так верила, прабабка итд; а ты просто молодняк, поэтому ничего не знаешь".
Беда в том, что вера подменяется этим "православным язычеством" и магическим отношением. Это уже не вера в Бога, а вера в магические предметы, магические дни, магические действия.
Бог, вроде бы как, уже и ни при чём. Эти праздники, вещи и действия, по мнению суеверных людей, действуют сами по себе. Не нужно молиться, исповедоваться, причащаться и творить добро. Пособоруйся 21 раз за пост, отрасти длинные волосы - будешь автоматически святым и можешь стать хоть маньяком-убийцей, всё равно спасёшься. Логика такая.
И среди такой формальной веры появляются люди, о которых я писал в прошлой статье: живущие в страхе сделать что-либо не по правилам и ненависти ко всем, кто не считает так же.
В итоге, для одних Православие становится сводом магических правил, для других - пожизненной рабской пыткой, а третьи, видя их, не хотят такой жизни и если и заходят в храм, то только по какой-то потребности: отпеть, покрестить, освятить...
Почему? А всё по одной и той же причине: такие люди забыли о самом главном: Бог любит нас и ждёт нашей любви в ответ. Любви искренней, любви к Богу и ближним. Эта любовь стоит превыше всех формальных правил. В этой любви, как сказал Господь (Мф 22:40): "...все законы и пророки".
_____________________
Благодарю, что дочитали до конца!
Не стесняйтесь написать свое мнение в комментариях, ведь именно в общении рождается истина. Иногда, увы, даже в спорах.
И не забывайте, дорогие братья и сестры, что "палец вверх" и кнопка "подписаться" для вас ничего не стоит, а для меня это будет немалая помощь: чем больше Вашей активности на моем канале - тем он лучше будет продвигаться в алгоритмах Яндекса!
А тем, кто поделится этой статьей со своими близкими - особая благодарность и почёт! :)
Нажмите здесь, чтобы открыть полный список статей
Сайт храма: sofronyirk.cerkov.ru
Если Вы желаете написать на поминовение имена Ваших близких (о здравии и упокоении) на Божественной Литургии в нашем храме, размещаю ссылку: нажмите здесь.
Пожертвования добровольные.
Если у Вас есть вопрос, напишите его в личном сообщении ВК: https://vk.com/drplazz
Ссылка для "донатов" (добровольной поддержки автора): https://money...