ИРРАЦИОНАЛИЗМ - это когда познание мира через разум отрицается, ну или принижается, а на первом плане познания выдвигается: инстинкт, интуиция, озарение, воображение, чувства и даже презрение.
Это направление в философии является полной противоположностью РАЦИОНАЛИЗМУ. Соответственно, в рационализме познание мира идёт исключительно через разум, который, как выявил Кант – имеет пределы (Вещь в себе). Проще говоря, если есть черное, значит есть и белое. Если есть познание миру через ум, значит есть и через чувства. И эта история совсем не о том, что противоположности сходятся.
До иррационалистов философы относились к человеку как к части природы, или божественному творению. А если так, то для познания сущности человека, надо исходить из законов природы или божественной субстанции. И тут на арене появляется философ из Дании по фамилии Кьеркегор, весьма оригинальный человек, который придумал себе эпитафию «этот единичный». Почему? Потому что этот философ первым заявляет, что каждый человек уникален, поэтому сущность его человечекая неповторима, следовательно, рациональный методы для познания его сущности не действуют. Этот датчанин заявлял, что наше существование дано нам в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. И не просто переживаниях, а в переломных моментах жизни, когда человек определяет свой жизненный путь. В этот момент приоткрывается истинный смысл нашего существования. Кстати, в режиссуре так же: персонаж раскрывается в переломных моментах, и чем больше таких моментов, тем интереснее персонаж. Пожалуй, в жизни так же, но не забываем, что мы говорим об иррациональном, соответственно человеческое существование не может быть выражено в целиком рациональной понятийной форме.
Тогда что же определяет основу бытия отдельного субъекта, если не пути господни или матушка природа? А очень просто: выбор жизненного пути. Когда человек совершает выбор, в этом проявляется его истинное существование. И в этом и есть свобода человека, ибо выбор совершает не кто-то или что-то за нас, а сам человек. И вот казалось бы, что тут чистой воды гуманизм (человек есть мера всех вещей; человек центр вселенной и т.п.). Но фиг там... Философия Кьеркегора носит религиозный христианский характер. Почему?
Именно религиозная христианская философия предлагает человеку два пути – загробное спасение или загробное проклятие в аду. Ну а датчанин полагает, что раз в этом направлении есть выбор, то есть и свобода. Не будь такого варината, так не было бы и свободы. НУ проще простого ведь, но человек же не сразу такое осмысливает. Вот поэтому Кьеркегор выделяет три стадии существования человека (иногда, человек может оставаться только в одной стадии, ну датчанин полагал, что в идеале пройти все три):
- эстетическая,
- этическая
- религиозная
Эстетическая стадия. Основа этой стадии чувства и наслаждения (не только секс, наркотики и рок-н-ролл), ещё и интеллектуальные наслаждения. Эта игра чувств и наслаждения обусловлена внешним миром. В распоряжении эстетика музыка, театры, женщины (ну и мужчины, как вариант), кабаки, вино, путешествия. Но следуя по этому пути, человек неизбежно приходит к скуке и разочарованию. Но, по мнению Кьеркегора, большинство людей так и остается на этом уровне существования. Воплощением этой стадии является Дон-Жуан.
Этическая стадия. Жизнь подчинена чувству долга и исходит из моральных принципов. Этическим идеалом этой стадии является Сократ (этот парень, кстати, и является фундаментом христианства, хоть и непризнанным, ибо христианство давит на мораль, однако непризнанные, так как в христианстве мораль не основная составляющая). Воплощением этической стадии является законный брак. Основной недостаток этой стадии жизненного пути является стремление к утилитарному счастью, т.е. семейному в первую очередь (создать свой мещанский уголок и жили они долго и счастливо, вот и сказочке конец), и отсутствие свободного выбора, так как человек исходит из закона морали в своих поступках.
Религиозная стадия. На этой стадии человек может преодолеть всеобщий моральный закон. Человек находится в определенных взаимоотношениях с Богом внутри него. Человек на этой стадии обладает свободой, он делает выбор сам, исходя из себя самого и своей внутренней сущности, то есть никто ему никаких условий не диктует и сатана не сидит у него на левом плече. Воплощением этой стадии является Авраам. Согласно библейскому сюжету Авраам услышал голос Бога, который повелевал ему принести в жертву своего сына. Авраам оказался в ситуации выбора, так как должен был решить дилемму - подчиниться моральному закону и сберечь жизнь сыну, или послушаться своего внутреннего голоса (поскольку Авраам не знал наверняка, что это был именно голос Бога) и довериться велению Бога. Авраам по преданию решил послушаться Бога, а значит, своего внутреннего ощущения и принести в жертву сына. Но это было лишь испытания Господа, он сохранил жизнь сына, а в честь величия Господа принес животную жертву. И вот в этом варианте окончательное хана рационализму, ибо, если рассматривать данную историю сквозь призму разума, то Авраам сумасшедший, к тому же опасный для окружающих. Но если смотреть сквозь призму чувств, то Авраам может показаться очень классным парнем. Почему классным? Да потому что он на первый план ставит личное, отодвигая на задворки всеобщее. Для Авраама важнее субъективная убежденность, соответственно и истина у него своя. Вот этим он и свободен в выборе.
Надо отметить, что данные стадии – это априори хорошо, так как есть осмысление жизни, в отличие от обывателя. Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Лично я по прежнему свожу веру к психологии. Любой человек испытывает страх о том, что он конечен, а религия обещает вечную жизнь. Чем старше становишься, тем ближе смерть, да и параллельные встречи с ней становятся более частыми, ведь человек начинает чаще наблюдать смерть знакомых и близких. В молодости то смерть далекая абстракция. Она вроде как будет, но где-то всё это очень далеко, так далеко, что и осмыслять здесь нечего. Кьеркегор же пишет, что на религиозной стадии человек приходит к подлинному пониманию экзистенции, к подлинному Я.
На Кьеркегор ставит приоритет индивидуального над общим. Религия не религия, а главное у него человеческое существование. Реальность можно познать исключительно субъективно, а это никак не относится к рациональному способу