Найти тему

Универсальная топология жизни сознания

Жизнь сознания (случающийся синтез сознательной жизни), ее онтоло­гическую размерность (как такую полноту, которая замыкает все точки и еди­нообразно их определяет), мы рассматриваем в контексте проблемы человече­ского зановорождения (ибо нет природных, гарантированных механизмов по­рождения человеческого в человеке).

Человек, делающий усилие по созданию оснований своей жизни, как бы «входит» (через трансцендентальные точки ин­тенсивности) в пространство целостности и всесвязности жизни сознания (соз­нание этого такое нечто, которое не бывает по частям).

Тогда о сознании мы можем говорить как особом месте (месте нашей духовной топологии), попадая в которое человек находится в состоянии сознания и обладает структурой соз­нания (простейшими элементами этой структуры являются символы как такие знаки, которые указывают на нашу вовлеченность в жизнь сознания).

Состоя­ние сознания — это такое отношение к символам сознания как к текстам самого сознания, когда создаются условия для нового опыта сознания. Некое невер­бальное состояние активности в момент «здесь и теперь».

Текст сознания скла­дывается (бытийствует) в самом акте «чтения текста сознания» (т.е. в самом «исполнении текста». Нет текста сознания до акта извлечения, «чтения» текста сознания). Структура сознания — это такая пространственная конфигурация са­мого сознания (оно пространственно расположено относительно себя), которая дискретна в пространстве (именно поэтому сознание не коммуницируется) и недискретна во времени. И к ней неприменимы предметные термины (типа «возникновения», «формирования», «уничтожение», «завершение» и т.д.).

Можно говорить, что сознание оставило ту или иную структуру сознания (и то­гда необходимо делать новое усилие для создания условий нового опыта жизни сознания).

Фиксированные точки «вспыхивания» жизни сознания в некой духовной топологии, или то, что можно назвать ситуацией человека в мире, двойственны: с одной стороны это история, с другой — человеческая форма (личностное изме­рение).

Итак, ситуация человека в мире. Начнем с рефлексии самого понятия «ситуация». «Ситуация» — это такое со-бытие, которое можно назвать фактич­ностью положения человека в мире (его М. Хайдеггер называл «бытием-в-мире»).

Это такое положение человека, когда вещи мы можем воспринимать как факты, а не как «груду» бессвязных сведений и проявлений. Факты — осо­бые вещи, которые мы воспринимаем через призму идеальных конструкций, внутри «идеальных предметов».

Иначе говоря, я утверждаю, что мир не опре­делен до взаимодействия с человеком. Если же случилось взаимодействие че­ловека и мира, то это необратимым образом меняет положение вещей. Вот этот момент необратимого уже присутствия человека (его сознания как усло­вия интеллегибельности вещей мира) в мире и во всем, что он может познавать и с чем может иметь дело, фиксируется понятием «ситуация».

Человек может отнестись к окружающему по-человечески (и окружающая среда может воздей­ствовать на человека как человека) лищь потому, что оно трансформировано в ситуацию (или иначе говоря, он каким-то образом уже умещен в мире, который собирается познавать или «умещается» для проживания жизни).

Если же такой трансформации не произошло, то отношение человека к миру ничем не отлича­ется от отношений вещей друг к другу (становится вещным отношением).

Вслед за Сартром, я считаю, что ситуацию нельзя аттестовать ни как субъек­тивную, ни как объективную. Ситуация — это «...сами вещи и я среди вещей». — SartrJ.-P. V Etre et le Niant. Paris, 1943. P. 633.

Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр

Некая изначальная соотнесенность с вещами (с миром), соразмерность с ними, «со-ргеsепtе» («со-наличествование» — X. Ортега-и-Гассет) с миром, которая всегда проступает в фактической данности мира человеку (если случился фе­номен человека как такое сущее которое по законам самого же мира способно его понимать и жить в нем достойно). Мир тем самым становится феноменом.

Хосе Ортега-и-Гассет
Хосе Ортега-и-Гассет

Или, иначе говоря, «бытие существующего состоит именно в том, что оно про­является». — SartrJ.-P. L Etre et le Niant. Paris, 1943. P.l 1.

Ядром ситуации является экзистенциально-очевидное присутствие человека, его «Я есмъ».

Термином «ситуация» выделяется онтологическая размерность (усло­вия, основания) такого события, как человек, явленная экзистенциально.

Причем нужно помнить, что экзистенциальной в философии является всякая исходная ситуация. Последнее означает, что философия всегда была экзистенциальной, но что-то не заладилось в фило­софском деле и пришлось переоткрывать экзистенциальную компоненту философии Хайдеггеру и Сартру.
Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер

Экзистенциальным называется то, что здесь и сейчас. А что здесь и сейчас? Некое индивидуально переживаемое событие, когда в локальном дано всеобщее.

Можно сказать и так: актуальная бесконечность. Такого в нашей эмпирической жизни не бывает. Термином же «ситуация» схватывается данность в смысле случания, бывания этих «моментов истины».

Не нужно думать, что это какие-то экзотические вещи, требующие от нас мистических способностей. Вовсе нет. Мистика здесь не причем. Возьмем феномен совести.

Голос совести в нас — очевиден, неотступен, точен, но вот сказать, откуда этот «голос», мы не можем, ибо он необратимо уже есть. А если нет, не «заговорил», то и подавно не можем ничего сказать.

Не случайно Кант называет совесть «сверхъестественным внутренним воздействием». Ведь совесть — это не одна из вещей, наряду с другими вещами, но основание нравственных явлений.

Если случается феномен такого внутреннего воздействия, которое включает и человеческое усилие, то тогда в мире бывают моральные поступки и совестливые действия и явления.

Совесть — условие нравственных явлений. Или рациональное видение вещей возможно, если построены интеллигибельные основания. Такими основаниями или интеллигибельными принципами, принципами понятности для Платона были идеи.

Идей не существуют в каком-то мире, и они не порождают вещей, но идеи являются условием понимания вещей, когда внутри идеи или через ее призму проступают закономерные связи вещей (наукой устанавливаемые и описываемые, а философия проясняет условия возможности установле­ния этих закономерных, опытно проверяемых связей).

Такого рода условия (или форма) понимания называются в философии трансцендентальными (ведь трансцендентальным в философии называется бесконечная форма всякой акту­альности. Причем бесконечность здесь феноменальная, а не реальная. И случа­ется она, если мы имеем дело с феноменом личности, а значит, с неустрани­мым феноменом сознания).

Но, являясь условием понятности, они сами до конца никогда не бывают понятными. Такие ясные-неясные образования, вы­раженные в понятиях, в философии называются формами, или идеальными предметами, имеющими разные терминологические обозначения: то это «эйдосы» Платона, то это «трансцендентальное сознание» у Канта, или «мышле­ния бытия» у М. Хайдеггера.

Подобная трансцендентальная размерность в человеке и чудо случания трансцендентальных вещей символизированы в культурах разных народов представлением о «втором рождении», смысл которого в том, что человече­ское существо в качестве человеческого рождается дважды. Первый раз как физическое существо, а второй раз - при участии самого человека, но когда в человеке рождается нечто, что человек не сам порождает (в религиозной тра­диции это второе рождение определяется рождением в Духе).

Можно сказать и так, что человек — это существо или единственное из сущих, способное позабо­титься о своем существовании. Событие человека в мире, если оно случилось, свидетельствует о том, что по законам самого мира возникло существо, спо­собное этот мир понимать и жить в нем по-человечески, достойно. А значит, состоялось то, что обозначено символом «второго рождения», философия же выясняет и описывает (вводя свои понятия и термины) феномен «второго рож­дения».

Спасибо, что дочитали. Возвращайтесь.