Найти тему
О Москве и не только

Думы о философии Ницше

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Личность Фридриха Ницше крайне противоречивая как и его философия.

В нацисткой Германии здорово воспользовались его идеей о сверхчеловеке в утверждении своего геноцида. Но быть может Ницше и фашизм бескрайне далеки друг от друга? Надо по порядку, ведь философия Ницше разделяется на периоды. Итак...

Ранний период философии Ницше.

Начнём!

Основа движения к развитию человеческой личности и мысли – это переоценка ценностей. Эта мысль будет основной во всех периодах философии Ницше. Итак, человеческий дух должен пройти три превращения. Первое превращение, когда дух становится верблюдом; второе превращение, когда верблюд становится львом; третье превращение: лев становится ребёнком. Именно так и никак иначе.

Ницше, мягко говоря, не очень хорошо относился к отсутствию развития в человеческом обществе и пытался найти парадигму координат. Важно начать, а это самое трудное для человека, поэтому самое тяжелое превращение - это превращения верблюда, навьюченного духа. Он идет по пустыне. Верблюд воздержанный, почтительный к общепринятым ценностям. И чем глубже он в пустыне, тем ближе его второе превращение, которое обязательно произойдёт коли верблюд двигается. Дух становится львом. Действия льва направлены на получение свободы. Лев безмерно жаждет свободы. Для этого он должен сразиться со своим врагом и добиться победы в сражении - с великим дракон. "Ты должен" - имя этому великому дракону. Но лев возражает: "Я хочу!". В свою очередь дракон ему отвечает: "Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность - это реальность, поэтому поистине "я хочу" не должно больше существовать". Лев не может создавать новые ценности, но он может бороться за свободу, чего не может верблюд. Если лев добывает свободу, то он может сказать категорическое НЕТ перед долгом. Свершив это, он превращается в ребенка. Казалось бы был ЛЕВ, а тут РЕБЕНОК, как-то несопоставимо, но есть объяснение. Ребенок способен на игру. Игра даёт возможность творить, созидать, создавать новые ценности. Так дух обретает новые ценности.

На смену раннему периоду приходит поздний. Этот период куда сложнее, да и Ницше становится во многом жестче в восприятии мира. Не буду описывать личность Ницше, так как это отдельная история. Лишь вкратце скажу, что человек он был конфликтный и ближе к концу дней начал сходить с ума. Тем не менее философия его определила вектор развития человечества во многих аспектах. Поэтому далее:

Поздний период философии Ницше.

Мир вне нашего существования не существует, полагал Ницше. Вплоть до философии Канта считалось, что существует два мира: мир в себе, который недоступен нашему восприятию и окружающий нас мир. Ницше же возводит новую точку зрения: этот мир неразделим. Подлинный мир является единым целым, которое представляет саму жизнь. В подлинном мире нет дихотомии - разделения на дух и материю, субъективное и объективное. Центральным понятием окружающего мира является жизнь. Как же определить, что есть жизнь? Дать характеристику! Характеристикой жизни является воля к власти и становление.

Но есть в этом мире проблема, и проблема эта вероятнее всего неразрешима – эволюция видов. Вернее не сама эволюция, а в том, кто стал её вершиной – человек. Дело в том, что человек наиболее страдающее существо в природе. Значит, лучше найти альтернативу эволюции, ибо она конечна и неудачна. Тогда появляется идея ВОЗВРАЩЕНИЯ. Ницше считал, что всё возвращается. И паук возвращается, и положение планет возвращается, и наши мысли возвращаются, и даже сама мысль возвращения – возвращается.

Вечно возвращаться как-то не очень круто, поэтому надо чего-то делать. Для того, чтобы не было вечного возвращения, должно быть вечное становление, но для вечного становления должна быть вечно возрастающая сила во вселенной. Вот только Ницше пришел к выводу, что такой силы нет. Как так нет? А потому что пространство конечно, следовательно конечность времени, конечность силы во вселенной и законы сохранения, которые неизбежно приводят к вечному возвращению.

Раз так, то надо познавать этот конечный мир. И этот самый мир познается только через интерпретацию. Реальность воспринимается только индивидуально, поэтому каждый субъект в процессе познания пропускает реальность через своё восприятие и через призму «мирка» выдает знание. Это самое знание именуется интерпретация. Законы природы аналогично подвержены такой интерпретацией. А если так, то любая истина – это заблуждение нашего собственного мирка. Истина сугубо индивидуальна, и лишь заставляет создать собственный «мирок». Так же и с наукой, ученые живут в собственном мирке, в мирке познания.

Этическим идеалом Ницше становится сверхчеловек. Но для начала надо разобраться с замесом христианства и человеческого мира. Христианство – религия рабов, созданная рабами. Оно было создано слабыми в целях самозащиты, а главное в этой самозащите – равенство. Не могут люди быть равны, один всегда сильнее другого. А христианство говорит о равенстве, поэтому объединяет людей слабых, и если человек принимает такую религию, то тоже становится слабым. Ницше очень надеялся, что будущее человечества связано не с христианством, а сверхчеловеком. То есть тем, кто независим от ложных истин и способен создавать свои собственные.

Основные черты сверхчеловека, которые выделил Ницше:

  • · Он не страдает
  • · Он честный
  • · Его поведение выше всеобщей морали.

Однако, систематической проработки образа сверхчеловека в его философии нет. Это скорее отдельные черты, наброски такого образа. Короче говоря, образ главного героя незавершен. И это большая проблема, поскольку интерпретации были и есть весьма специфичные. Но я приведу две основные.

Первая интерпретация - это нацистская, когда рассматривается сверхчеловек по отношению к другим людям. Вторая интерпретация - гуманистическая, в которой речь идёт о сверхчеловеке по сравнению с самим собой. Это позволяет изживать свои слабости, свою заурядность и стремиться к высшим идеалам.

Помимо религии, досталось и демократии с социализмом, да в целом любые формы государственного устройства для него были неприемлемы, так как они нацелены на нивелировку человеческой личности, превращения индивидов в «песок», как едко подметил Ницше. Разрешить проблему можно обратившись к «Государству» Платона и милитаризации государства. Идеальное государство должны быть построено по казарменному принципу.

К сожалению, Ницше порою интерпретируют весьма специфично. Одновременно это и понятно, ибо сама философия Ницше многослойна и противоречива, равно как и личность философа, с чего я и начинал.