В период военных конфликтов мобилизации подлежат не только люди. Автомобили, как важная составляющая войны - подлежат почти такой же процедуре как и живая сила. И так же делятся на категории. Кого-то мобилизуют в первую очередь, кого-то попозже. В современной войне - начнут, скорее всего с внедорожников.
По российскому закону "О мобилизации", под военные нужды попадут многие категории автотехники. От автобусов до снегоходов, квадроциклов и даже прицепов. Однако, изымать их, пока не объявлено военное положение, могут только у различных предприятий и фирм. Частный транспорт реквизируют только в крайнем случае - если начнется полномасштабная война. Перед этим, военкоматы пришлют владельцам нужных автомобилей повестки - с приглашение поставить на учет свои машины.
Если в сегодняшних реалиях дело дойдет до мобилизации легкового транспорта, можно предположить, что не обойдется без привычной нам неразберихи. Тем более, что такого опыта у страны еще не было. Во время Великой Отечественной частного транспорта почти не было и мобилизовали только государственные автомобили. И то, не обошлось без казусов. Так, мобилизация машин началась почти сразу, 23 июня 1941 года. Правда, порядок принятия военными транспортных средств, изъятых для нужд РККА и расчетов за них был принят только через неделю.
Тем не менее, уже к 1 июля было мобилизовано более четверти миллиона единиц колесной техники. При том, что на Западе реквизиция почти не проводилась из-за стремительного наступления немцев. Так же как и сейчас, все машины поступали на базы военкоматов. Правда, тут тоже не обошлось без ньюансов. Машины то мобилизовали, а вот запчастей для них военкоматам взять было неоткуда. Автомобили до изъятия активно эксплуатировались и большая их часть требовала серьезного ремонта.
Между тем, военкоматы стремились во что бы то ни стало выполнить мобилизационный план - поэтому многие машины не доезжали до фронта или ломались в самый неподходящий момент. Уже 19 июля, на самом верху решили исправить ситуацию. Технику, до отправки в войска, необходимо было тестировать и приводить в порядок своими силами. За поставку неисправной техники работникам военкоматов грозило наказание по законам военного времени. В итоге, как всегда, низам пришлось выкручиваться - из двух-трех машин собирали одну, пригодную для отправки в войска.
Несмотря на строгость распоряжений, ситуация мало чем улучшилась. В сентябре 1941 года вышел очередной приказ "О приведении в исправное состояние автомобилей, поступивших по мобилизации". В нем говорилось, что военкоматы по прежнему изымают все машины подряд, не считаясь с их состоянием. Из-за этого на базах скопилось огромное количество негодных машин. Их почти не охраняли, поэтому ресурс растаскивался и ржавел.
В приказе устанавливался новый порядок - все непригодные машины поставить на учет и привести в порядок к концу сентября. И самое главное - немедленно привлечь к ответственности лиц ответственных за прием неисправных машин и за их ненадлежащее хранение. Кроме того, назначить новых персонально ответственных за хранение и ремонт.
Сложно сказать, ждет ли нашу страну мобилизация техники в будущем. Но, в принципе, стоит быть к этому готовым. Хотелось бы верить,что ошибки и опыт прошлого будет учтен в такой важной и сложной работе. Тем более, что, как показывает практика, нужды армии и методы работы военкоматов не сильно изменились за прошедшие 80 лет.