Роман Рагима Джафарова "Сато", ранее выходивший в издательстве "Скифия" и получивший в 2020 году приз читательских симпатий литературной премии "НОС", а в 2021 году ставший лауреатом фантастической премии "Новые горизонты", переиздан в "Альпина нон-фикшн".
Про что книга? На приём к детскому психологу Даше Кауфман приходят супруги Марина и Саша с пятилетним сыном Костей. Они обеспокоены резкой переменой в поведении мальчика, который вдруг начал считать себя пленным контр-адмиралом, командующим карательным корпусом «Ишимура». Костя сообщает, что его зовут Сато, что его свобода ограничена: он не может покинуть место заключения, не имеет права выйти на связь с вверенными ему подразделениям, его заставляют жить по установленному распорядку дня, носить колготки и есть брокколи. Следует заметить, что изменения в характере ребёнка действительно нешуточные: он ведёт себя как взрослый, употребляет при разговоре термины явно не из лексикона дошкольника, проявляет невозможную для ребёнка эрудицию и хитрость. Даша начинает серию диагностических встреч с мальчиком, подозревая диссоциативное расстройство личности, а далее автор разворачивает картину взаимодействий психолога и Кости, психолога и родителей (вместе и по отдельности), родителей и Кости, родителей друг с другом. Вместо имени Костя я мог бы написать – Сато, ведь часто именно контр-адмирал Сато командует телом и поступками мальчика… События с неожиданными перерывами отслеживаются в романе на протяжении дюжины с лишним лет до совершеннолетия Кости и подаются под соусом разнообразных взаимных психологических манипуляций героев.
Ближе к финалу романа один из самых искусных манипуляторов в романе (Александр, муж Марины), взвинченный чередой неприятностей, свалившихся на его семью, обвиняет психолога-консультанта в том, что именно она стала причиной всех проблем. Чуть не задушил бедную Дашу… Кстати, напрашивается мысль, а стоит ли всецело доверять психологам, путь даже опирающимся на значительный массив знаний, накопленных соответствующей наукой и практикой? Кто гарантирует, что, препарируя внутренние психологические программы, ставшие, по мнению специалиста, причиной тех или иных поступков клиента, специалист сделает правильные выводы? Ведь консультант может заблуждаться – вполне искренне или в силу недостаточной квалификации и возможной некомпетентности: плохо усвоил тот самый массив знаний и методик, накопленных наукой, не умеет ими правильно пользоваться. Есть ли гарантия, что советы, к которым прислушается клиент на консультациях и поступки, которые он совершит под их воздействием, в конечном счёте пойдут ему во благо? Может, вообще не стоило ни на какие консультации ходить? Конечно, психолог Даша руководствуется самыми благими намерениями, но всем известно, куда ими вымощена дорога. В средствах массовой информации разразится истерия, инициированная и оплаченная Александром, Дарью Кауфман будут травить, обзовут «чёрным психологом», обвинят в нарушении этических норм, ей придётся уйти из профессии. Ничего страшного, Дарья не пропадёт, устроится в хороший банк.
Эта книга явно не для прожжённых олдскульных любителей фантастики, потому как основная её часть прекрасно обходится без фантастического допущения. Роман захватывает не фантастической занимательностью, а профессионально описанной реальностью непредсказуемо и болезненно меняющихся ситуаций во время и вне психологических сеансов. Интересны сомнения и терзания психолога Даши, да и вообще безумно интересна вся эта психологическая «кухня» с влезанием психолога в голову клиента и супервайзера в голову психолога. В одном из интервью Джафаров признаётся, что у детского психолога из книги был реальный прототип с тем же именем и профессией, автор в процессе создания романа около года консультировался с реальной Дашей. А она, не зная сюжета, работала с выдуманным персонажем Костей как с всамделишним ребенком, писала расшифровки сессий, выдвигала гипотезы. На этом по-настоящему увлекательном фоне фантастическая составляющая романа кажется нарочитым гротеском. Автор то ли цинично иронизирует, то ли до изумления серьёзно пишет про все эти странные и даже страшные дела, непосредственно связанные с внедрением в сознание Кости личности контр-адмирала Сато и преступлениями последнего. Читатель довольно долго не может понять: болен мальчик или нет, существует Сато, или Костя его всё-таки выдумал. Мне, например, финал произведения вовсе не кажется однозначным...
© Владимир Ларионов
#Джафаров #отзывы ВЛ #современная литература