1 августа в 6:30 утра, ровно через 3 месяца и полчаса после нашей поездки автостопом в Москву, мы снова выходим из дома...
У меня эта поездка началась днём ранее, 31 июля, когда я выехал от дома, из Карелии в Питер. Утром я собрал рюкзак и решил доехать от вокзала Медвежьегорска до выезда из города на 4 автобусе. И вот первая неприятность: я как-то совсем забыл, что по новому расписанию этот маршрут вообще не ходит по выходным. Делать нечего, достал наушники, купил фруктовый лёд и пошёл пешком до трассы. Стоило мне дойти до кладбища и пошёл дождь. Чтобы не промокнуть, 20 минут я просидел на заправке. Как только дождь утих, я двинул дальше, но стоило мне пройти 100 метров, как он полил опять.
Я добежал до церкви, где прождал ещё около 15 минут. Подкрепился орешками и пошёл на трассу. Первая машина, чёрная «Приора», остановилась где-то через 10 минут. Половину пути до Петрозаводска шёл дождь, и я даже возрадовался, что не промок. Доехали достаточно быстро. На дорогу ушло чуть меньше двух часов. Когда мы приехали в Петрозаводск, уже была солнечная погода, что не могло не радовать.
Я пошёл вдоль дороги, пытаясь по пути поймать следующую машину. Примерно через 2 километра меня подобрал молодой человек на «Шкоде». Мне повезло, ведь он ехал из Петрозаводска до самого Питера. Он тоже любит путешествия, поэтому мы болтали всю дорогу. От него я узнал ещё о ряде интересных мест, в которых мне хотелось бы побывать. По пути мы пару раз останавливались, на заправку да в магазин. В остальном дорога прошла спокойно. Ему было по пути, поэтому в Питере он высадил меня прямо у станции метро, где у меня находится общежитие. То есть если бы я возвращался на учёбу, то сэкономил бы кучу времени. Но сегодня я держал путь к другу, поэтому я сразу спустился в метро. В 20:00 я был уже на месте, мы встретились и поехали в центр. Сегодня день ВМФ, поэтому на Неве стояло много военных кораблей. Вечером мы закупили необходимой еды, составили план на следующий день, пересобрали вещи и легли спать.
Мы проснулись в 5:40, как и в прошлый раз, но выключили будильники и снова уснули и встали только в 6 часов утра, из-за чего опоздали на электричку. Следующая была примерно через 20 минут, поэтому всё было более-менее нормально. Мы позавтракали и вышли к станции.
Изначально мы решили, что на электричках по возможности будем ездить «зайцем», чтобы поездка вышла более экономной. На нашей стации стояли турникеты перед выходом на платформу, поэтому мы подошли к ней по путям и с торца залезли на неё. До Шушар нам нужно было проехать всего две станции, поэтому мы просто ушли от контролёров в соседний вагон.
Первую машину в сторону Москвы мы поймали, пройдя пару километров вдоль трассы М10. Там нас подобрал мужик, который ехал в посёлок Ленсоветский. Его нам опять пришлось пройти насквозь пешком. Дальше спустя минут 40 ожидания нас подобрал парень до посёлка Зуево, тот что в Новгородской области. Оказалось, что он едет уже обратно из Питера, и видел нас по пути в город. Сам он сейчас направляется в Кириши. Притом он был рад, что всё-таки смог нас подобрать. Получается, около 10 часов утра мы уже въехали в Новгородскую область, что на пару часов раньше, чем в прошлый раз. Да и погода в этот раз более приятная. Как только он нас высадил, к нам сразу подбежал бородатый дедок в классическом костюме и спросил, есть ли у нас еда или вода. Мы пожертвовали ему пакет с печеньем и конфетами. Пройдя чуть дальше, мы сами решили остановиться и первый раз за день перекусить. Мы слупили по паре бутербродов с сосисками и довольные начали ловить попутный транспорт дальше.
Спустя минут 20 нас подобрал мужик на «Логане», который выехал на М10 со стороны Киришей. И нам невероятно повезло: он едет из Петрозаводска в Москву. По плану, за сегодняшний день мы должны были добраться до Москвы. Было невероятно приятно заранее осознать, что у нас это удастся. Он дал мне посмотреть интересный справочник о самом разном оружии и угостил нас виноградом.
Всю дорогу мы болтали об этом самом оружии, истории, археологии. От него мы услышали кучу интересных историй. Например про то, как его друзья смогли протащить через границу пулемёт «Максим». Они ездили в Финляндию на историческую реконструкцию, и в перерывах между постановками они гоняли по лесу с металлоискателями. Так совершенно случайно смогли найти пулемёт времён Великой отечественной войны. По пути обратно, они положили его в прицеп, а сверху закидали разным реквезитом, которое использовали при постановках во время исторических реконструкций. Пограничники даже не стали осматривать весь этот «металлолом» и настоящий пулемёт, конечно, не увидели. Также он поделился с нами некоторым негодованием по поводу закона об оружии, а также прочими интересностями. Ещё когда я упомянул, что наш путь проходит через Волгоград, то он исправил на «Сталинград», сказав, что влияние личности Сталина в истории сейчас сильно преуменьшено. Почти всю дорогу мы ехали по М-11, всего один раз остановились на заправке, немного погулять и размяться.
В Москву мы приехали в 18:30, а именно в это время мы были уже у «Крокус Сити Холла». В метро мы прошли, заплатив всего за одного человека по «тройке». То есть проезд на метро нам стоил 23 рубля «с шапки». Мы погнали на Чертановскую, чтобы там докупить еды и пересесть на электричку павелецкого направления.
Мы перекусили в Бургер Кинге кучей самых обычных чизбургеров, после чего Герман остался в нём сделать некоторую работу в ноутбуке, а я оставил ему свой рюкзак и двинул гулять по району и докупить еды. Когда я к нему вернулся, то мы наполнили все бутылки лимонадами в автомате для доливки напитков и пошли на станцию «Чертаново».
Примерно в 20:30 мы сели на электричку. Изначально она была полная, но с каждой станцией пассажиров становилось всё меньше. После Ступино мы и вовсе остались в вагоне втроём: Я, Герман, и алкаш, который сначала спал на лавочке, потом начал судорожно бегать и закрывать форточки. Наверное, потому что один из встречных поездов разбудил его.
На самом деле мы готовились к тому, что придётся бегать от контролёров, потому что ехать нам далеко, однако нам опять повезло: они просто не ходили по поезду. И мы спокойно проехали нахаляву 26 станций до города Ожерелье). Здесь мы переоделись и немного посидели. Дальше прошли по железнодорожным путям в кромешной темноте ещё 5 километров, до пересечения железной дороги с бывшей трассой М6 «Каспий», попутно высматривая удобное место для ночёвки. В лесу около остановочного пункта «126 километр» мы решили лечь спать...
Мы растянули гамаки между деревьев, потеплее наделись, почистили зубы и легли спать. Неподалёку что-то периодически шуршало, но я не придавал этому особого значения. Место нашей ночёвки находилось в достаточно узкой лесополосе, за которой были большие поля. Поэтому было понятно, что вероятность появления здесь больших животных достаточно мала. Я уже засыпал, но отчётливый хруст веток метрах в двадцати моментально прогнал сон. Хочу отметить, что ранее я никогда не встречал вживую крупных животных, поэтому появилось желание убраться у другое место. Мы вылезли из гамаков и стали решать, что делать дальше, пытаясь с помощь фонарика определить источник хруста. Я увидел у кустах два светящихся зелёных глаза и немного испугался. Но буквально через пару секунд перед нами метрах в пяти пробежала лиса. Дааа, вот тебе и большой зверь). Мы посмеялись и решили лечь дальше спать. Единственное, подняли рюкзаки с земли и повесили их повыше на ветки дерева, чтобы рыжая ничего не стащила ночью.
Утром я проснулся от проходящего рядом грузового поезда. Ночью было тепло, после рассвета даже стало жарко. Мы вышли на платформу, пересобрали вещи и сели поглощать творог на завтрак. После этого собрали вещи и пошли на дорогу.
Идти пришлось недолго, в паре сотнях метров было очень удобное место. Спустя всего минут пять остановился молодой человек на «Форде». Он ехал с работы из Москвы в деревню, в посёлок Серебряные Пруды. Получается, мы с ним проехали километров 25. Была солнечная и невероятно жаркая погода. У поворота на Пруды мы стояли почти час, вдобавок у нас ещё и закончились напитки. Тут остановился Алексей на «Газельке», доставляющий хлеб по местным деревням. С ним мы более-менее разговорились. Болтали как обычно, о природе, о местных достопримечательностях. Мы слушали о местах, в которых ещё [пока что] не были. Потом наоборот, рассказывали про наши края. Так доехали до посёлка Электрик, где и покинули Алексея. Он ехал в Михайлов, это небольшой городок на повороте с Каспия на Тулу, но в стороне от трассы. Пораньше мы спрыгнули, чтобы пополнить запасы воды.
Мы были уже в Рязанской области, совсем рядом с тульской областью поэтому в придорожных палатках торговали, в основном, пряниками.
Одна из таких продавщиц сама заговорила с нами, мол, откуда и куды путь держим (скорее всего её внимание привлекли наши рюкзаки). Я сказал, что вот, в Грузию из Карелии автостопом еду, уже третий день в пути. Она очень удивилась, спросила, холодно ли у нас в Карелии, и угостила нас парой помидоров и небольшим Тульским пряничком, за что ей огромное спасибо).
Пешком мы прошли развязку и стали ловить машину. Здесь тоже стояли под палящим солнцем, однако небольшие облака немного спасали ситуацию.
Стоим полчаса и нам останавливается на черном «Поло». Едет он вдвоём с другом, но на разных машинах. И нам снова везёт, так как он едет в Махачкалу через Волгоград. И как раз в Волгограде они с другом, как и мы, планировали остановиться на ночь. В одном месте ремонтировали мост, поэтому около получаса мы простояли в пробке. До кучи там ещё и авария случилась. Мы проехали мимо разбитой фуры, водительское сидение которой было в крови, а из прицепа, стоявшего поодаль, вывалилась часть мешков с цементом. Остальной путь до Волгограда доехали спокойно, я даже успел немного вздремнуть в машине. Ещё меня немного удивила подсвеченная в темноте разметка на некоторых участках дороги. Ни в Карелии, ни в Ленобласти, ни ранее по пути я такого не встречал.
Примерно в 22:30 мы приехали уже в ночной Волгоград. На улице было +34 градуса. Непривычная температура для ночи... У нас пару дней в году такое бывает, и то только в полдень под солнцем. Но здесь это считается нормальной погодой. Первым делом мы пошли перекусить чего-нибудь, потому что в дороге мы нормально не ели. Наш водитель вообще сказал, что всю дорогу от Москвы до Махачкалы обычно едет без остановок, но в этот раз его друг предложил остаться на ночь в Волгограде. На самом деле мы уже были готовы перестроить маршрут и поехать через Дагестан и Чечню. Ничего, в другой раз обязательно и туда попадём).
Мы дошли до ближайшей круглосуточной шаурмячной и взяли по шаверме и маленькому хот-догу. Сели перекусить на автобусной остановке, прямо напротив рекламного плаката, на котором говорилось, что нужно выходить от дома и путешествовать. Именно поэтому мы сейчас и находимся здесь, да.
После ужина мы пошли на Мамаев курган, посмотреть «Родину-мать». Казалось, что идти до неё недолго, но это только потому, что она огромная. На дорогу до неё мы потратили минут 40 пешком. Мы подошли к горе с той стороны, где не было асфальтированных дорожек и ступеней, зато достаточно плотно друг к другу росли деревья такой высоты, что позволяли растянуть между ними гамаки.
Запомнили это место, и пройдя ещё чуть-чуть по тропинке, мы вышли уже в ухоженный парк. Обошли вокруг «Родины-матери», немного пофотографировались, посмотрели огромный факел «вечного огня» и пару других памятников. После этого пошли в обратную сторону. Немного решили задержаться у системы автоматического полива газонов. Она достаточно сильным напором разбрызгивала воду в разные стороны. Под этой водой мы смогли помыть лицо и руки от пота и дорожной пыли. Мы вернулись к запримеченным ранее деревьям, повесили на них гамаки, почистили зубы и легли спать в деревьях неподалёку от вершины Мамаева кургана. По опыту прошлой ночи, мы сразу закинули рюкзаки повыше, на деревья. Погода была тёплая, небо ясное, накопленная за день усталость давала о себе знать, поэтому не прошло и пяти минут, как я уснул.
Я проснулся в 7 часов утра от того, что меня звал Герман, и сразу же я почувствовал небольшой дождь. Пришлось вставать и собирать гамак, чтобы он не промок. Однако не прошло и пяти минут после этого, как дождь закончился. Обидно. И не доспали два с половиной часа, но и спать уже больше не хотелось. На улице было уже светло, и вокруг небольшой группой, человек наверное 8, бегали местные спортсмены. Мы собрались и пошли на поиски магазина с целью пополнить наши запасы провизии. Также необходимо было купить головные уборы, ведь путь наш идёт дальше на юг.
Спуститься с кургана мы решили по главной лестнице, заодно при дневном свете глянуть памятники, до которых мы не дошли ночью. Сейчас мы взяли курс на ближайший «Фикс-прайс», чтобы купить всё нужное в одном месте. На текущий день мы закупили чипсов, вафельных трубочек и шоколадных батончиков, чтобы можно было точить их непосредственно в пути. Позавтракали мы в местном торговом центре, в ближайшем «Бургер кинге», чтобы там же и набрать бутылки питьём, как мы сделали это в Москве. Только в этот раз мы попросили у работницы, чтобы нам просто набрали бутылки питьевой водой. Она нам с радостью помогла. Мы ещё немного посидели на фудкорте и пошли на станцию «Бакинская».
До выезда из города мы решили поехать на электричке, как мы делали это в Москве. Дело в том, что Волгоград — очень длинный город, который растянулся вдоль Волги по разным данным на 70-95 километров. По длине он уступает только Сочи — больше 100 километров. И нам для выхода на нужную трассу нужно пересечь город если не полностью, то достаточно большую его часть. До станции «Заканальная» мы проехали около 35 километров.
Путь на электричке занял около часа и стоил 39 рублей. Здесь мы решили не ехать зайцем, так как в черте города тариф одинаковый до любой станции, да и пассажиропоток был достаточно низкий. Учитывая четырёхвагонные поезда и низкие платформы, убежать в другой вагон на остановке с большим рюкзаком шансов просто не было. Да и смыла на самом деле тоже.
За час в электричке я успел немного вздремнуть, но вошедшие на станции маманьки с орущими детьми нарушили покой всех в вагоне. Хорошо, что мы выходим на следующей остановке. Оставалось только проехать по мосту через волго-донский канал. От станции «Заканальной» до выхода на нужную дорогу нам надо пройти ещё около четырёх километров. По пути мы докупили воды.
Мы вышли на дорогу Р221 «Элиста» и начали ловить машину. минут через 10 нас подобрал мужик на чёрном седане. Он посмеялся над нами, что мы пристегнулись сразу же после того, как сели в машину. Как мы позже поняли, на юге так определяют местный ты или нет. С ним мы проехали до деревни «Цаца» около 35 километров. Доехали мы быстро, минут за 20. Мы были уже в степи, привычный лес остался позади и только изредка встречались карликовые деревья. Мы не пожалели, что решили купить кепки, так как на небе не было ни облачка. Днём температура поднималась до +40. На выезде из этой деревни мы простояли где-то полчаса. После этого нас подобрал дедок на «Ниве».
Он ездил отвозить внучку в Волгоград и уже возвращался обратно. По пути он рассказывал нам о том, как раньше в этих краях было очень развито сельское хозяйство, которое здесь сейчас никому не нужно. Когда-то распаханные поля сейчас просто пустуют. На них растут только мелкие кустарники и колючки. По пути также встречались искусственно созданные небольшие озёра рядом с дорогой. Они как конденсаторы, накапливают в себе дождевую воду, чтобы коровы потом могли её пить. Здесь почти в каждой деревне люди держат разный скот. На «Ниве» мы проехали около 90 километров до села «Садовое». И вот здесь мы застряли. Уже вечерело, поэтому было не так жарко, однако в компании стада коров мы простояли больше двух часов.
Пара дальнобойщиков на фурах жестами показывали нам, что могут взять только одного человека. Мы уже хотели разделиться и поехать по одному. Мы решили подождать ещё 10 минут, и если никто не остановится, то Герман поедет первым. А я, так как у меня больше опыт путешествий автостопом, поеду следом за ним. Мы назначили точку встречи на выезде из Элисты. И именно в этот момент нас подобрал мужик на микроавтобусе. После двух с половиной часов ожидания нам снова крупно повезло, сейчас мы ехали прямо до Пятигорска. Это примерно 520 километров. Водитель был не очень разговорчивый, поэтому мы почти всю дорогу ехали молча. Герман почти сразу же уснул, я любовался бескрайней степью до самого заката.
Немного жаль, что Элисту мы проехали без остановок. Было бы интересно погулять по этому городку. Думаю, это повод приехать в эти края ещё раз. Когда на улице стало темно, я тоже решил поспать. Но сон почему-то не шёл. Дорога тоже оставляла желать лучшего. Последние 50 километров до ставропольского края мы ехали не больше 35-40 километров в час. Где-то к полуночи мы приехали в Пятигорск.
Наш водитель ехал на загрузку на местную овощебазу, поэтому высадил нас на окраине города. На фоне тёмного ночного неба виднелся высокий чёрный холм. Как я потом выяснил, это была гора Машук. Эту ночь мы решили переночевать в хостеле, чтобы постирать вещи, помыться и хорошо выспаться. По пути в центр города мы обзвонили наверное 5 разных хостелов, но нигде не было свободных мест. Ну действительно, чего мы хотели в курортном городе в самый разгар туристического сезона. Но у нас всё же получилось найти хостел с парой свободных мест и мф сразу пошли в его сторону. Мы снова взяли по шаверме и поужинали пока шли до хостела. Хостел стоил 500 рублей за одно место. Нас поселили в шестиместную комнату. Три кровати уже были заняты. Герман лёг на одноместную кровать в середине комнаты. Я занял нижний «плацкарт» двухъярусной кровати, которая стояла ближе к выходу. Чтобы за ночь зарядить все гаджеты от одной розетки я поставил повербанк заряжаться от этой самой розетки, а к повербанку подключил телефон и наушники. Мы по очереди сходили помыться и постирать вещи. Здесь, как и в большинстве хостелов стирка была платной, поэтому вещи стирались с обычным мылом прямо в душе. Я переместил все бутылки с водой на ночь в холодильник и лёг спать. Я за последние несколько ночей ещё не спал так крепко.
Мы проснулись около десяти часов утра. Все наши ночные соседи к этому времени уже ушли и мы выселялись из комнаты последними. В комнате хватило места чтобы повесить все вещи сушить, поэтому наутро одежда была уже сухой. Мы решили пойи позавтракать в «Бургер кинг», потратить накопившиеся баллы. При входе в торговый центр охранники спросили у нас, что же мы несём в «наших больших рюкзаках». Мы сказали, что там просто вещи и прочее снаряжение, после чего нас пустили. Мы перекусили, Герман снова остался посидеть на фудкорте и сделать в ноутбуке некоторую работу. Я в это время снова оставил ему свои вещи и пошёл погулять по Пятигорску.
В моём распоряжении было два с половиной часа, поэтому я решил забраться на гору Машук, вершину которой видел прошлой ночью. Я, конечно же, забыл взять с собой и кепку и купить воду. А погода снова была солнечная, с температурой около +37 градусов. Уже у подножья горы я зашёл к источнику попробовать местную минеральную воду. Там бесплатно можно было взять стаканчик, но никакой другой тары там не было. Поэтому я напился воды на месте, и ещё взял полный стаканчик с собой. На вершину горы Машук идёт канатная дорога. По информации с официального сайта, стоимость проезда 210 рублей в одну сторону и 360 рублей в обе стороны. Я решил забраться на гору пешком, потому что прошлой ночью хорошо отдохнул и чувствовал в себе силы на это. Да и тратиться лишний раз не хотелось. Немного забегая вперёд скажу, что впечатлений от этого я получил намного больше, чем если бы поехал на канатке. Как только я начал подъём, я сразу же снял футболку и повязал её на голову как бандану. Во-первых, для того, чтобы солнце не напекло голову, во-вторых, потому что даже без футболки было просто невыносимо жарко. Подниматься я начал около радоновой лечебницы по тропинке, которая на гугл-картах почему-то обозначена как дорога. Из-за того, что я забыл взять бутылку с водой, я, как придурок, поднимался на гору, держа в руках стаканчик с водой, время от времени отпивая из него. Во время активности, особенно в жаркую погоду надо много пить. Суставы должны получать достаточно жидкости, чтобы не работать «на сухую». Спустя где-то 20 минут подъёма я вышел на небольшую вершинку. Тропинка уходила вниз, а потом снова поднималась ещё выше, на основную гору. Уже отсюда открывался невероятный вид на город и соседние горы.
Я немого отдышался и двинулся дальше. Тропинка разделялась на две, и я пошёл налево. Я шёл почти под канатной дорогой. Надо мной, то и дело, пролетали кабинки с пассажирами. Ещё примерно через минут 20 я вышел за границу леса. Выше по склону уже росли только колючки и мелкая трава. Притом граница леса всегда проходит очень чётко. Это была самая сложная часть подъёма, поскольку здесь был самый большой уклон. По ощущениям, местами он достигал 45-50 градусов, но только на отдельных участках. Иногда подъём напоминал несколько идущих подряд ступеней из выступающих камней, но каждая такая ступень высотой была мне по пояс. Также местами на тропинке лежали кучки камней, или отдельные, достаточно большие камни, которые срывались вниз и начинали набирать скорость, если по ним пройти. За мной по тропинке никто не шёл. Я был один, но всё равно я старался идти осторожно. Когда позади остались последние деревья, то идти стало намного проще, можно сказать, открылось «второе дыхание». Весь подъём у меня занял около одного часа. Вершина горы находится на высоте 993,7 метра над уровнем моря. Сам город находится на высоте 400-500 метров над уровнем моря, поэтому набор высоты составил около 450-500 метров. Немного, но жаркая солнечная погода и тропинка, по которой я поднимался, добавили сложности.
Я немного погулял по вершине горы, полюбовался видами посмотрел «площадку направлений». Это площадка, на которой стоит около десятка столбов, каждый из которых под завязку забит дощечками с названиями разных городов и расстоянием до них.
Эти дощечки вырезаны в форме стрелки и эта самая стрелка указывает в сторону города, который на ней написан. Своего родного города я там не нашёл, но нашёл Беломорск.
От моего дома до Беломорска около 200 километров. Некоторые города на этой площадке даже повторялись. Ещё на вершине горы я сточил фруктовый лёд и бесплатно продегустировал местный лимонад, который очень похож на вишнёвый сок, только изготовленный, как говорил продавец, по какому-то «секретному рецепту». В этом магазинчике мне стало понятно, почему здесь водители не очень любят соблюдать ПДД:
После этого я начал спуск вниз. На спуск я потратил примерно столько же времени, сколько и на подъём. При этом он был не менее весёлым. Сначала спускаться было вполне удобно. Разве что с камнями нужно было быть более осторожным. Когда я наступал на большой плоский камень, то он начинал «сёрфить» вниз по более мелким камушкам. В эти моменты надо идти очень аккуратно. Спускался я немного другой тропинкой, но она была очень похожа на предыдущую. Я старался идти внимательно, особенно на «каменных ступенях», так как перспектива провести лишнюю секунду в свободном падении не очень радовала. Когда начались деревья, то я ногами тормозил уже намного меньше. На сильно крутых участках спуска я хватался за изогнутые стволы деревьев, чтобы сбросить скорость. Уже почти в самом низу я сбился с пути и потерял тропинку. Пришлось пройти метров 50 назад, чтобы вернуться на неё. Выйдя из леса на дорогу, я первым делом вытряхнул из кроссовок гору земли и почистил одежду от всякой растительности. На обратном пути я снова зашел к источнику и залпом опрокинул несколько стаканов воды. Мы встретились с Германом и пошли в сторону выхода из города. Идти было достаточно далеко, около 7 километров, поэтому мы стали смотреть расписание местных маршруток. Мимо нужного нам выезда из города проезжал 117 маршрут. Ждали мы его минут 15, но он просто проехал мимо остановки и остановился на светофоре. Мы бегом догнали его, водитель открыл нам двери и мы спросили, едет ли он мимо нужного нам выезда из города. Водитель сказал, что «по городу не возит». Вместе с нами на этот автобус хотела сесть ещё какая-то женщина, и когда она догнала нас, то спросила, почему же мы всё таки не поехали. Мы ей пересказали ситуацию, все вместе немного подохренели с местного общественного транспорта и двинули в сторону выезда из города пешком. Прошли где-то километр и Герман предложил взять такси. Оно стоило около ста рублей, но сэкономило нам около часа. На улице уже вечерело, а за текущий день мы хотели добраться до границы. Белая «Лада» приехала за пару минут, Герман сел назад и я начал подавать ему наши рюкзаки. В этот момент ко мне подходит какой-то мужик сомнительной внешности и у нас с ним произошёл следующий диалог:
— Я по вашему внешнему подумал, что вы решили куда-то автостопом уехать..
— Да, мы путешествуем!
— Если остановятся с регионом 05, 07, 95, то ни в коем случае не подсаживайтесь, до конца жизни рабами будете.
— Ладно... хорошо...
[Справка: 05 — Республика Дагестан, 07 — Кабардино-Балкарская Республика, 95 — Чеченская Республика]
После этого он ушёл дальше. Мне кажется, что он в Чечне воевал или ещё где-нибудь в этих краях, поэтому с таким посылом говорил. В любом случае, мы продолжили наш путь. Я сел в машину, пристегнулся, водитель снова посмеялся надо мной. Солнце уже клонилось к закату, когда мы начали ловить машину в сторону Северной Осетии. Спустя минут 10 нам остановилась белая «Приора». Мужичок в возрасте согласился подвести нас до поворота с трассы Е50 на Владикавказ, а сам он ехал в Грозный. Он спросил, есть ли у нас музыка скачанная. Я подключил свой телефон и всю дорогу мы ехали, слушая мой плейлист. На границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии обустроен пункт досмотра, внешне несколько более устрашающий, чем обычный пост ДПС. Нас остановили, и сказали пройти через пост. На посту в рентгене проверили рюкзаки, нам сказали пройти через рамку металлодетектора, а также проверили паспорта. В это время машину досматривали отдельно. Мы провели на этом пункте около 5 минут, после чего проехали дальше. Необычно было проходить досмотр как в аэропорту посреди чистого поля. Почти чистого, потому что в этом регионе растёт очень много яблонь, кукурузы, пшеницы и прочих культур. Мы поехали дальше. Примерно около Баксана на горизонте показалась заснеженная вершина горы. Я, конечно, могу ошибаться, но мне показалось, что это Эльбрус. Сюда я бы тоже хотел приехать в не очень далёком будущем. Спустя пару минут зарядил очень сильный дождь. Все машины ехали не больше 50-60 километров в час, дворники просто не справлялись с большим количеством воды, а дорога превратилась в бассейн.
Но всего через минут 5-7 мы выехали на сухой асфальт. К слову, очередь из грузовых машин на границе начиналась уже здесь.
У поворота на Владикавказ мы были около 8 часов вечера, а на улице было уже совсем темно. Мы вышли прямо на развязке и пошли пешком в сторону города. Надо было пройти около 17 километров, поэтому мы дошли до первых фонарей, где был южный выезд из Беслана и на ходу пробовали поймать машину. Почти сразу нам остановился молодой парень на белом «Дастере» с наклейками «Леруа Мерлен». Он согласился подвести нас до города.
Мы с ним сразу же разговорились, он рассказал нам, сам очень любит выбираться на природу в горы. В подтверждение этому он показал очень много фотографий с невероятными видами, закатами и рассветами, горными реками и водопадами. Он ехал с работы и ему нужно было оставить рабочую машину у магазина. Он предложил нам своеобразную «экскурсию» — прогулку по ночному Владикавказу на его личной машине. Мы, конечно же, согласились. Подождали его 5 минут на парковке около магазина, он угостил нас яблоками, мы сели в его черную «Камри» и поехали в центр под «Мияги». Я сам такую музыку не очень люблю, но сейчас она была прям в тему. Он рассказал нам, что этот исполнитель родом из Владикавказа, поэтому здесь очень трудно найти человека, который бы не слушал его треки.
Также он поведал нам о сказочной красоте местных девушек и специально медленно провёз нас по самой оживлённой ночной улице, чтобы мы «смогли сами в этом убедиться»)). Мы рассказали, что держим сейчас путь в Грузию и он решил подкинуть нас до выезда из города с нужной нам стороны. Ещё от него мы услышали про историю Северной Осетии намного больше, чем за всю школьную и студенческую жизнь, да и рассказ был очень увлекательный.
Что-ж, остался последний кусочек пути по территории России. На часах было около полуночи, но мы всё же решили что останавливаться уже нет смысла. Здесь после 20 минут ожидания нам остановился микроавтобус с пассажирами. Водитель согласился бесплатно подвезти нас только до Верхнего Ларса. Микроавтобус был полный, поэтому мы запрыгнули на два свободных сидения на переднем ряду, рядом с водителем. Вдоль обочины тянулась многокилометровая пробка их грузовых машин. Но то, как водят здесь потрясло меня больше всего. Я, конечно, слышал, что правил дорожного движения «не существует» в Турции, или, например, во Вьетнаме. Но в России я подобного увидеть не ожидал. Дорога уже поднималась в горы, поэтому крутые опасные повороты встречались всё чаще. И все местные жители гоняют по этим поворотам в полной темноте, обгоняя через двойную сплошную линию разметки, отпугивая на обочину встречные машины дальним светом фар, которые двигаются в своей полосе. На этом микроавтобусе мы ехали точно так же. Делается всё это для того, чтобы пораньше занять место в очереди на саомй границе.
Чуть подробнее постараюсь рассказать о том, как мы переходили через саму границу. Когда мы остановились в конце очереди, то водитель сказал нам: «Всё, приехали. Верхний Ларс. На выход». Мы осмотрелись и пошли пешком в сторону начала очереди. Здесь было градусов на 12-13 холоднее чем во Владикавказе, чувствовался горный воздух. В пути мы периодически в соц. сетях читали информацию об обстановке на границе. Всё время люди жаловались на огромные очереди, которые временами бывали и по 8-10 часов. К нашему удивлению, сейчас в очереди стояло всего около 25 машин. Данный погранпереход разрешается пересекать на любом транспорте. На автомобиле, велосипеде, где-то я читал, что даже на самокате разрешали. Но пешком переходить границу здесь нельзя. Если пешком подойти к границе, то пограничники посоветуют поискать в очереди машину, в которой водитель согласился бы перевести через границу. В тех местах местные бомбилы предлагают услуги по перевозке через границу. По стоимости — от полутора тысяч рублей с каждого, поэтому мы решили попытать удачу и поспрашивать людей в очереди. После нескольких неудачных попыток нас взяла молодая женщина почти в самом начале колонны. Перед нами стояло всего лишь две машины. Минут через 10 мы приехали на паспортный контроль. Первый пограничник подошёл к водителю, взял наши паспорта и просто посмотрел, со своими ли мы паспортами едем. Дальше мы проехали к окну. Там у нас спросили, откуда держим путь и сколько собираемся пробыть в Грузии. Мы ответили, что пару дней, не больше и нам поставили штампы о выезде из России. Мы пешком прошли шлагбаум, пограничники осмотрели машину в присутствии водителя, и только потом водителю разрешили проехать за шлагбаум, чтобы мы сели. Мы поехали дальше. По нейтральной территории предстояло проехать около трёх с половиной километров. Дорога на нейтральной территории просто в ужасном состоянии. Асфальт там наверное укладывали ещё при Фараоне. Всё в ямах, на обочине раскидан мусор. В тоннелях всё ещё хуже. И вот мы подъехали к очереди на въезд в Грузию. Там стояло около 7-8 машин в каждое из трёх работающих окон. Мы решили не сидеть в очереди, а пойти на паспортный контроль пешком. Простояли пару минут в очереди, пограничники молча и без вопросов поставили нам штампы о въезде в Грузию. Дальше мы отошли где-то на полкилометра от поста и стали ловить попутку в сторону Тбилиси. Несмотря на то, что на улице было очень темно, где-то через 10 минут нас подобрали двое мужиков на чёрном «Мерседесе» уже с грузинскими номерами. Они всю дорогу болтали между собой, спросили только откуда мы путь держим и куда. С ними мы доехали до городка Степанцминда, что примерно 10 километров по горной дороге от границы.
Мы вышли на площади в центре городка. Все заведения были уже закрыты, часовой пояс здесь UTC +4, то есть по факту времени на 1 час больше, чем в Москве. По местному времени было около двух часов ночи. На автобусной остановке висела вывеска, говорившая о том, что маршрутка до Тбилиси стоит 15 лари. На момент написания этой статьи это около 320 рублей. В любом случае, путь мы продолжили на попутках, потому что нужно было ещё обменять рубли на местную валюту. Мы решили сделать это уже в Тбилиси, подальше от границы, чтобы курс был немного выгоднее. Мы прошли чуть дальше от площади по дороге и встали голосовать. Мимо проехали несколько фур с железнодорожными цистернами на прицепе, которые стояли в начале очереди на границе. Спустя где-то минут 40 мы сели в белый «Форд фьюжн гибрид» к двум парням. Они ехали в Тбилиси из Казахстана по работе. Они, в основном, тоже разговаривали вдвоём между собой, но иногда спрашивали нас о разном. В основном, про наши путешествия. Поначалу они немного неодобрительно говорили о нашей поездке, но чуть позже, после пары историй, видимо, поняли «в чём прикол» и говорили даже немного с уважением и интересом. Во всяком случае, мне показалась такая перемена настроения. Я ненадолго уснул когда мы спустились с гор и проснулся уже на въезде в Тбилиси. Мы с ребятами разошлись у моста Мира в Тбилиси. От Степанцминды это где-то 160 километров. Перед тем, как уехать они угостили нас бутылкой минералки и бутылкой «Натахтари» — лимонад местного производства, за что им огромное спасибо.
Ну вот, цель поездки достигнута. За спиной 3300 километров. За последние несколько дней я привык к дороге, и в тот момент это уже не казалось чем-то сложным и долгим. Было уже больше трёх часов ночи и мы решили просто не ложиться спать, а прогулять до утра и весь следующий день.
В первую очередь мы нашли круглосуточное кафе с вай-фаем, где нам разрешили посидеть, ничего не заказывая. Мы просто сидели, немного охреневшие от последних суток. Всё же восхождение на гору, дорога от Пятигорска, переход границы, и первый опыт автостопа в другом государстве это достаточно много для одного дня, тем более без сна. Немного перевели дух, скачали офлайн-карты города, нашли круглосуточный пункт обмена валюты и пошли дальше.
В основном мы любовались архитектурой, фотографировали интересные места, встречавшиеся на пути и пробовать местную еду. В пункте обмена валюты я обменял имеющиеся 2400 рублей по курсу 1 лари за 27 рублей, что получилось около 88 лари с «копейками». Там сидел молодой парень и он говорил только на грузинском и английском. Это был мой первый в жизни опыт пользования английским языком в реальной жизни вне учебных заведений. По моему, я неплохо справился.
И тут мы поняли первую нашу ошибку. Наличку в рублях взял только я, а банковские карты, выпущенные в России здесь больше не работают. То есть это были все наши деньги. Ну это не проблема, как нибудь разберёмся. Где-то около 9 часов утра мы пришли по адресу недорогого хостела, чтобы узнать, есть ли свободные места на грядущую ночь. На картах висела метка со стоимостью в 15 лари за одного человека за ночь, что, я считаю, очень неплохо. Мы несколько раз обошли здание вокруг и еле смогли найти вход. Там нам сказали подойти после 12 часов и узнать ещё раз.
Мы решили сходить перекусить в «Макдоналдс» понастольгировать, хехех. Но придя в него мы охренели с цен и просто поднялись на второй этаж, в зал со столиками и сели за один из них.
Перекусили мы оставшимися с дороги чипсами и сладкими трубочками, запивая «Натахтари». После этого мы погуляли немного и пришли в хостел снова. Оказалось, что свободных мест здесь нет, но зато нам далии координаты другого недорогого хостела, который находится неподалёку отсюда. Мы сразу же пошли туда. К счастью, в этом хостеле оказались места и мы сразу же заселились. По стоимости вышло по 20 лари с каждого, то есть мы заплатили по 540 рублей. Я считаю, что это не дорого, но в Пятигорске, например, за эту стоимость условия были намного лучше. С другой стороны, что мы хотим от хостела? Нам же нужно только переночевать. Главное, что он был не как в Москве в нашей майской поездке, это обнадёживало. Зато я могу с уверенностью сказать, что этот хостел пока что можно назвать самым «атмосферным» из всех, в которых я был.
За столом на балкончике, где все курили, сидели и болтали ребята. Проходя мимо них я краем уха услышал фразу «хичхайкинг это наше всё». Я мысленно усмехнулся и согласился с ним. Мы скинули наши вещи в хостеле и пошли в ближайшую хинкальную. Хинкали там стоили от 0,8 до 1,3 лари за штуку и они были с разными начинками. С бараниной, свининой, картофелем, сыром, говядиной и так далее. Я хотел попробовать все начинки, но каждого вкуса можно было заказать минимум три штуки. Поэтому я взял три с бараниной и три с сыром. Мы досыта наелись вкусных хинкалей и заплатили на двоих около 12 лари. Ещё особенность грузинских ресторанов, в отличие от российских, в том, что на весь счёт добавляется наценка в 10 процентов «за обслуживание».
Из интересных наблюдений также могу отметить, что по Грузии ездит очень много (наверное треть или даже половина) гибридных машин. В основном это «Тойота Приус» или «Камри-гибрид», чуть реже встречаются и другие модели. Обусловлено это высокой стоимостью бензина и достаточно большим количеством зарядок для электрокаров. Хотя второе, скорее всего, является следствием первого.
После этого мы прогулялись по нескольким местным банкам, так как Герман хотел сделать карту грузинского банка. Закончилась это затея некоторым геморроем, притом карту сделать так и не получилось. Мы ещё пошатались по городу, и к 19 часам вернулись в хостел. В нашей комнате стояло шесть двухъярусных кроватей. Пять вдоль стен и одна посредине комнаты. Именно она нам и досталась, так как только на ней были свободны места. Рядом с нами на соседних кроватях лежали два друга из Украины и молодая темнокожая женщина, которая под одеялом шёпотом читала что-то среднее между рэпом и молитвой. Притом на верхнем ярусе поручень, предохраняющий от падения с кровати, был только с одной стороны. Хотя в целом комната была чистая и хорошая, за исключением отсутствия москитных сеток на окнах. Я лег наверх немного отдохнуть и сразу же отрубился. Помню, как пару раз просыпался ночью и утром, но встал я только в 11 часов утра следующего дня. Не помню ещё чтобы когда-либо в жизни я спал так же много. Выселение было через час, поэтому мы решили собирать вещи и потихоньку выдвигаться. Герман сказал мне, что утром, пока я спал, он сходил ещё в один банк, где ему одобрили создание карты.
Мы сходили вдвоём за его картой, и решили закупиться сувенирами. Не с пустыми же руками ехать домой. Пару магнитиков и значок я купил вчера, но хотелось ещё привезти что-то съедобное. Мы ещё вчера набрели на один супермаркет с очень приятными ценами. Но сейчас мы почему-то не могли его найти.
По пути я нашёл теннисный мячик, немного поигрался с ним и выбросил. Но всё же мы снова наткнулись на это магазин и не раздумывая купили несколько бутылок вина. Помимо вина ещё взяли «Натахтари», местной минеральной воды и немного вкусняшек. В магазинчике напротив купили три поллитровые бутылки чачи всего по 4 лари за штуку. Стало понятно, почему по ночам в Грузии гуляет так много «весёлых» компаний. Если знать где покупать, то алкоголь здесь очень дешёвый.
Чтобы не идти добрый десяток километров по сорокаградусной жаре под солнцем, мы заказали такси до выезда из города за 11 лари, и пока оно ехало, мы на оставшуюся мелочь докупили ещё пару конфет и вафель чтобы пожевать в пути.
Через 20 минут мы стояли на трассе Е60. Здесь мы жарились под солнцем. В десяти метрах от нас паслись коровы и собака обгладывала гниющую грудную клетку кого-то, кто был явно больше этой самой собаки. Мы прошли вперёд метров 200 и встали перед примыканием этих двух полос к основной трассе, ибо дальше стопить машины было неудобно. Минут через 40 мы подсели к мужику на рефрижераторе. Он ехал в сторону Чёрного моря по Е60, поэтому смог довезти нас только до следующей развязки, где находится поворот на Владикавказ.
Но даже эти 8 километров с ним нам были очень на руку, так как в такую погоду мы бы шли очень долго. Да и воду нужно было экономить. Мы встали ловить следующую попутку у поворота на какую-то закрытую территорию, похожую на завод. Где-то через 10 минут остановился красный «Вольво» и мы поехали дальше. Георгий, как он представился, ехал к себе на дачу в Пасанаури. Это примерно половина пути до границы от Тбилиси. По пути он предложил нам «Чай, кофе, ганжу, что будете?» и посмеялся. Я всю дорогу любовался природой и горами. Учитывая, что сутки назад мы здесь ехали в тёмное время суток, то можно сказать, что подобные пейзажи я видел впервые.
Мы рассказали Георгию о нашей поездке, и он сказал что нам сегодня очень повезло и он проведёт нам экскурсию. Мы заехали с ним посмотреть на крепость Ананури.
После этого мы ещё заглянули на местный плаж, чтобы искупаться в водохранилище Жинвали.
Георгий угостил нас грузинским пивком, но я решил вместо пива взять лимонад. Мы освежились, посмотрели на местных ребят, гоняющих по пляжу на лошадях, и поехали дальше.
В Пасанаури мы простояли около получаса, после чего нас подобрал мужичок на «Хонде» мы с ним в прямом смысле долетели до городка Гудаури. Местами по этой дороге он разгонялся до 130 километров в час. Пока мы были в Тбилиси на одном из участков дороги обвалилась одна полоса, поэтому в этом месте мы ненадолго попали в пробку. На легковой машине ехать было более-менее нормально, но вот смотреть как по серпантину петляет грузовик в том месте, где обвалилась одна из полос немного стремновато.
По внешнему виду Гудаури — грузинский кусочек Швейцарии. Здесь уже достаточно холодно из-за высоты. В этом городке есть даже горнолыжный курорт.
Здесь мы встретили наших «коллег». Компания из трёх человек автостопом направлялась в сторону Тбилиси. Мы поздоровались с ними, пожелали друг другу удачи и на следующем повороте их кто-то подобрал. Мы продолжили голосовать. Мимо нас проехал эвакуатор с «Геликом», который мы обогнали чуть ранее. Гружёный, он даже на первой передаче еле-еле тянулся в гору. Я вытянул руку перед ним. Водитель эвакуатора когда проезжал мимо нас, то развёл руками и рассмеялся. Мы тоже посмеялись.
И вот, спустя полчаса мы снова едем с мужичком на внедорожнике. В этот раз мы проехали тоже совсем немного. От Гудаури он смог нас подкинуть только до Алмасиани. Здесь во всю идёт стройка. Китайские рабочие копают прямой тоннель вместо существующей дороги. Как нам сказали местные жители, делают они это полностью за свой счёт, потому что раньше здесь пролегал великий шёлковый путь.
Мы немного пофоткали горы и поехали дальше, потому что уже смеркалось. Минут за 10 нам остановили два местных парня.
Наш водитель закинул своего друга в посёлок Сиони и повёз нас дальше, до Степанцминды. Он спросил, откуда мы держим путь. Мы ему рассказали как мы тут оказались и он угостил нас вином домашнего производства, которое было в потёртой бутылке из под колы. Когда мы приехали в Степанцминду, было уже совсем темно. Мы прошли главную площадь и встали так, чтобы нас было видно под светящимися вывесками.
Мы прожали минут 15, после чего нас подобрал парень на белом «Пассате». Мы спросили у него, почему у машины такие необычные номера. Он рассказал нам про транзитные номера, которые выдают для пересечения границы, когда новая машина покупается в одном государстве, а владелец хочет зарегистрировать её в другом. А именно эту машину он везёт домой в ДНР, чтобы там перепродать её дороже. За разговорами мы даже не заметили, как доехали до границы. По картам пробка была около 5 километров и у нас был выбор: остаться с ним и ждать или попробовать пойти попытать удачу в начало очереди. Он сказал нам, что если нас в начале очереди нас никто не согласится подкинуть, то он подберёт нас снова. На этом и порешали. На всякий случай мы попрощались с ним и пошли. Пешком мы дошли до паспортного контроля, минут 10 простояли в очереди и нам поставили штампы о выезде из Грузии. Мы не заметили, чтобы кто-то контролировал запрет перехода границы пешком. Поэтому мы двинули вдоль дороги на нейтральную территорию. Так мы прошли оба тоннеля, и нам оставался последний поворот до паспортного контроля со стороны России. Тут из будки вышел пограничник и сказал нам, что граница эта пересекается только с использованием транспорта. Машины из очереди здесь пропускались пачками по 15-20 штук. Мы решили поспрашивать в очереди, можно ли с кем-нибудь пересечь границу. Где-то в 15 по счёту машине мужик сказал, что загружен, поэтому может взять максимум одного. Мы пошли дальше. Проходим около 10 машин и снова такая же ситуация. Я решил вернуться в предыдущую машину, а Германа оставить с этим мужиком. Мы договорились встретиться сразу же после паспортного контроля. Только я пошёл в сторону начала очереди, как колонна поехала. Я на ходу в открытое окно сказал Герману, что план в силе и я просто приеду на другой машине. Забыл сказать, ситуация осложнялась тем, что связь у меня не ловила вообще. Позорный теле 2 перестал работать ещё в Калмыкии. Поэтому имейте это ввиду, если соберётесь ехать в эти края. Когда машины остановились, то я снова пошёл спрашивать есть ли у кого-нибудь свободное местечко. Меня согласились провезти через границу две девушки. Но только через границу и только если они подберут меня не сейчас, а у будки пограничника. Я сразу же согласился и снова пошёл в начало очереди. Через пару минут они тормознули и я чуть ли не на ходу запрыгнул к ним. Пока ждали очереди, я рассказал им об «особенностях» пересечения этой границы пешком, нам поставили штампы о въезде в Россию, мы проехали шлагбаум и дальше я пошёл пешком.
Мы встретились с Германом и стали искать удобное место для ловли машины. Он рассказал, что тут мужик мог докинуть его аж до Ставрополя. Пару раз нам останавливались бомбилы, предлагая докинуть нас до Владикавказа за «всего лишь» пару тысяч. Не знаю точно, сколько мы тут простояли, по ощущениям около полутора часов. К нам снова подъехал таксист и спросил, куда нам надо. Я сразу ответил ему, что у нас денег нет. А он так обиженно сказал, что «про деньги и слова не говорил». По итогу мы сели к нему и он сказал нам, что подбросит нас до Владикавказа. Зовут таксиста Казбек. Могу с уверенностью сказать, что это один из самых ярких персонажей за всю нашу поездку. В пути мы ещё не смеялись так, как с его историй. Он рассказывал, как троллил ГАИшников стёклами, тонировкой в которых можно управлять. Хотел бы я научиться рассказывать так же смешно, как он. Было понятно, что большая часть это «авторская выдумка», ибо он рассказал историю о том, как его сын дал ему попользоваться своей машиной. Новенькая «Ауди» не давала Казбеку тронуться, потому что он выпил банку пива и машина это замечала по датчикам на руле, которые реагируют на химический состав пота рук. Он «обвёл вокруг пальца» эту систему, просто надев перчатки.
По пути мы остановились на заправке. Он отсыпал мне 36 рублей мелочью и попросил, чтобы я сходил купил ему чай. Я пришёл на заправку и узнал, что чай стоит 40 рублей. Я бы добавил своей мелочи, но у меня налички не было вообще никакой. Я сказал кассирше, что есть у меня только 36, она отдала чай и сказала, мол ничего страшного. Я сел в машину и мы поехали дальше. Казбек докинул нас до уже знакомого «Леруа Мерлен» на выезде из города. Он подсказал, где есть ближайшие хостелы и круглосуточные забегаловки. Мы с ним попрощались и решили отправиться дальше в путь. Машины по ночной дороге проезжали достаточно редко, поэтому в сторону выезда из города мы пошли пешком. Спустя пару километров нам остановилась тёмно-синяя «БМВ». Молодой парень подбросил нас до Беслана. С ним я побил рекорд скорости во время автостопа — 195 километров в час. Однако по пустой широкой дороге это совсем не ощущалось. В Беслане мы решили заночевать. Удобного места для лагеря мы найти не смоги, да ещё и на улицу спустился туман и стало очень влажно. Мы нашли дешёвый мотель на выезде из города. Мы дошли до него и оказалось, что остались только номера с одной кроватью. Было уже всё равно, поэтому мы остановились в нём. Время было около половины второго ночи. Мне комфорт сна сосбо не важен. Я нормально могу выспаться почти в любых условиях, поэтому я прямо в одежде лёг на пол на оба спальника, положенных друг на друга и укрылся пледом, а Герман лёг на кровать.
Я спал как убитый до самого будильника, который был поставлен на 10 часов утра. Постиранные со вечера вещи даже немного не подсохли, а воздух в комнате был очень влажным. Я с удивлением обнаружил, что нижний спальник сильно намок из-за конденсата. Мы упаковали вещи и пошли дальше. Всё таки мы не прогадали, что решили остаться под крышей на эту ночь. Всё говорило в том, что недавно прошёл сильный дождь. От этого мотеля до удобного места на дороге было около 300 метров. Минут через 5 нас подобрал мужик на «Газельке». С ним мы проехали около 6 километров. В это время начался сильный дождь. Он поинтересовался, как мы планируем в такую погоду продолжать наш путь. Он нас высадил у поворота на село Хумалаг.
Здесь мы встали ловить попутку на остановке под хлипеньким навесом. Минут через 10 нас подобрал мужик на серебристом седане и мы поехали дальше. По пути мы ненадолго остановились у монумента, который, по словам нашего водителя, приносит удачу путникам.
Ещё нам встречалось много колонн военной техники, которые двигались на северо-запад. В основном машины эти ехали с флагами Чеченской республики и республики Дагестан. После Минеральных Вод мы остановились у придорожной столовой чтобы перекусить. Алексей угостил нас обедом и мы поехали дальше. Он ехал домой в Ставрополь, поэтому мы расстались с ним на развязке после Невинномысска. На ближайшей заправке мы пополнили запасы воды и начали ловить следующую машину. Нас подобрали два парня, которые ехали в Краснодар. За полтора часа с ними мы проехали около 130 километров. Впереди ремонтировали мост через реку Кубань, поэтому мы встали в пробку длинной около 4 километров.
Ребята высадили нас здесь, потому что решили объехать пробку другой дорогой, в таком случае они сразу повернут в сторону Краснодара. Мы с ними попрощались и пошли пешком в сторону моста.
Встать решили чуть подальше, где был удобный кармашек для остановки. Здесь мы ловили машину дольше всего. Около двух часов мы простояли на этом повороте. Машины через мост проезжали в обе стороны «по очереди», небольшими пачками, поэтому мы половину времени просто стояли, особо ничего не делая. Когда начало темнеть, то мы пошли чуть подальше вперёд по дороге. Здесь тоже дорога была на ремонте, и через два километра мы вошли в город Кропоткин. На улице уже стемнело окончательно. Мы немного перекусили с стали дальше ловить попутку. Мы здесь простояли ещё около полутора часов, после чего нам остановилась убитая фиолетовая «девятка». Вышедший мужик открыл нам багажник для рюкзаков, попутно несколько раз переспросив нас, точно ли мы не везём ничего запрещённого. Мы ответили, что нет. Мы закинули один еле поместившийся рюкзак в багажник и сели на задние сидения. Рядом с водителем сидел его друг, с которым они оживлённо о чем то болтали. Я сидел сзади справа, держал на коленях свой рюкзак. Герман сидел посередине, а слева от него сидел третий из их компании. Он был не сильно разговорчивым и явно выпившим. Они сказали, что едут в Краснодар и подкинуть смогут только до Тихорецка. Это около 40 километров. Я сидел с большим рюкзаком на коленях, и меня било головой в потолок каждый раз, когда машина чуть подскакивала на неровностях. До кучи ещё в машине был дикий сквозняк и шум, поэтому я совсем не расстроился, когда узнал, что мы едем только до Тихорецка. Водил этот мужик не очень аккуратно, да и пару раз обгонял достаточно опасно. 120 километров в час на этм ведре с гайками ощущались быстрее, чем 195 на «БМВ» сутки назад. Через полчаса мы доехали до Тихорецка. Наш «Шумахер» подсказал нам, где можно если что поймать автобус в нужную нам сторону и они поехали дальше. Мы перекусили самсой в круглосуточной придорожной забегаловке и пошли ловить машину дальше. Безрезультатно простояв около часа, коллективно было принято решение завалиться спать около дороги и утром продолжить маршрут.
Мы растянули гамаки, почистили зубы и вальнулись спать в паре десятков метрах от трассы, на выезде из города. Периодически достаточно громко по трассе проезжали грузовики, неподалёку в траве раздавались какие-то шорохи, но было уже как-то всё равно. На улице всё ещё было тепло, но спал я в двух кофтах и с маленькой пенкой «поджопником» под поясницей на всякий случай. Проснулся я снова раньше будильника, на этот раз от того, что над нами на небольшой высоте пролетело около 10-12 небольших поршневых самолётов. Дальше сон уже не особо шёл, поэтому я просто лежал и мысленно прикидывал наш дальнейший путь. Через некоторое Герман окликнул меня и мы начали собираться. Как только мы вышли на дорогу, то увидели женщину с огромным 100-литровым рюкзаком, которая шла в нашем направлении. Я поздоровался с ней, спросил куда она держит путь. Оказалось, что она едет в Череповец, тоже автостопом. Я поделился историей о том, как гонял туда на грузовых поездах из Питера. Она немного удивилась моему способу передвижения. К этому времени мы уже дошли до развязки, на которой, по её словам, можно было легко поймать машину. Одному человеку уехать проще, чем вдвоём, поэтому мы попрощались и ушли под мост, а она осталась голосовать. Уехала она чуть меньше, чем за 15 минут. Мы встали прмо на её место. Минут через 10 нас подобрала женщина на «Ford Fiesta» 1990 года. Эта маленькая машинка очень напоминала «Оку». Мы ей рассказали о нашем маршруте, что прошлую ночь ночевали здесь неподалёку в лесополосе. Она сказала нам, что решение это было достаточно опасным, так как последние несколько лет местных жителей терроризируют шакалы. Я думаю, что в нашем случае они не так уж и опасны, так как они питаются падалью и зачастую приходят туда, где у жилых домов лежит много мусора. Однако всё равно я взял эту информацию на заметку. Она довезла нас только до станицы Новолеушковской. Отсюда нам оставалось каких-то 15 километров до трассы М-4. Здесь около остановки мы снова простояли чуть больше часа. Мы снова решили разделиться и встретиться уже в Ростове-на-Дону. И как только я пошёл в сторону автобусной остановки, в двадцати метрах передо мной остановилась фура с армянскими номерами...
Я открыл дверь и спросил у водителя, возьмёт ли он нас вдвоём. Дальнобойщики обычно не берут больше одного попутчика, так как технически кабина не предусматривает нахождении в ней более двух человек. У третьего уже не будет кресла и ремня безопасности. Он сказал что это вообще не проблема. Мы разулись и заползли в кабину. Я сел посередине на койку, а Герман на сидение справа от меня. Нам крупно повезло и сегодняшнее ожидание окупилось тем, что сейчас мы ехали прямо в Воронеж. Ехали мы на «Вольво» с рефрижератором «Spayka». Везли около 35 тонн помидоров. Мы в очередной раз пересказали Армену историю нашего путешествия. Он сказал, что нам бы повезло больше, если бы мы смогли перехватить его коллегу, который ехал прям до самого Питера и опережал нас всего на полторы сотни километров. Прикинув по времени, мы поняли, что он проехал мимо нас примерно в то время, когда мы только проснулись. Но с этим ничего уже не поделаешь, поэтому мы были очень рады уже тому, что едем до Воронежа. Я даже не заметил как мы проехали сотню километров и уже подъезжали к Батайску.
Армен сказал нам, что здесь ему надо встретить представителя компании в которой он работает, чтобы передать какие-то документы. Мы остановились на отворотке с трассы, которая уходила куда-то в сторону. Мы с Арменом вышли на улицу перекусить, он взял из кабины несколько кусков куры-гриль и огромный батон. Мы с ним сточили по паре бутербродов. Он показывал некоторые детали под открытым капотом и рассказывал, как сильно они подорожали из-за санкций в последнее время, с чего я немного подохренел. Мы забрались обратно в кабину и Армен угостил нас кофе, который он только что сварил на газовой плитке в турке при нас. Мы пили вкусненький кофе и смотрели на пейзаж, открывающийся из кабины. Погода была солнечной и жаркой, по трассе туда-сюда гоняли машины. Неподалёку от нас с открытыми нараспашку дверями стояла машина с жирным сутенёром и двумя «жрицами любви».
Каждые пять минут кто-то сворачивал к ним и отстёгивал деньги сутенёру. После чего одна из дам прыгала в машину к «посетителю» и они уезжали дальше по этой дорожке от трассы. Короче, работали они «не покладая рук))». Дел у них было «по горло))». Армен ржал с них и спрашивал какая из них нам больше нравится. Короче мы сидели и прикалывались, смотря на то, как эти дамы уже еле ходят. Мы втроём сошлись на мнении, что обе они, как минимум, «ничё такие:)». Армен пошёл узнать, что у них по расценкам. Выяснилось, что у обоих стоимость одинаковая. В рот — 1500 рублей, классика — 2000 рублей, всё остальное — 2500 рублей. Он посоветовался с нами, стоит ли брать девчонку. Мы сказали ему, мол, если хочешь, то возьми. Он снова отошёл к сутенёру на пару минут. Минут через 10 пришла одна девчонка. Мы вылезали из кабины со стороны пассажира, а она залезла в кабину со стороны водителя, попутно спрашивая у Армена:
— Вам не стыдно заниматься «таким» при сыновьях?
Мы втроём не смоги сдержать смеха. Мы вылезли и пошли прогуляться в округе. Тем более ехать нам сегодня ещё долго, не грех было и размяться.
Минут через 20 мы вернулись в машину. Армен сразу же стал делиться впечатлениями о ней. По его словам, внутри неё можно было «легко припарковать фуру». Ещё он рассказал об одной забавной ситуации. У неё не оказалось при себе «резинки», поэтому Армен достал свою, которая завалялась в бардачке. Однако жаркая погода сделала своё дело и смазка в ней успела испортиться. Заметили это они слишком поздно по неприятному запаху. Из-за его хохота мы еле разбирали слова и смысл рассказа. По прошествии, примерно, ещё получаса подъехал коллега Армена, они обменялись документами, проверили груз. Мы с Германом поменялись местами, и наконец-то поехали дальше.
Через километров 15, почти сразу после моста через Дон, мы остановились на заправке в городке Аксай. На этот раз мы простояли всего недолго, около 10 минут. Дальше по пути мы проезжали мимо очень большого количества ветрогенераторов. Как я позже узнал, что Каменская ветряная электростанция. Она состоит из 26 ветрогенераторов мощностью по 3,8 МВт каждый.
Отсюда может показаться, что они не слишком большие, однако высота одного ветрогенератора около 135 метров. Запущена она была в 2020 году. При въезде в Каменск-Шахтинский мы увидели выставку с кучей разной военной техники. Ещё здесь мы наткнулись на масштабный ремонт моста через реку Северный Донец, но на удивление, он нас задержал совсем немного. Армен сказал нам, что сейчас мы заедем к его знакомому, который торгует у трассы фруктами и овощам, чтобы пообедать вкусным шашлыком «по особому армянскому рецепту».
Мы подержали эту идею и стали высматривать вдоль дороги палатки торговцев. Минут через 10 мы остановились и пошли к самой крайней палатке. Оказалось, что друг Армена в этот раз не привёз с собой мясо, потому что на улице стояла слишком жаркая погода. Мы немного расстроились этой новости, но Армен купил у него целый мешок огромных персиков и мы поехали дальше, уплетая их по дороге.
Ещё через сотню километров мы остановились в придорожной столовой. Огромное спасибо Армену за то, что угостил нас вкуснейшим шашлыком с холодным лимонадом. Мы нормально не ели с самого утра, поэтому я даже представить не мог, что еда может быть настолько вкусной. Мы еле смогли осилить такие большие порции. Здесь же мы выпили по чашке кофе, ещё немного отдохнули и поехали дальше. Солнце уже валилось к горизонту, озаряя небо оранжево-красным цветом.
Машин на дороге было совсем немного, поэтому ехать было одно удовольствие. Я запрыгнул в койку и мне даже удалось немного вздремнуть. Проснулся я когда на улице уже стемнело. На подъезде к Воронежу мы встали в пробку на несколько километров. По рации другие дальнобойщики говорили, что в переди случилась какая-то авария. Когда мы подъехали ближе, то увидели несколько покорёженных машин и окровавленное тело прямо на дороге. Авария, скорее всего, была со смертельным исходом...
В Воронеже Армен высадил нас на окружной дороге, сразу же после пункта оплаты дороги. У меня до этого не было опыта автостопа на платной дороге (за исключением неудачного на пункте для отдыха на М-11). Но всё же немного я читал блоги других путешественников и было примерное представление о том, что примерно нужно делать. Мы встали голосовать после пункта оплаты около обочины, где дорога была ещё широкой. По правилам остановка там запрещена, но по факту там останавливаются все, кому не лень. Минут через десять к нам подъехал жёлтый фургон. Это была служебная машина, обслуживающая платные дороги. В ней сидел один молодой парень, который сказал нам, что вряд-ли нам здесь кто-то остановится, и что нам следовало бы пойти на ближайшую заправку. Мы знали, где она находится, но я всё же спросил его об этом. Когда он сказал нам, что она находится в 20 километрах отсюда, я спросил его, сможет ли он подбросить нас до этой заправки на служебной машине. Он согласился подкинуть нас только до границы своего участка. По пути он расспрашивал нас о нашей поездке и в принципе об автостопе, как способе передвижения. Было приятно от того, что мы всё же смогли его заинтересовать и его отношение к нам поменялось от «шли бы вы отсюда» до вполне дружеского. Мы проехали с ним около 11-12 километров и ещё около 8 нам оставалось до заправки. Герман ненадолго отошел, а я сел на ступени надземного перехода и просто смотрел на ночное небо над городом. В этот момент я совсем не чувствовал себя далеко от дома, несмотря на то, что отсюда до него больше полутора тысяч километров. Дороги, машины, развязки, придорожные забегаловки, звёзды на ночном небе — всё это было таким же как и рядом с домом. Мне серьёзно казалось, что осталось проехать вот буквально несколько поворотов и будет Питер. А оттуда до дома доехать это то же самое, что до магазина сходить. Эти мысли разбивались вдребезги когда я смотрел на своё местоположение на спутниковой карте, но стоило мне убрать телефон, как всё возвращалось на свои места. Вернувшийся Герман оторвал меня от этих мыслей и мы пошли дальше.
Через 2 километра мы наткнулись на совсем неприметный поворот. Не было никаких знаков, дополнительных полос, просто разрыв в отбойнике на ширину одной полосы. Оказалось, что это придорожная кафешка. Она была сделана в виде частного дома с задним двором. На территории мы не встретили ни одного человека, однако в мангале горели дрова. Мы прошли во внутренний дворик. Я был удивлён тому, как он обустроен. Дворик представлял из себя редкий лесок, в котором были скамейки со столиками, беседки, детская площадка, туалеты и даже пруд. Поодаль стояло ещё несколько, как я понял, гостевых домиков. Мрачности придавало то, что детская площадка была сделана в «советском стиле», и все качели-горки были с облезшей краской. К тому же дворик был без освещения, если не считать огня от мангала и, чёрт возьми, здесь не было ни души. Мы немного тут посидели и решили найти хоть кого-нибудь. Мы нашли только мужичка, который занимался мангалом. Мы спросили у него, часто ли тут останавливаются люди и можно ли здесь набрать питьевой воды. Он сказал, что здесь почти никто не тормозит и кивнул на кран на наружней стене дома. Я набрал бутылки водой и мы снова пошли к дороге. Где-то через километр мы дошли до конца отбойника и решили попробовать поймать машину здесь. Минут через 20 остановился грузовик, но, как оказалось, остановился он не нам. Следом за ним остановился ещё один и водители начали о чём- то болтать между собой. Прошло ещё где-то минут 20 и нам остановился «Камаз Нео», я подошёл к кабине, дверь со стороны пассажира уже была открыта и с просил у водителя, нам он остановился или нет. На что он ответил: «ну а кому же ещё?». Мы залезли и поехали дальше. Оказалось, что наш водитель Александр тоже едет в Питер. Мы уже было обрадовались, но он сказал, что в скором времени уже планирует останавливаться на ночь. Через 45 километров мы повернули на стоянку грузовиков. Мы с Александром договорились, что мы пойдём попробуем поймать попутку, но если нас до утра так никто и не подберёт, то он зацепит нас и мы поедем дальше.
Ну а мы зашли на заправку, купили немного вкуснях, поели, и стали ловить попутку на Москву. И вот здесь мы реально застряли. Несмотря на достаточно хороший трафик, мы простояли пару часов. После этого на заправку завернул автобус Краснодар — Москва. Мы спросили у водителя, есть ли у него свободные места. Он ответил, что нет. Мы простояли ещё несколько часов. После этого мы решили поесть пончиков в круглосуточной забегаловке. К этому времени солнце уже показалось над горизонтом. Спустя ещё примерно час нас подобрал парень на «Ладе двенашке», который ехал в Москву. Герман сел на заднее сидение а я вперёд. Мы с водителем какое-то время болтали, а Герман уснул сразу же. Через какое-то время я тоже отрубился. По пути мы пару раз останавливались, но нормально проснулся я только когда мы уже подъезжали к Москве. На въезде в город были сплошные пробки. Оно и не удивительно, утром все едут на работу из пригорода. От МКАДа мы уже пошли пешком. Пройдя пару километров мы зашли перекусить в «Бургер кинг». Поели, упаковали вещи поудобнее, наполнили бутылки разными напитками из автомата с бесплатным доливом и двинули дальше. Через полчаса мы вышли к станции метро «Красногвардейская» зелёной ветки и погнали на другой конец города, заплатив, по старой схеме, только за одного. Вышли мы на станции «Речной вокзал», здесь пересели на 400 автобус и на нём «зайцем» доехали до Зеленограда. Москва осталась позади и мы начали ловить попутку в сторону Питера. За 10 минут нас подобрал таксист, который возвращался с работы в Солнечногорск. Мы попросили его высадить нас перед Солнечногорском, потому что проходить населённый пункт пешком насквозь желания особо не было, а из него поймать попутку крайне сложно. В итоге после сорокаминутного ожидания нас подобрал парень, который сказал, что сможет подбросить нас около 80 километров. Мы сели к нему в машину и поехали. Но оказалось, что мы неправильно поняли друг друга, а он в Солнечногорске сворачивает с М10 и едет дальше по другой дороге. Ну и получилось, что мы оказались в центре города. Ну что-ж, выбора нет. Мы набрали в опустевшую бутылку воды на розлив из водомата и пошли вдоль трассы к выезду из города. Через где-то 10 минут нас подобрал парень на микроавтобусе. Микроавтобус был похож на пассажирскую маршрутку, но из пассажиров были только мы вдвоём. За разговорами с ним мы доехали до Клина. Он ещё спросил нас, тольно ли мы хотим ехать дальше, ведь «за Клином заканчиваются остатки цивилизации». Нам было очень на руку то, что ему нужно было проехать Клин насквозь, ведь тогда нам не придётся идти через него пешком. Солнце уже клонилось к закату. Бессонная ночь и дневные приключений нас притомили, поэтому в голову уже начинали лезть мысли по типу «а не поехать ли нам от Твери до Питера на поезде?». В принципе уже оставалось всего ничего, поэтому было желание завершить путь не прибегая к «нормальному» транспорту. И в этот момент нам останавливается фура. Я залез в кабину и спросил у водителя:
— Сможете двоих взять?
— А штраф кто будет оплачивать в случае чего?
— Мы
— Ну тогда залезайте.
Мы уселись и поехали. Оказалось, что нам опять повезло, ведь мы на этой машине едем прямо до Санкт-Петербурга. Иван сказал, что к утру будем на месте. В основном мы ехали молча, Иван лишь изредка спрашивал нас о наших приключениях. Примерно через час уже стемнело и я немного задремал. Потом мы с Германом поменялись местами, я сел на сиденье и просто смотрел на дорогу. Гдк-то около 22 часов мы остановились в придорожной столовой поужинать. Я навернул порцию пюре с сосисками и чаем, но чай пришлось ждать чуть дольше, потому что работник столовой уронил один из чайничков пока его нёс. После этого мы поехали дальше. Я снова чуть-чуть подремал, пока мы не остановились на автобусной остановке в селе Куженкино около поворота на Бологое. Иван вышел из машины и начал сто-то копаться с ней. Я спросил, нужна ли ему помощь. Он сказал, что сейчас заползёт под кабину и надо будет подать ему некоторые предметы. Минут за 15 мы справились с неисправностью и поехали. Оказалось, что испортился какой-то клапан в пневматической системе и надо было просто поменять его на новый. Не сказать, что мне хотелось спать, но всё же я опять уснул. Ненадолго я проснулся когда мы проезжали мимо Новгорода, но буквально минут через 10 я снова провалился в сон. Иван разбудил нас только когда мы проезжали Тосно.
На улице стоял предрассветный туман и небо было красным. Мы свернули с М-10 на Колпинское шоссе, а после кольца поехали по Софийской улице. Иван высадил нас у самого съезда на КАД. На рассвете, как раз во время открытия, мы уже подходили к станции метро «Шушары». Мы доехали до «Парка Победы» и наконец-то пришли домой к Герману. На этом путешествие автостопом в Грузию у него закончилось. Мне же предстояло ещё доехать до Медвежьегорска. Я помылся, пересобрал рюкзак, выложил ненужные вещи и мы сели завтракать. Пока кушали, делились разными историям с нашим другом, который всё время, пока нас не было, жил у Германа.
Я же решил часик отдохнуть и поехать на Ладожский вокзал, чтобы на электричке доехать до Мурманского шоссе. Я вышел на станции Мяглово, прошёл около километра по путям и поднялся на трассу.
Минут 40 мне никто не хотел останавливаться, лишь один дальнобойщик начал тормозить, но когда я пошёл в его сторону, он дал по газам и уехал. Я пешком прошёл развязку в Разметелево и снова начал голосовать. Через 10 минут меня подобрал мужик на пикапе. Он сказал, что будет сворачивать с Мурманского шоссе в районе Кировска. Он ехал на работу на ремонтную базу для грузовых машин. В прошлом он работал дальнобойщиком, поэтому у него в машине стояла рация. Когда мы уже подъезжали к мосту через Неву, он спросил по рации, едет ли кто-нибудь в сторону Мурманска. Отозвался один водитель, они договорились о месте встречи, и я пересел в другую машину. Теперь я ехал на такой же «Вольво», как и сегодня ночью, только за спиной уже был не крытый прицеп, а несколько десятков тонн щебня. Поэтому ехали мы всего около 70 километров в час.
Но это в принципе это и не важно. Меня радовала мысль, что сегодня я точно доберусь до дома. Мы с Олегом болтали всю дорогу до Лодейного Поля, но здесь ему нужно было поворачивать в сторону Подпорожья. Где-то за 15 километров до поворота он тоже спросил по рации, не едет ли кто-нибудь в попутном со мной направлении. Отозвался один водитель, но сказал, что не сможет взять меня, потому-то у него в кабине стоят камеры. За пару километров до съезда с трассы нас обогнала другая фура с номерами 10-го региона (10 регион — Республика Карелия). Олег ещё раз спросил, не сможет ли этот водитель взять меня по пути. Мне снова повезло, потому что он согласился. Я так же быстро перепрыгнул в другую машину и теперь уже ехал на «Скании» прям до дома.
Мы с Александром остановились перекусить в какой-то придорожной забегаловке около съезда на Олонец. Пока мы ждали заказ, то по залу бегали местные «Том и Джерри», однако преимущество было явно за котом: он иногда таскал мохнатую в зубах. Немного подкрепившись, мы поехали дальше. Дорога была спокойной, машин было мало. Остановились дозаправиться в Петрозаводске и дальше ехали уже без остановок. Мурманская трасса проходит не насквозь через мой город, а немного в стороне. Александр предложил высадить меня на заправке, чтобы мне было поближе идти, но я предложил наоборот остановиться перед съездом с трассы. Я живу на отшибе своего небольшого городка и мне было бы быстрее пройти до дома по лесной дороге. Так и сделали. После двухкилометровой прогулки по лесу я был уже дома. Только сейчас на меня накатила волна приятной усталости...
За эту поездку я понял несколько вещей. Во-первых, мир намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда тебе везёт, иногда не очень. Это как рулетка, только беспроигрышная. Даже когда удача отворачивается от тебя, то приходится придумывать запасные пути, перестраивать маршруты и менять планы. И когда ты решаешь внезапно свалившуюся на голову задачу, то получаешь даже больше удовольствия, чем если бы всё произошло так, как ты этого ожидал. Во-вторых, это люди. Я постоянно слышал от знакомых, что вокруг все убийцы, воры и прочие криминальные элементы. Я не спорю, дуралеи найдутся везде. Но каких людей ты сам ожидаешь встретить, таких ты и найдёшь. Окружающие будут относиться к тебе так же, как ты относишься к ним. Мы много кого встретили в пути, и все эти люди были добрые и отзывчивые. И это никак не зависит от национальности, территории и прочих факторов. И третье. Любые границы находятся только в голове того, кто их себе придумал. Я несколько раз слышал от разных людей фразу «Я бы путешествовал, да денег нет». За эту поездку каждый из нас потратил не больше пяти тысяч рублей. Это относится не только к путешествиям. Вообще нет повода не заниматься тем, чем ты бы хотел заниматься.
В самом конце хотелось бы подвести итог. Всего не запомнить, поэтому данные будут примерные. За 11 дней в пути я преодолел около 6500 километров. Из них около 300 мы преодолели на общественном транспорте (метро + электрички) 20 километров мы проехали на такси. Ещё около 200 километров было пройдено пешком. За весь путь меня подбрасывали на 40 разных машинах. Средне время ожидания машины вдвоём было около 40-45 минут. На транспорт каждый из нас потратил около 300 рублей. На хостел за три ночи вышло по 1440 рублей с каждого. Примерно 3000 рублей каждый из нас «проел» за весь путь. Притом можно заметить, что питались мы неплохо, за поездку я скинул всего полтора килограмма (по ощущениям казалось, что будет больше). Больше трат у нас не было. И конечно, получили просто тонну впечатлений, интересных историй и опыта подобных путешествий...
Всем спасибо, ещё спишемся;)
#автостоп #попутки #путешествия #приключения #грузия #тбилиси #владикавказ #поездка #питер #москва