Найти тему
ActaCinema

«Разве война – это не ад?»: подборка антивоенных фильмов

Отрезвляющая рассудок подборка, в силу вновь и вновь прибавляющихся абсурдных событий, которая покажет, что война – это не дешевый пафос, не измерение сил, и уж тем более не попытка гордиться страной. Война – это смерть, несчастье, разрушения и страдания – ничего больше.

Кадр из фильма  «Иди и смотри»: https://ru.kinorium.com/83770/gallery/?photo=38172166
Кадр из фильма «Иди и смотри»: https://ru.kinorium.com/83770/gallery/?photo=38172166

«Цельнометаллическая оболочка» (1987)

Антирекламный и псевдодокументальный фильм создает Стенли Кубрик, неприглядно рассказывая об американской демократической миссии во Вьетнаме. Его герои – юнцы, потерянное поколение, воспитанное на лжи и пропаганде, одурманенные далеко не наркотиками, а раздутым мифом о свободе.

Кубрик анализирует психологию молодых солдат корпуса морской пехоты, из которых пытаются за три месяца слепить бесчувственных убийц. Для улучшения результата, ими руководит сержант Хартман – деспотичный и суровый ветеран морской пехоты, как и положено ненавидящий коммунистов. Хартман уничтожает индивидуальность солдат и ломает психику. Теперь винтовка – это их женщина, слабые – не выживают, а все новобранцы непременно должны стать убийцами.

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка»:https://ru.kinorium.com/85360/gallery/?photo=48984054
Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка»:https://ru.kinorium.com/85360/gallery/?photo=48984054

Любая система безжалостна, и армия, являясь фундаментальной основой, демонстрирует это с самой наглядной стороны. Если ты не такой – тебя переделают, неважно, пытками это будет достигнуто или унижениями. Если ты не впитываешь информацию о лучших стрелках, на подобии Ли Харви Освальда – тебе ее вобьют. Так случилось с рядовым Кучей, но только он стал зол не на мифических коммунистов, а на американскую армию, отраженную в лице сержанта Хартмана.

Во второй половине фильма Кубрик переключает внимание на другого важного героя – Шутника, попавшего на фронт корреспондентом. Понятная метафора – объектив тоже оружие, направленное на гражданское общество. Во всей красе мы видим, как создается пропаганда, где придумываются «ярлыки» о неблагодарных и злых Вьетнамцев и о мифическом «освобождении» угнетенного народа. Другого выхода, конечно, у системы нет, ведь мы не хотим, чтоб наши парни расстраивались, читая сводки из газет?

На деле все оказывается драматичней и суровей, нежели в сводке новостей. Позирование перед камерами превращается в беспомощное сопротивление одной вьетнамской девочке. Наконец, нахлебавшись лжи и насмотревшись на убийства, можно признать, в какой мир дерьма мы спустились.

«Сын Вавилона» (2009)

Кадр из фильма «Сын Вавилона»:https://ru.kinorium.com/482045/gallery/?photo=37489328
Кадр из фильма «Сын Вавилона»:https://ru.kinorium.com/482045/gallery/?photo=37489328

Пустырь и пустота – все, что осталось от когда-то великого царства. Сначала же свой народ утопил в крови и репрессиях свой же правитель, а потом пришли они – американцы. Как говорит местный житель: «Саддам – мудак, а американцы – свиньи». Нет никакой разницы, кто приносит смерть, кровь и боль людям. Саддам развязал несправедливую войну за территории Кувейта, а после американцы наведались с ложными обвинениями в терроризме строить демократию с помощью бомб. Как и ожидаемо – ни демократия, ни диктатура не несут радости и справедливости. Лишь обман и пропаганду.

Страдающие матери и дети-сироты – вот что осталось после войны. Это они страдают в нищете и живут на развалинах. Это у них вместо музеев – братские могилы, где, если повезет, можно найти родственника. Это их дети остались без присмотра, и вынуждены рано взрослеть, торгуя на улицах сигаретами. И только их детям предстоит строить новое государство, рассчитывать на себя, и разгребать тяжелую и несправедливую историю, оставшуюся от отцов и пришедших из другой части глобуса американцев.

«Джонни взял ружьё» (1971)

Кадр из фильма «Джонни взял ружьё»: https://vk.com/photo-172691115_457248821
Кадр из фильма «Джонни взял ружьё»: https://vk.com/photo-172691115_457248821

Мальчик Джо только начал жить взрослой жизнью, ему бы еще учиться и учиться. Мальчик Джо влюбился, у него прекрасная девушка по имени Карин, которой он сделал предложение. Но у мальчика есть только комната, и никаких средств к существованию. Также мальчику с детства говорили, что отдавать долг Родине – это честь, а за демократию и тому подобно. Вот только мальчик плохо слушал своего отца, который объяснял, что сам не понимает термин и значение слова «демократия». Он знает лишь только то, что за нее одни люди убивают других. Но плохо слушал своего отца Джонни, и пошел на фронт, думая, что он не такой как все, и обязательно вернется домой.

Джонни вернулся, но только не домой, и даже не самим собой. Теперь он лишь дышащий кусок мяса – без ног, без рук и даже лица. Возможно даже уже и не человек, ведь поврежден и мозг. Военное начальство и медики предполагают, что Джонни не может думать и мечтать, но на деле все оказывается иначе. Джонни все чувствует и понимает, у него есть воспоминания и фантазия. Проблема в том, что он не может об этом сказать.

Режиссер картины Далтон Трамбо – один из «Голливудской десятки», показывает, как легко государство может вас лишить прав, отобрать ваше тело, и наконец, поместить в секретный чулан с крысами до конца жизни.

«Иди и смотри» (1985)

Кадр из фильма «Иди и смотри»
Кадр из фильма «Иди и смотри»

Что такое жизнь в оккупации, и что значит жить в эпицентре боевых действий? На эти вопросы наглядно отвечает Элем Климов, перенося зрителей в оккупированную нацистами Беларусь. Измученное население, оставшееся без ресурсов и близких, где люди пытаются выживать, а все, кто еще может воевать отправляются в лес к партизанам. Мальчик Флёра со своим другом отчаянно ищет ружье, чтобы пополнить ряды повстанцев. Он еще не знает, что такое настоящая война. С улыбкой и ружьем в руках, он с нетерпением подается на службу . Но изначальная радость Флёры от партизанского стиля жизни проходит, а дни превращаются в тяжелую ношу, которая будет преследовать его до конца дней.

Элем Климов делает опору не на боевые действия. Флёра за весь фильм так никого и не убьет, не считая картины фюрера. Акцент ставится на тех переживаниях и испытаниях, которые проходит не только Флёра, но и вся деревня. Без иллюзий и сожаления Климов изначально рушит все мечты юного бойца и его подруги Глаши, которая желает влюбиться и завести семью. Герои ничего не приобретут, а потеряют. Не полюбят, а начнут ненавидеть. Наконец они перестанут мечтать, забыв, что такое счастье.

Неприглядны будут показаны преступления немецкой армии: насилие, жестокие убийства, надругательство. Зритель будет оказываться на месте Флёры, который в истерике чуть ли не тонет в болоте, нехотя верить, что вся его семья мертва. Пока Глаша находится в руках целого отряда нацистов, зритель будет смотреть как к Флёре приставляют пистолет, чтобы просто сфотографироваться, как его тащат за волосы и заставляют смотреть на изнеможенные трупы и заживо горящих людей.

Все, кто пройдет этот ад не останется прежним. Все, кто пройдет этот ад никогда не станет жить спокойно. Все, кто пройдет этот ад никогда не улыбнется. Этот фильм как отражение любой войны, где нет красоты, чести и достоинства. Война просто не может быть во благо - она и есть источник зла, на которое нужно смотреть с широко открытыми глазами.

«Франц» (2016)

Кадр из фильма «Франц»: https://ru.kinorium.com/1537926/gallery/?photo=3336925
Кадр из фильма «Франц»: https://ru.kinorium.com/1537926/gallery/?photo=3336925

Фильм искупление от Франсуа Озона. Весьма трогательная и важная картина о французском солдате, который пытается искупить свою вину перед семьей убитого им немца.

Наверно один из самых нужных фильмов в наше время. Первая Мировая война – как и любая война несправедлива и бессмысленна. Она разделяет народы, приносит в семьи горе и разрушает психику тем, кто успел повидать ее все неприглядные стороны. Так и здесь, мы видим убитую горем семью, погибшего на войне немца Франца. Убит он был своим французским сверстником по имени Адриэн, который использовал замешательство пацифиста Франца, и первый выстрельнул в грудь. Один – мертв, и больше не испытывает тяжелый вес войны. Другой – жив, но продолжает карать себя за убийство.

Основная завязка, которая основана на прощении и искуплении вины наталкивается на камни преткновения. То, что сегодня обрело новые формы – агрессия, расизм, ксенофобия. Два соседских народа начинают люто ненавидеть друг друга. Местные не принимают бывших врагов, хоть уже и мир, в барах продолжают петь гимны и вспоминать усопших. А в глазах у всех такая бессмысленность, что до многих отголосками доходит правда – нас спровоцировали, а мы сами отдали своих детей на убой.

Судьбы сломаны, травмы останутся, а потерянную любовь не забыть. Что Адриэн, что жена Франца останутся ни с чем, продолжат жить со своими травмами, вновь и вновь окунаясь в светлые моменты прошлого в довоенное время. Еще один фильм, который взывает к человечности и просит нас не допускать глобальных трагедий.

Дополнительный список для выздоровления от милитаризации, ненависти и насилия:

«Иваново детство» (1962)

«Летят журавли» (1957)

«Апокалипсис сегодня» (1979)

«Рождённый четвёртого июля» (1989)

«Охотник на оленей» (1978)

«Список Шиндлера» (1993)

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964)

«Без цензуры» (2007)