118,2K подписчиков

Как определить, что ШРУСы "отходили свое", даже если они не "хрустят". Несколько простых и понятных признаков

106K прочитали

Одна из наиболее частых поломок на большинстве переднеприводных автомобилей связано именно с выходом из строя шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов). Случается это зачастую потому, что какого-то регламента обязательной замены их нет. Да и нелогично это, зачем менять, когда оно там спокойно себе ходит, крутится-вертится и проблем не создает.

Но из строя ШРУСы все-таки выходят и причин у этого масса. Начиная от "разгильдяйства" владельца авто, который за своей машиной не следит, и банальной экономии на запчастях, до установки колес нештатного размера, "спортивной" езды и прочих нюансов. Все это так или иначе сокращает ресурс этих важных узлов, а ведь без них машину даже с места не сдвинется.

Одна из наиболее частых поломок на большинстве переднеприводных автомобилей связано именно с выходом из строя шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов).

И чтобы вдруг внезапно не остаться "без колес" в самый неподходящий момент с разломанным ШРУСом и без возможности добраться до места на чем-то кроме троса или эвакуатора, достаточно вовремя заменить эту деталь. Благо, понять, что ШРУС уже "на подходе" и свое отбегал довольно просто.

Здесь есть несколько простых признаков, о них и расскажу дальше.

Сначала о том, как определить, что неисправен какой-то наружный ШРУС.

Здесь все максимально просто, уверен, что для многих не будет в этом никакой тайны и секрета.

1. По ободу колеса или на элементах подвески внезапно накидана смазка, расходящаяся как раз от центра колеса. Это первый признак того, что ШРУСу требуется повышенное внимание, ведь пыльник здесь давно "закончился".

Из порванного пыльника ШРУСа смазка легко вылетает, а незащищенный шарнир подвергается воздействию пыли, песка, воды и всего того, что летит с дороги. Ничего хорошего ШРУСу от этого не будет, поэтому самый простой и действенный способ здесь - как можно раньше заменить пыльник, промыв ШРУС и набив туда новой смазки.
Однако если пыльник порван давно, а смазки за ним почти нет, то, вероятнее всего, в этом случае поможет только полная замена узла в сборе.

Порванный пыльник, из которого давно начала вылетать смазка
Порванный пыльник, из которого давно начала вылетать смазка

2. Трогание с места может происходить с рыками, похожими на своеобразные толчки. Это говорит о том, что канавки в гранате уже "подразбило" и в них есть выработка. Поэтому прежде, чем грешить на неисправности двигателя, коробки или сцепления, лучше проверить ШРУСы, они, как-никак, и подешевле будут, чем остальные узлы.

3. Тот самый признак, о котором знает практически любой автолюбитель - хруст и треск при трогании с места под нагрузкой. Особенно явно этот признак выражается при движении с вывернутым рулем, этот звук ни с чем не спутаешь.
Достаточно посильнее вывернуть руль, поддать газку и резко тронуться с места, как неисправный ШРУС может не только захрустеть, но и вовсе рассыпаться. Такие эксперименты из разряда "вредных советов" я вам повторять не советую. Однако если слышится характерный хруст с какой-либо стороны - ШРУС явно под замену и набивка новой смазки с промывкой узла помогает в редких случаях.

Одна из наиболее частых поломок на большинстве переднеприводных автомобилей связано именно с выходом из строя шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов).-3

4. Еще один мало очевидный признак, с которым столкнулся лично на одном из прошлых автомобилей. В движении нет никаких посторонних звуков (хруста, щелчков и прочего), в том числе с вывернутым рулем и под нагрузкой. Однако стуки и щелчки появлялись при повороте руля на месте.

Прежде чем выявить, откуда идет этот звук, проверил всю подвеску с рулевым, но проблема оказалась именно в неисправном ШРУСе. При повороте руля на месте издавалось 2-3 характерных для неисправной "гранаты" щелчка.
После замены неисправного ШРУСа посторонний звук пропал.

Одна из наиболее частых поломок на большинстве переднеприводных автомобилей связано именно с выходом из строя шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов).-4

С наружными ШРУСами все понятно, но как понять, что внутренние шарниры отходили свое?

Тут признаков поменьше, скорее даже всего пара, но они явные и очевидные.

1. Основной признак, с высокой долей вероятности указывающий на неисправность внутреннего ШРУСа - вибрации при разгоне и движении автомобиля под нагрузкой. Например, при подъеме на горку или движении внатяг на нагруженном авто.

При том вибрацией это назвать довольно сложно, это, скорее, похоже на "разматывание" машины из стороны в сторону, которое происходит с высокой частотой. По ощущениям это можно сравнить с ездой на гнутом "восьмеркой" колесе. Именно поэтому, в первую очередь, при возникновении такого признака, спецы в автосервисах рекомендуют проверить балансировку колес или вовсе махнуть их местами.

Игольчатые подшипники в трипоиде могут износиться до такой степени, что попросту вываливаются при попытке разобрать узел
Игольчатые подшипники в трипоиде могут износиться до такой степени, что попросту вываливаются при попытке разобрать узел

Стоит сказать, что вибрации при движении могут возникать и из-за наружных шрусов, но это бывает в крайне редких случаях при слишком большой выработке рабочих поверхностей. При таком раскладе ШРУС натурально готов рассыпаться в любой момент.

2. Еще один признак - появляющиеся стуки при езде по ухабам и неровностям. Из-за изменения высоты подвески на неровной дороге шарнир начинает работать "в другой плоскости", передавая крутящий момент колесу под углом. Неисправный ШРУС плохо работает на больших углах и выдает себя теми самыми щелчками, стуками, а порой и хрустами.

Внутренний ШРУС (трипоид) от VW Passat b5+
Внутренний ШРУС (трипоид) от VW Passat b5+

Есть "народные" способы проверить, что внутренние шрусы неисправны. Достаточно посильнее загрузить заднюю ось, чтобы "морда" у машины приподнялась, и в таком положении начать движение. Если ритмичные стуки появляются вновь - внутренние шрусы под замену.
Второй "народный" метод более "гуманный" - нужно вывесить автомобиль, например, на подъемнике, а затем плавно "тронуться", после чего слегка поджимать педаль тормоза. В случае неисправности какого-либо шруса он обязательно проявит себя характерным стуком.

Внутренний шрус на VW Passat B5 имеет крепление к АКПП болтами
Внутренний шрус на VW Passat B5 имеет крепление к АКПП болтами

Я же проверяю "в ручную". Достаточно пошатать рукой привод рядом с внутренним Шрусом, чтобы понять есть в нем люфт или нет. Наличие такого "свободного хода" прямо говорит о том какой ШРУС нужно заменить. В этом случае и гадать не придется, с какой стороны была неисправность. Единственный недостаток такого способа проверки в том, что как бы там ни было под придется лезть под машину.

Наличие люфта в перпендикулярной к приводу плоскости с высокой долей вероятности указывает на то, какой трипоид неисправен
Наличие люфта в перпендикулярной к приводу плоскости с высокой долей вероятности указывает на то, какой трипоид неисправен

Естественно, история с надорванным пыльником в равной мере относится к внутренним и наружным ШРУСам. При этом стоит помнить еще и тот факт, что изначально кривой привод, на который установлены шарниры, может давать вибрации и довольно быстро изнашивать новые и качественные ШРУСы. Если есть подозрения в том, что виновник именно в приводе, стоит и его проверить на кривизну.

Правый привод от VW Passat b5+
Правый привод от VW Passat b5+

Какие вы знаете признаки неисправностей и скорой замены ШРУСов, делитесь ими в комментариях, будет интересно узнать ваш опыт.

Спасибо за внимание.