Выпускница Центра детского творчества города Абакана Регина Кокова стала студенткой Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве. В нашем городе она окончила класс фортепиано педагога Марины Владимировны Майер. С успехом сдав специальность и коллоквиум — оба раза на 100 баллов, девушка поступила на инструментально-исполнительский факультет академии.
Российская академия музыки им. Гнесиных — один из двух базовых ведущих музыкальных вузов России и мира, наряду с Московской консерваторией им. П.И. Чайковского. Но при этом академия является единственным высшим учебным заведением, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.
Обучение игре на фортепиано Регина начала в Центре детского творчества в 2007 году, завершила в 2018-м. За 11 лет девушка неоднократно становилась лауреатом Всероссийского конкурса музыкантов и художников им. А.А. Кенеля (2012, 2014 и 2016 гг.), а также победителем различных городских и республиканских исполнительских фестивалей. Выступала с симфоническим оркестром Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова.
В 2018 году она поступила на фортепианное отделение музыкального колледжа Абакана в класс Ирины Николаевны Никифоровой. На протяжении четырех лет обучения девушка также неоднократно становилась призером всероссийских и международных конкурсов, а в этом году взяла серебряную медаль на Дельфийских играх.
Сегодня мы поговорим о Регине с ее первым педагогом, выдавшим ей путевку в жизнь, — Мариной Владимировной Майер. В Центре детского творчества Абакана Марина Владимировна преподает с 1999 года. До 2015 года работала педагогом в хоровой студии, одновременно давая уроки игры на фортепиано. В 2015 году создала собственную вокальную студию «Доминанта» и начала преподавать вокал.
— Марина Владимировна, скажите, как развить талант у ребенка и вывести его на столь высокий уровень?
— Случай с Региной — уникальный. Она с мамой пришла ко мне в возрасте 5 лет, а ушла — в 16. И все эти годы ее мама, Валентина Варламовна, не пропустила ни одного нашего с Региной занятия. Я уверена, что именно благодаря маме, ее заинтересованности и неотступности от намеченной цели, стал возможен столь высокий результат. Ведь на первых порах Регина не проявляла музыкальных способностей, она была эмоционально очень зажата; на начальном этапе не умела петь интонационно чисто, т. е. была ребенком»гудошником»; были трудности с чувством ритма. Музыкальные педагоги знают, что развить у детей чувство ритма очень сложно. Но зато Регина была умным и старательным ребенком и всегда качественно выполняла домашние задания по фортепиано. Все знатоки согласятся со мной, что ежедневные занятия — залог роста музыканта-исполнителя. У детей регулярные занятия могут организовать только родители. Как бы ни был опытен и талантлив педагог, как бы ни был даровит ребенок, без помощи и контроля со стороны родителей такой результат невозможен. Образно выражаясь, педагог и родитель — те самые два крыла, которые помогают ребенку взлететь.
— Получается, что из любого малыша можно вырастить профессионального музыканта?
Да, я абсолютно уверена в этом. Конечно, педагогу легче работать с ребенком, музыкально одаренным от природы. Но, как показывает мой педагогический опыт, дети более организованные и старательные добиваются более высоких результатов.
Мне всегда было интересно работать с Региной, потому что каждое занятие продвигало нас на новый уровень. Я писала подробное домашнее задание: сколько минут и как работать над определенным этапом произведения, а дома Регина с мамой садились за инструмент и по дневнику точно выполняли домашнее задание. К тому же Регина ставила передо мной порой весьма сложные задачи, и мне, как педагогу, находящемуся в постоянном поиске, было очень интересно их решать. Например, как из ребенка-меланхолика в жизни воспитать ребенка-холерика на сцене.
— А подскажите, Марина Владимировна, что самое главное на начальном этапе обучения игре на фортепиано?
— В действительности самое сложное и в то же время самое важное — это научить ребенка работать с нотным текстом. За годы преподавания в хоровой студии мною была разработана авторская методика, которая позволяет ребенку быстро и качественно выучивать музыкальное произведение. Я учу детей работе с нотным текстом с первого же занятия. Ведь основой освоения любой науки является именно чтение и осмысление текста. Пианист читает нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали, сразу перекодируя нотные знаки в звуки, ведь у фортепиано 88 клавиш и каждой клавише соответствует определенное нотное обозначение. За все годы моей работы не было случая, чтобы ребенок, придя ко мне в 5 лет и научившись работать с нотным текстом, не стал отличником в школе. Потому что если ребенок читает ноты трехмерно, ему ничего не стоит осилить школьные предметы, где текст осваивается одномерно по горизонтали.
— Получается, что игра на фортепиано помогала Регине учиться в школе?
— Конечно! К тому же у пианиста, благодаря моторике пальцев обеих рук, хорошо развиваются оба полушария. Но и это не все бонусы. Работа над звуковым образом в музыкальном произведении развивает творческое начало в ребенке — фантазию и воображение. Попробуйте в звуках нарисовать музыкальную картинку, например образ Бабы-яги из «Детского альбома» Чайковского или злобного тролля из сюиты «Пер Гюнт» Грига.
— А какие еще знания, умения и навыки необходимы для того, чтобы нарисовать в звуках музыкальную картинку?
— Прежде всего это становится возможным благодаря техническим навыкам исполнителя, то есть фортепианной технике. Регина поступала в музыкальный колледж Абакана с очень сложной фортепианной программой, в том числе с трансцендентным этюдом Ф. Листа «В гневе». Это очень непростое музыкальное произведение, требующее от музыканта высокого уровня профессионализма и технических возможностей. После вступительного экзамена мы слышали от многих педагогов музыкального колледжа: «Вы играете так, как не играют многие наши выпускники!»
За 11 лет Регина овладела полным техническим арсеналом, необходимым исполнителю-виртуозу. Уже в 14 лет она была моим помощником и концертмейстером вокального ансамбля мальчиков студии «Доминанта». Регина научилась прекрасно читать с листа, чувствовать мои дирижерские намерения и удовлетворять, как профессиональный концертмейстер, мои дирижерские запросы.
— Получается, что Регина оканчивала ЦДТ уже готовым музыкантом?
— Можно сказать и так. Но, конечно, обучение в музыкальном колледже у Ирины Николаевны Никифоровой раскрыло Регину как зрелого и глубокого музыканта-исполнителя, научило ее служению госпоже музыке, потому что я не встречала в своей жизни ни одного музыканта, который бы так же, как Ирина Николаевна, в прямом смысле этого слова служил музыке. Для меня она самый яркий пример неутомимого труда и самосовершенствования.
— Марина Владимировна, есть ли у вас свой профессиональный секрет?
— Не знаю. А может, секрет настоящего педагога заключается в том, что если верить в ребенка, поддерживать его лучшие качества и «дорисовывать» его недостающие черты, а также неустанно внушать ребенку веру в себя, то чудеса случаются?!
Безусловно, каждый ребенок уникален! Хочется пожелать родителям и детям встретить своего педагога, который поверит в ребенка, приложит все усилия, чтобы развить его талант и вывести на высокий творческий уровень.
А вы об этом знали?
Российская академия музыки имени Гнесиных отсчитывает свою историю с 15 февраля 1895 года, когда начало работу Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных.
В 1919 году школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации.
В 1920 г. произошло разделение на детскую музыкальную школу и техникум. В 1925 году они получили имя Гнесиных.
В 1944 г. создан Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
В 1992 г. ГМПИ имени Гнесиных преобразован в Российскую академию музыки имени Гнесиных.
21 ноября 2014 г. Решением Совета глав правительств СНГ Российской академии музыки имени Гнесиных присвоен статус базовой организации государств — участников СНГ по сотрудничеству в области музыки и образования в сфере культуры и искусства.
11 апреля 2016 г. Указом Президента РФ Российская академия музыки имени Гнесиных отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Подготовила
Кристина СМИРНОВА,
методист Центра детского творчества
города Абакана
На фото: Регина Кокова со своим педагогом Мариной Майер