Найти тему

Су-47 "Беркут". К 25-летию первого полета

25 лет назад состоялся первый полет самолета с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут». 25 сентября 1997 года машину поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев.

Су-47 «Беркут» - опытно-экспериментальный самолет, предназначенный для отработки компоновочных, технических и технологических решений, в рамках работ по истребителям нового поколения. Работы по этой теме начались в ОКБ в 1983 году под условным шифром С-22. К этому времени уже были, в основном, завершены работы по испытаниям и внедрению в серию базового истребителя Су-27. В этой ситуации по инициативе М.П. Симонова ОКБ получило от МАП задание по созданию экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). Такая схема сулила для новой машины ряд существенных преимуществ – высокие несущие свойства на дозвуке, устойчивость к сваливанию и штопору на больших углах атаки, и др.

В течение первых пяти лет, в результате совместной работы с ЦАГИ было проработано восемь вариантов аэродинамической компоновки новой машины, в ОКБ выбрали и уточнили основные параметры аэродинамической схемы, а по одному из вариантов даже выполнили рабочее проектирование. В 1988 году по согласованию с ВВС было принято решение о полномасштабной разработке на базе выбранной схемы экспериментального самолета, как прототипа машины пятого поколения.

Для дальнейшей реализации выбрали схему «несущий триплан с КОС». Главным конструктором по теме был назначен М.А. Погосян, проектирование отныне продолжалось под новым обозначением – С-32. В 1989 году состоялась защита аванпроекта этой машины под обозначением Су-27КМ, а в начале 90-х годов ОКБ приступило к выпуску рабочей документации и постройке самолета. В эти годы, в связи с резким сокращением бюджетных ассигнований на НИОКР тема финансировалась далеко е в полном объеме. Для сохранения тематики недостаток бюджетных денег приходилось восполнять за счет собственных средств ОКБ, полученных по экспортным заказам. Для продолжения работ руководство ОКБ было вынуждено принять ряд неординарных мер. Так, в частности, пришлось пойти на замену силовой установки (новые двигатели заменили на серийные, типа Д-30Ф), серьезно «урезать» состав систем самолета и целевого БРЭО, а прочностные испытания провести на планере летного экземпляра.

-2

Тем не менее, на самолете удалось внедрить целый ряд новых конструктивных и технических решений, которые ранее не применялись на самолетах подобного класса: реализация большой степени продольной статической неустойчивости, использование в конструкции крупногабаритных фрезерованных панелей двойной кривизны и композиционных материалов в нагруженных элементах конструкции планера и т.п. Опытный самолет изготавливался в широкой кооперации с другими предприятиями отечественной авиапромышленности: панели двойной кривизны изготавливали по технологии Новосибирского филиала НИАТ на НАПО им. Чкалова, крылья – на ИАПО, оперение на КнААПО, панели из углепластика – в НПО «Композит» (г. Обнинск). Постройку планера завершили к середине 1996 года, после статиспытаний в конце года самолет был передан в сборочный цех для достройки. В преддверии публичной демонстрации, в начале 1997 года самолету был присвоен новый шифр – С-37, а немного позднее и новое «официальное» обозначение – Су-47. К маю 1997-го завершили все основные монтажно-сборочные работы и в середине июля самолет перевезли на ЛИС ОКБ на территории ЛИИ в г. Жуковском. Ведущим по испытаниям самолета был назначен В.Н. Быков. К середине сентября завершили отработку всех систем и выполнили на самолете первые наземные рулежки.

25 сентября 1997 года летчик-испытатель ОКБ И.В. Вотинцев в первый раз поднял машину в воздух. В 1998 году на самолете сменился главный конструктор: вместо М.А. Погосяна, назначенного главой АВПК «Сухой», должность руководителя темы занял С.С. Коротков. Летные испытания Су-47 проводились в несколько этапов, вплоть до 2003 года, за это время самолет неоднократно демонстрировался на авиасалонах «МАКС». Начиная с 2004 на самолете Су-47 проводились исследования в интересах тематики самолета 5-го поколения.