Найти тему
Смотри в себя

Что такое «пьяный» и «трезвый» человек? Объясняет священник

Чем трезвый человек отличается от пьяного в прямом и переносном смысле этого слова, рассказал священнослужитель Сергей Баранов.

Сергей Баранов — протоиерей, секретарь Орской епархии, старший священник и духовник Иверского женского монастыря в г. Орск (Оренбургская область).
Сергей Баранов — протоиерей, секретарь Орской епархии, старший священник и духовник Иверского женского монастыря в г. Орск (Оренбургская область).

Недуг пьянства — это страшная болезнь, которая, может быть, страшнее других недугов. Потому что другие недуги часто бывают очагово (местно) — болит нога или рука, или почки… А недуг пьянства затрагивает физиологически всего человека: и сердце болит, и сосуды, и почки. От недуга пьянства болеет внутренний человек, болеет его душа.

Ещё этот недуг выходит наружу. И страдает не только сам человек, страдает общество, страдают люди, которые вокруг него.

Меня недавно один человек спросил, какой результат мы должны ожидать от Иисусовой молитвы? По какому критерию оценивать успех? Я ответил ему, что результат — это когда твой ум начнет подчиняться тебе. Когда твой ум станет послушным. И когда твой ум станет трезвым.

Чаще всего сейчас наше общество страдает от недостатка трезвомыслия. Если стремление к добру ещё сохраняется и остатки совести сохраняются, и желание жить искренне по заповедям сохраняется, но возможность действовать в нас отсутствует именно в связи с нетрезвостью ума. Мы не понимаем, что нам делать.

Искренность есть, желание есть, а понимания нет. Потому что наш ум не трезв. В нашем уме происходят смешение мыслей, помыслов, чувств. Там такая каша творится.

Поэтому есть такая нужда у людей: найти трезвого человека. Они готовы ехать за тридевять земель, чтобы найти такого человека.

Я сейчас вспомнил, как Диоген бегал с факелом среди белого дня и кричал: «Ищу человека». В наше время можно бегать с факелом и кричать: «Ищу трезвого человека». Даже среди непьющих. Потому что в наших головах — туман.

Именно такой результат мы ищем в Иисусовой молитве — трезвомыслие. А уж когда ум станет трезвым, тогда он уже может ещё дальше пойти и просветиться Духом Святым, и в Духе Святом понимать все законы бытия и весь смысл Божьего мироздания. Ум просвещенный начинает понимать, что Бог от него хочет, и как нужно действовать.

Когда мы, будучи молодыми священниками, рукополагались, нам духовник тогда сказал: «Деточки, вы только водку не пейте. Вы же трезвые, как пьяные». Это диагноз каждого из нас: мы трезвые — как пьяные. Мы трезвыми делаем такие поступки, которые присущи пьяному безумному человеку.

И мы это делаем. Не потому что мы соглашаемся на сознательное зло. Нет. Это нетрезвость нашего ума. И мы так действуем по нетрезвости. И представляете, у нас ум и так настолько нетрезв, а если его ещё опьянить винопитием, что с ним происходит? Крайняя степень безумия.

Безумный человек — это не тот человек, который сознательно соглашается на зло. Это тот, у которого помрачён ум. И он не отличает белое от черного, добро от зла. У него все смешано.

За двадцать пять лет в тюрьмах я столько исповедей наслушался. У нас пятьдесят процентов преступлений — это преступления, совершенные в пьяном виде. Я вспоминаю мужчину, который на исповеди плакал как ребенок. Мы, говорит, с сыном вместе пили водку. Утром я проснулся и увидел сына мёpтвым. Я, говорит, его зарезал и даже не помню, как я это сделал. И, говорит, для меня не так страшна тюрьма, как то, что я ношу в себе эту величайшую боль каждый день. И ведь сын его так же мог yбить. Потому что они были безумные в этот момент. Слово за слово, а на столе лежал нож.

По большому счёту, многим из нас предложи разум взять, и ведь многие не возьмут. Потому что пьяным быть безответственней. А когда ты имеешь разум, на тебя сразу налагается большая ответственность за то, что ты делать должен. Это труд. Это подвиг. В каждый момент происходит преодоление себя.

Легче быть пьяным и сложить с себя ответственность. Некоторые люди на суде так и говорят: «Простите. Я не виноват. Я был пьяный». А результат-то от этого другим не становится.

Это не только алкоголя касается. Ведь многие не хотят ходить в церковь, потому что церковь накладывает ответственность. Ты должен ограничить себя в каких-то вещах, должен трудиться... А ведь это трудно.

Легче не думать. Иногда человеку говоришь о смepти, а он в ответ: «Нет, не надо мне о смepти говорить. Я не хочу об этом думать». Я ещё могу понять, когда об этом говорит двадцатилетний человек. Но когда это произносит восьмидесятилетний...

Это пьяный человек. Сознательно пьяный человек, сознательно одурманивающий себя. Человек, который не хочет реальных вещей понимать.

Святоотеческое понятие в духовной жизни — трезвение. Трезвение — это касается не только алкоголя и наркотиков. Это касается жизни ума. Нужно трезвиться, чтобы понимать волю Божью о нас и мире.

Легче напиться и снять с себя всю ответственность. Но ты всё равно проснёшься и начнётся похмелье. Ладно, если просто похмелье…

Трезвение начинается с ума. И любой грех начинается в уме. Туда приходит грех на уровне помыслов. И если у нас нет навыка трезвиться, то мы это пропускаем, действуем, а потом имеем плохой результат.

Величайший пророк Иоанн Креститель всю жизнь трезвился. Но трезвился не только потому, что вина не пил. Он трезвился во всей своей жизни. Вёл трезвую жизнь. И Господь называет его величайшим из земных.

Ещё статья: Как нам относиться к пьяницам? Объясняет священник Андрей Ткачёв.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

#православие #христианство #веравбога #религия #трезвение #грех

#пьянство #грехи #трезвыйобразжизни