Жизнь сознания (случающийся синтез сознательной жизни), ее онтологическую размерность (как такую полноту, которая замыкает все точки и единообразно их определяет), мы рассматриваем в контексте проблемы человеческого зановорождения (ибо нет природных, гарантированных механизмов порождения человеческого в человеке).
Человек, делающий усилие по созданию оснований своей жизни, как бы «входит» (через трансцендентальные точки интенсивности) в пространство целостности и всесвязности жизни сознания (сознание этого такое нечто, которое не бывает по частям).
Тогда о сознании мы можем говорить как особом месте (месте нашей духовной топологии), попадая в которое человек находится в состоянии сознания и обладает структурой сознания (простейшими элементами этой структуры являются символы как такие знаки, которые указывают на нашу вовлеченность в жизнь сознания).
Состояние сознания — это такое отношение к символам сознания как к текстам самого сознания, когда создаются условия для нового опыта сознания. Некое невербальное состояние активности в момент «здесь и теперь».
Текст сознания складывается (бытийствует) в самом акте «чтения текста сознания» (т.е. в самом «исполнении текста». Нет текста сознания до акта извлечения, «чтения» текста сознания). Структура сознания — это такая пространственная конфигурация самого сознания (оно пространственно расположено относительно себя), которая дискретна в пространстве (именно поэтому сознание не коммуницируется) и недискретна во времени. И к ней неприменимы предметные термины (типа «возникновения», «формирования», «уничтожение», «завершение» и т.д.).
Можно говорить, что сознание оставило ту или иную структуру сознания (и тогда необходимо делать новое усилие для создания условий нового опыта жизни сознания).
Фиксированные точки «вспыхивания» жизни сознания в некой духовной топологии, или то, что можно назвать ситуацией человека в мире, двойственны: с одной стороны это история, с другой — человеческая форма (личностное измерение).
Итак, ситуация человека в мире. Начнем с рефлексии самого понятия «ситуация». «Ситуация» — это такое со-бытие, которое можно назвать фактичностью положения человека в мире (его М. Хайдеггер называл «бытием-в-мире»).
Это такое положение человека, когда вещи мы можем воспринимать как факты, а не как «груду» бессвязных сведений и проявлений. Факты — особые вещи, которые мы воспринимаем через призму идеальных конструкций, внутри «идеальных предметов».
Иначе говоря, я утверждаю, что мир не определен до взаимодействия с человеком. Если же случилось взаимодействие человека и мира, то это необратимым образом меняет положение вещей. Вот этот момент необратимого уже присутствия человека (его сознания как условия интеллегибельности вещей мира) в мире и во всем, что он может познавать и с чем может иметь дело, фиксируется понятием «ситуация».
Человек может отнестись к окружающему по-человечески (и окружающая среда может воздействовать на человека как человека) лищь потому, что оно трансформировано в ситуацию (или иначе говоря, он каким-то образом уже умещен в мире, который собирается познавать или «умещается» для проживания жизни).
Если же такой трансформации не произошло, то отношение человека к миру ничем не отличается от отношений вещей друг к другу (становится вещным отношением).
Вслед за Сартром, я считаю, что ситуацию нельзя аттестовать ни как субъективную, ни как объективную. Ситуация — это «...сами вещи и я среди вещей». — SartrJ.-P. V Etre et le Niant. Paris, 1943. P. 633.
Некая изначальная соотнесенность с вещами (с миром), соразмерность с ними, «со-ргеsепtе» («со-наличествование» — X. Ортега-и-Гассет) с миром, которая всегда проступает в фактической данности мира человеку (если случился феномен человека как такое сущее которое по законам самого же мира способно его понимать и жить в нем достойно). Мир тем самым становится феноменом.
Или, иначе говоря, «бытие существующего состоит именно в том, что оно проявляется». — SartrJ.-P. L Etre et le Niant. Paris, 1943. P.l 1.
Ядром ситуации является экзистенциально-очевидное присутствие человека, его «Я есмъ».
Термином «ситуация» выделяется онтологическая размерность (условия, основания) такого события, как человек, явленная экзистенциально.
Причем нужно помнить, что экзистенциальной в философии является всякая исходная ситуация. Последнее означает, что философия всегда была экзистенциальной, но что-то не заладилось в философском деле и пришлось переоткрывать экзистенциальную компоненту философии Хайдеггеру и Сартру.
Экзистенциальным называется то, что здесь и сейчас. А что здесь и сейчас? Некое индивидуально переживаемое событие, когда в локальном дано всеобщее.
Можно сказать и так: актуальная бесконечность. Такого в нашей эмпирической жизни не бывает. Термином же «ситуация» схватывается данность в смысле случания, бывания этих «моментов истины».
Не нужно думать, что это какие-то экзотические вещи, требующие от нас мистических способностей. Вовсе нет. Мистика здесь не причем. Возьмем феномен совести.
Голос совести в нас — очевиден, неотступен, точен, но вот сказать, откуда этот «голос», мы не можем, ибо он необратимо уже есть. А если нет, не «заговорил», то и подавно не можем ничего сказать.
Не случайно Кант называет совесть «сверхъестественным внутренним воздействием». Ведь совесть — это не одна из вещей, наряду с другими вещами, но основание нравственных явлений.
Если случается феномен такого внутреннего воздействия, которое включает и человеческое усилие, то тогда в мире бывают моральные поступки и совестливые действия и явления.
Совесть — условие нравственных явлений. Или рациональное видение вещей возможно, если построены интеллигибельные основания. Такими основаниями или интеллигибельными принципами, принципами понятности для Платона были идеи.
Идей не существуют в каком-то мире, и они не порождают вещей, но идеи являются условием понимания вещей, когда внутри идеи или через ее призму проступают закономерные связи вещей (наукой устанавливаемые и описываемые, а философия проясняет условия возможности установления этих закономерных, опытно проверяемых связей).
Такого рода условия (или форма) понимания называются в философии трансцендентальными (ведь трансцендентальным в философии называется бесконечная форма всякой актуальности. Причем бесконечность здесь феноменальная, а не реальная. И случается она, если мы имеем дело с феноменом личности, а значит, с неустранимым феноменом сознания).
Но, являясь условием понятности, они сами до конца никогда не бывают понятными. Такие ясные-неясные образования, выраженные в понятиях, в философии называются формами, или идеальными предметами, имеющими разные терминологические обозначения: то это «эйдосы» Платона, то это «трансцендентальное сознание» у Канта, или «мышления бытия» у М. Хайдеггера.
Подобная трансцендентальная размерность в человеке и чудо случания трансцендентальных вещей символизированы в культурах разных народов представлением о «втором рождении», смысл которого в том, что человеческое существо в качестве человеческого рождается дважды. Первый раз как физическое существо, а второй раз - при участии самого человека, но когда в человеке рождается нечто, что человек не сам порождает (в религиозной традиции это второе рождение определяется рождением в Духе).
Можно сказать и так, что человек — это существо или единственное из сущих, способное позаботиться о своем существовании. Событие человека в мире, если оно случилось, свидетельствует о том, что по законам самого мира возникло существо, способное этот мир понимать и жить в нем по-человечески, достойно. А значит, состоялось то, что обозначено символом «второго рождения», философия же выясняет и описывает (вводя свои понятия и термины) феномен «второго рождения».
Спасибо, что дочитали. Возвращайтесь.