Выставку Михаила Врубеля в Русском музее продлили до 23 октября. Не скажу, что она организована идеально, но с момента открытия и по сей день здесь полный аншлаг. Врубель – художник неоднозначный, его можно принимать или отвергать, но нельзя не признать его гениальность. К тому же до этого в Санкт-Петербурге его творчество столь масштабно было представлено лишь 65 лет назад. Поэтому предлагаю отправиться на выставку и, погрузившись в сказочно-мистический мир художника, вспомнить некоторые периоды его жизни, похожей на трагический роман.
Михаил Врубель родился 165 лет назад в семье военного юриста. И хотя уже в юном возрасте проявил неординарные художественные способности, по настоянию отца стал учиться на юридическом факультете Петербургского университета. В учёбе не усердствовал, вёл богемный образ жизни, зарабатывал репетиторством. Однако тяга к рисованию взяла своё, и в возрасте 24 лет, будучи дипломированным юристом, он поступил в Императорскую Академию художеств, где его учителями были Илья Репин и Павел Чистяков.
А в это время в Киеве археолог и искусствовед Адриан Прахов руководит работами по реставрации фресок ХІІ века в Кирилловской церкви и по отделке строившегося Владимирского собора. Он попросит Чистякова порекомендовать талантливого студента, который за небольшую плату написал бы четыре образа для иконостаса. Чистяков рекомендует Врубеля.
Михаил Врубель едет в Киев и остаётся на 6 лет, так и не окончив Академию. Он с головой погружается в работу, пишет эскизы для реставрации фресок, сам расписывает стены церкви. И все бы хорошо, но художник влюбляется в жену профессора Прахова Эмилию – талантливую пианистку, ученицу Ференца Листа. Эмилия – мать троих детей и значительно старше Врубеля, она не воспринимает всерьёз его знаки внимания, предлагает деньги за подаренные им рисунки. Оскорблённый художник рвёт их в клочья, Эмилия склеивает и возвращает ему.
В надежде, что разлука охладит этот пыл, Прахов отправляет Врубеля в Италию – изучать искусство Раннего Возрождения. В Венеции художник пишет четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви, среди которых - «Богоматерь с Младенцем», где в ликах Богородицы и Христа-младенца были узнаваемы черты жены и младшей дочери Прахова.
Вернувшись в Киев, Врубель неожиданно, но решительно высказал своё намерение жениться на Эмилии Львовне. И был отвергнут, как были отвергнуты его эскизы росписей Владимирского собора. Художественный критик Сергей Маковский позже скажет: «Был один недостаток в проекте Врубеля: гениальность. С этим недостатком не могли примириться ни Прахов, ни его покровители из сановного духовенства».
Эскизы Михаила Врубеля не вписывались в церковные каноны, в них было слишком много психологизма и свободы. Прахов говорил, что для подобных росписей надо построить отдельный храм.
Сергей Маковский писал: "Не явилась ли первая несправедливость по отношению к Врубелю… исходной точкой всего последующего его мученичества? Современники не позволили ему слагать молитвы в доме Божием, и уязвленная гордость его стала все чаще обращаться к тому Духу тьмы и ненависти, который в конце концов испепелил его воображение, довел до безумия и смерти".
Работы художника отвергали много раз. Он нищенствовал, но не изменял своей технически сложной манере письма, не следовал современным вкусам. Работал не ради денег и заказчиков, писал так, как видел. Его не понимали. Достаточно вспомнить, как объединение «Мир искусства» не приняло на выставку его картину «Богатырь».
Были отклонены и два гигантских панно – «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», написанные для Нижегородской выставки 1896 года. Но тогда меценат Савва Мамонтов, по достоинству ценивший талант Врубеля, выделил деньги для строительства отдельного павильона, где и разместили скандальные полотна. Вывеска на павильоне гласила: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Такая "реклама" сделала своё дело, и павильон пользовался большой популярностью.
Именно знакомство с Саввой Мамонтовым позволило Врубелю решить финансовые проблемы и продолжать заниматься творчеством. Одно время художник даже жил в доме мецената. В имении Мамонтова Абрамцево он возглавил майоликовую мастерскую, в то же время создавал декоративные панно на заказ, гипсовые скульптуры, работал над костюмами и декорациями к театральным постановкам.
Однажды в Панаевском театре в Петербурге Врубель увидел оперную певицу Надежду Забелу и чуть ли ни сразу сделал ей предложение. Её предупредили, что человек он экспансивный, денег зарабатывать не умеет, а тратит, не считая. Однако она дала согласие и стала не только его женой, но и Музой.
В 1901 году у них рождается сын Савва, названный так в честь Мамонтова. У мальчика дефект – «заячья губа». Врубель видит в этом плохой знак. Надежда оставляет сцену, чтобы всё время посвящать ребёнку. На плечи художника ложится ответственность за семью.
К тому времени уже написана серия работ «демонического цикла», в том числе иллюстрации к собранию сочинений М. Ю. Лермонтова и два больших полотна – «Демон (сидящий)» и «Летящий Демон». Врубель работает над картиной «Демон поверженный», в исступлении переделывает и переделывает её, работает по 14 часов в день. Но Демон не отпускает его, это тот случай, когда работа полностью завладела автором. В результате он попадает в психиатрическую клинику.
Пройдя курс лечения, Михаил Врубель возвращается к жизни и творчеству, но в 1903 году умирает сын Савва, что провоцирует депрессию и новый душевный кризис. Затем были разные клиники и разные доктора. В моменты просветления художник пытался рисовать. Среди последних его работ - «Роза в стакане», «Жемчужина», «Портрет Брюсова».
Последним произведением, написанным масляными красками, стала картина «Шестикрылый серафим». Сергей Дягилев назвал её "Ангел смерти".
В феврале 1910 года Врубель намеренно простаивал у открытой форточки. Результат – воспаление лёгких, скоротечная чахотка, смерть.
Во время похорон на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге единственную речь произнес поэт Александр Блок. Он назвал Михаила Врубеля вестником иных миров, который оставил своих демонов, как "заклинателей против лилового зла, против ночи". Любимой картиной Блока была «Царевна-Лебедь».
Надежда Забела-Врубель умерла спустя три года в возрасте 45 лет.
Выставка, организованная к 165-летию Михаила Врубеля, проходит в Корпусе Бенуа Русского музея.
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2.
Здесь экспонируется более двухсот работ художника из собраний Русского музея Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Всероссийского музея имени Пушкина, частных коллекций.
Все фото автора.
До новых встреч на моём канале! 😊