Моей дочери 13 лет, хорошенькая, умненькая, добрая девочка. Но беспокоит нежелание учиться, помогать по дому. Прошу что-то делать, говорит, «хорошо», и забывает. Хорошо рисует – отдали в художественную школу тоже без особого желания, от всего мы быстро устаем. Интерес живой и постоянный только к телефону, к компьютеру и ТВ (очень любит передачи про поп-звезд смотреть). Муж настаивает жестко ограничить телефон, компьютер и ТВ (и руку приложить). Дочь стараюсь воспитывать собственным примером, без дела никогда не сижу. Уже и помощницу хочется. Но положиться на нее, к сожалению, не могу. Посоветуйте, как изменить ситуацию? Боюсь, что во взрослой жизни будет ей непросто.
В переходном возрасте у подростков происходят физиологические изменения в организме, сопровождающиеся тем, что внимание рассеянно, память слабая, плохо соображают. Из-за гормональной перестройки эмоционально неустойчивы, упадок настрояния, апатия, усталость. У девочек начинается менструальный цикл. Многие подростки забрасывают учебу, не хотят по дому выполнять какие-либо работы, помогать родителям. Ее возраста девочки и мальчики очень хотят поскорее стать большими, стараются подражать им. Воспользуйтесь этим направлением, но через развитие самостоятельности. Упоминаете об этом в своих высказываниях. Например: «Дочка, ты уже большая выросла, пора взяться за дела. В своей комнате сама можешь убираться, свои вещи тоже сама можешь постирать. Ты уже многое можешь сама, как взрослый человек. Ты согласна все это делать? Или ты хочешь быть маленькой беспомощной девочкой, которой надо все поднести и подавать, нянчиться с ней».
Здесь дело не только в возрастных особенностях. Немаловажно какое отношение у девочки сложились к учебе годами. До 13 лет была ли привычка готовиться к занятиям, делать уроки, училась ли раньше она хорошо или были «тройки» в основном. Теперь нужно предпринять меры, чтобы задействовать девочку к учебе. А именно:
- начните делать уроки с любимого предмета, после 2-3 часов школьных занятий;
- к учебе настраивайте в позитивной атмосфере. Например: «Если ты будешь хорошо учиться, то сможешь стать звездой экрана, (учитываете ее интересы, какая профессия ей нравится)»;
- трудные задания по предметам пусть выполняет по частям, разделяет их на кусочки, осваивая ступеньчато;
- развивайте память. Можно вспомнить дома, например, о чем сегодня рассказала учительница по Информатике. Вы можете сделать на свое усмотрение, со своим примером;
- предложите посещать занятия по музыке;
- прогуляетесь вместе по парку на свежем воздухе. Освежается голова, лучше работает мозг;
- соблюдайте распорядок дня. Это важно для вашей девочки. Сколько времени будет сидеть за компьютером согласно возрасту, подготовка домашних заданий займет какое время, какие обязанности по дому выполняет сегодня (моет посуду, стирает свои вещи, вытирает пыль, поливает комнатные цветы т. д.). И это все должно войти в систему, и тогда ничего не забывается. Главное, чтобы работы из скучной повинности превратились в приятное времяпровождение. А для этого в домашнем обиходе при делах беседуйте с ней о поп-звездах, кто из них нравится школьнице, как они одеваются, какая песня понравилась в их исполнении. Эта та самая «струнка», которая затронет душу ребенка. Шутите, смейтесь при этом, выражайте свое мнение, а она – свое. Приятное и легкое общение мамы и дочки никому не помешает. Ведите к мысли ребенку о том, как же певцы и композиторы стали известными, добились успехов. Подчеркните, что прежде чем стать популярными они проводили многочасовые репетиции, вырабатывали голос на каждую песню или оперетту. Это стоит больших трудов. «Если ты, доченька, постараешься, тоже много чего достигнешь». Хорошо работает с подростком конструкция: «Если ты..., то...». Например: «Если ты делами справишься, ничего не забудешь, то мы с тобой сходим в бутик модной одежды». Или вы можете сходить на концерт поп-звезды, что будет очень приятным сюрпризом для нее, заманчивым предложением.
Откровенно говоря, ребенок, получивший обязанности с раннего возраста -ответственность выше у него, чем у другого школьника, не имевшего обязанностей, не выполнявший дела регулярно. Он может исполнять и не исполнять задание, поскольку ответственность недоразвита, не сложена внутри. Возможно, девочка не посчитала важным ваши поручения и легко забывала их. Теперь, если вы на нее возлагаете обязанности, даете поручения, проконтролируйте их выполнение, чтобы дела и уроки были доведены до конца, таким образом, каждодневным старанием формируется трудолюбие и ответственность у девочки. Не будет слушаться – наказывайте, не давайте смотреть телевизор, нельзя сидеть за компьютером сегодня, пока не выполнит необходимое.
Есть и другая сторона медали, когда у тинэйджеров не хватает терпение и сила воли, чтобы проявить усердие в каком-либо деле. Это тоже можно выработать в повседневности. Возьмем, например, увлечение спортом. Всей семьей, если вы втроем на спортплощадке пробежите 200-300 м., то это уже хорошо для начала, смогли до финиша добежать, выполнили норму. На завтра ставите задачу бегать на 30 м. больше. Но обязательно нужно иметь терпение добежать до финиша. Можно другими видами спорта увлекаться. Но главное – поставленную задачу выполняете, чтобы у вас сформировалась сила воли – внутренний крепкий стержень. Здесь нужна регулярность.
В домашних условиях тоже можно проявить силу воли и терпения во многом. Например, сегодня вы решили сидеть за компьютером на 30 минут меньше. Для этого вспомните о вредности экрана во всех его проявлениях. Попробуйте не срываться, а идти к цели шаг за шагом. Если вы смогли победить самого себя, то вы молодец!
Физическое наказание дочери к которому склоняет ваш муж – это не метод. Применяя этот способ, вызовите у девочки обиду, гнев, злость, и желание впредь делать назло, что характерно некоторым подросткам. Физические наказания напрямую влияют на физиологию мозга. Мозг битого и небитого ребенка работают по-разному.
Вы бьете ребенка, его мозг заливает гормон стресса – кортизол, если это повторяется часто, то повышенный уровень гормонов стресса становится для него базовым, постоянным. Формируется хронический стресс, теперь ребенок живет в напряжении, не только в момент, когда вы его лупите, а постоянно. А дальше по цепочке: ниже интеллект, ниже иммунитет, проблемы с желудочно-кишечным трактом, невроз, проблемы с другими людьми в будущем – идентификация с агрессором «Меня били – и человеком вырос, а не били бы, непонятно, что получилось». И битье собственных детей.
Ищите подходы к дочке, воспитывайте добротой, учитывая ее особенности. Вы лучше всякого специалиста знаете свою дочь. Разработки, эксперименты ученых показывают, что интуиция матери может обставить во много крат любые лабораторные исследования.
Отношение папы, к жене, к дочке накладывают первый пример мужского отношения к женскому полу. Физическое наказание если последует от отца неоднократно, то это вызовет у школьницы боязнь и страх перед отцом, ничего лишнего не делать, вести себя с оглядкой. Если это нарастается, то может привести к услужливости, а также к неприятию молодых людей в будущем. Как она с ними познакомится, если она их уже боится? Мне довелось в жизни наблюдать подобные примеры. Молодые люди знакомятся, завязываются отношения, но годами сложившаяся внутренняя неприязнь дочери мешает им жить в супружеской жизни. Мужчина виноват во многих случаях, потому что на него перенеслась затаенная обида жены, оставшаяся еще от отца. Поэтому учитывайте все нюансы и возможности прежде чем что-то предпринять по отношению к девочке.