В XVI веке башкирам становится все труднее жить, поскольку ногайцы и люди из Сибирского ханства пытаются объединить их со своими народами, чтобы был единый народ под общим названием - ногайцы. Башкирам это не понравилось и начались междоусобные войны. В результате, ногайцы были изгнаны из этих земель.
Тут с другой стороны приходят русские, которые хотят захватить более крупные государства, а по пути подчинить все встречающиеся народы. Первым падет Казанское ханство, остальным выдвигается предложение - добровольно принять подданство Русского государства.
Жизнь под русским подданством первое время устраивала башкир, так как им больше никто не угрожал, на их религию, уклад и национальность не посягали.
Однако, многие люди, узнав о привилегированном положении башкир с правом вотчины, записывали себя к башкирам, дабы иметь земли. По договору, эти земли принадлежали только башкирам, распределялись и использовались только ими.
Но, русским воеводам и князьям эта земля казалась слишком ценным ресурсом и они стали незаконно застраивать их своими острогами, постройками и т.д.
Далее происходят еще нарушения договора. Русские князья начинают принудительную христианизацию, увеличивают в несколько раз налоги, по прежнему нарушают вотчинное право башкир.
Все это, естественно, не могло остаться безнаказанным. Башкиры все больше высказывали свое недовольство, обращались с жалобами, однако их игнорировали.
Ученые по разному интерпретируют характер башкирских восстаний:
- Одни историки видят в нём проявление социальных и классовых противоречий, подчёркивая ведущую роль социальных низов башкирского этноса, считают, что оно «явилось вооружённым протестом трудовых масс против феодального и национального гнёта» (И. Г. Акманов, А. Н. Усманов);
- Другие исходят из представлений о специфическом характере взаимоотношений России и Башкирии как этнополитических систем различного уровня цивилизации и определяют характер российского присутствия в Башкортостане как экспансионистский, а после присоединения к России толкуют как форму покорения, доказывая наличие во всех повстанческих движениях башкир средневековой идеологии свободного вассалитета.
- А. С. Доннелли, Р. Г. Кузеев, Р. Порталь, Н. В. Устюгов считают, что в Башкирских восстаниях признаётся лидерство социальных верхов, идея отказа от русского подданства, его общенародный характер с признаками преднационального движения и тенденцией создания своей государственности.
Так или иначе, очевидно, что принимая подданство русское, башкиры исходили вовсе не из добровольного побуждения, а из соображений безопасности и сохранности себя, как народа.
Тем более, видя, какие жертвы и лишения были при захвате Казанского ханства и других территорий, предложение Ивана Грозного выглядит скорее как условие. Нельзя не задумываться о том, что бы было, откажись башкиры принять его предложение. Думается - кровопролитная война, потеря людей, земель и народности.
Таким образом, приняв подданство, башкирские народы постарались заключить договор на основе вотчинного права, религиозной неприкосновенности и самоуправления, отдавая взамен воинов и ясак(налоги).
Выполняя свою часть добросовестно, они ожидали взамен того же. Однако, жадность и алчность русских воевод, с которыми, кстати говоря, шли на сговор и некоторые башкирские феодалы, приводят к башкирским восстаниям.
Наиболее крупные и известные восстания начинаются со второй половины XVII века и продолжаются с разными интервалами до конца XVIII века.
Итак, восстания башкир:
- 1662-1664 гг.
- 1681-1684 гг.
- 1704-1711 гг.
- 1735-1740 гг.
- 1755-1756 гг.
- 1773-1775 гг.
- 1834-1835 гг.