Найти тему
В поисках красоты

🌺Записки из Эрарты. Эпизод VII: странное искусство Юнуса Сафардиара.

Как я уже ни раз писала, встреча с Эрартой всегда дарит массу впечатлений, часто не совсем приятных, а порой и вовсе крайне негативных. Но иногда случается и такое, что определиться с характером этих самых впечатлений и эмоций крайне сложно, как, например, в случае с выставкой Юнуса Сафардиара «Наваждение».

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

До сих пор, спустя почти месяц после посещения выставки Сафардиара, я не понимаю что же это было такое: некий эксперимент, или шутка, веселая игра, сарказм или очередная попытка придумать нечто особенное дабы впечатлить современного зрителя. Единственное, что совершенно точно, это тот факт, что название выставки выбрано крайне удачно: иначе как «наваждением» всю эту фантасмагорию странных сюжетов и образов не назовешь

Ключевой персонаж или образ — женский портрет сквозь который проходят странные фигуры и символы, сочетающие в себе сразу все: сложные старинные орнаменты, футуристические сюжеты, странных животных, средневековых рыцарей, какие-то машины, похожие на космические корабли... И вся эта вакханалия движется непрекращающимся потоком, постоянно сменяя друг-друга...

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Да-да, некоторая часть «картин» на выставке — видео-инсталяции, с одинаковым монотонным сюжетом, но почему-то странно притягательные: как только начинаешь смотреть, оторваться уже невозможно — все они обладаю каким-то странным обаянием. Снова и снова вглядываешься в вереницу образов, в ясные спокойные черты женского лица и все пытаешься увидеть когда-же конец, когда-же наступит развязка, и тебе объяснят что к чему.

Но развязки нет: движение символов и образов не прекращается, и каждый раз начинается снова, медленно перетекая из одного состояния в другое. И вот воображение и разум дружно пытаются найти ответ на вопрос, что кроется за этим произведением, в чем его идея, почему оно так притягательно?

А эти странные образы и орнаменты - что это? Мысли женщины, изображенной на картине, ее воспоминания, мечты или фантазии? Почему они проходят мимо нее? Почему ее выражение не меняется? Почему художник предпочел сделать свою картину живой — движущейся?

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Лишь спустя какое-то время, замечаешь, что единственно изменение, которое происходит почти незаметно — портрет самой женщины. Он меняется очень медленно, но все-таки можно заметить как постепенно девочка, девушка молодая и пожилая женщина сменяют друг друга.

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

А вместе со сменой возраста, едва заметно меняются и другие детали произведения: движущиеся образы становятся либо проще, либо сложнее, красивее или страшнее, а на голове женщины расцветают роскошные кристаллы рубиновых цветов, которые постепенно превращаются в языки пламени, в свою очередь гаснущие в металлическом равнодушном блеске странных узоров...

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Наверное, подобным образом художник попытался запечатлеть самую сложную и неумолимую силу во вселенной, существование которой современная наука даже пытается отрицать, - время...

Из экспонатов выставки Юнуса Сафардиара

Для него время — это движение, может быть цикличное или движение по замкнутому кругу, но оно всегда динамично. Показать динамику и время крайне сложно ввиду физических особенностей данных процессов, единственное понятное человеческому разуму отражение этих процессов — изменчивость окружающего материального мира.

Из экспонатов выставки Юнуса Сафардиара, Эрарта

Сквозь эту призму Сафардиар и пытается показать нам столь сложное и важное явление. Для полноты впечатлений он активно прибегает к помощи современных технологий, сочетает странные образы и декоративные элементы из совершенно разных стилей, направлений и эпох.

Экспонат выставки "Наваждение" Юнуса Сафардиара

Зачем? Наверное, именно так проще показать насколько все равноценно и едино в динамике движения, во времени, которое абсолютно равнодушно к материальному миру. Именно время — та сила, благодаря которой сложное может стать простым, а из простого наоборот возникнуть нечто невероятное, уродство трансформироваться в прекрасное...

И вот мы, как зачарованные разглядываем странную скульптуру рыцаря, конь которого с одной стороны приобретает элементы механизма, а с другой его украшают легкие, эфемерные крылья...

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Или наблюдаем за плавными движениями какого-то пугающего футуристического механизма, постепенно превращающегося в изысканный цветок...

Разве может быть что-то притягательнее и приятнее для человеческого сознания, чем подобные трансформации. Ведь в них кроется столько потаенных надежд, столько мечтаний и фантазий, которые мы явно или скрыто связываем с движением времени?

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Для кого-то — это изменения во внешности, в лучшую сторону, для кого-то — новые финансовые возможности, кто-то ждет красивой любви, но, без сомнения, для всех нас время — это возможность веры в нечто светлое и лучшее, ведь мы крайне редко думаем о будущем в темных красках, а если обращаемся взглядом в обратную сторону — назад, то на ум опять приходят в основном только самые радостные и светлые картинки — добрые и приятные воспоминания...

Но как отразить это самое время, его неумолимый бег, стремительность и вместе стем — постоянство и неумолимость, ту радость и обреченность, которую оно дарит человеческой душе? Выставка Сафардиара стала попыткой разрешить эту задачу — запечатлеть то, что запечатлеть невозможно.

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Да, получилось это несколько своеобразно, но как же иначе, если сюжет для творчества почти неуловим, если само его существование ставится под сомнение, и если его значение столь масштабно для человеческой жизни. Как можно запечатлеть то, что дарит самую сильную и светлую радость, надежду и одновременно внушает ужас и страх неизбежности?...

Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"
Юнус Сафардиар, из экспонатов выставки "Наваждение"

Наверное, именно поэтому эта выставка оставляет после себя такие непонятные впечатления... В них есть что-то отталкивающее и притягательное одновременно: странные сюжеты и непонятные символы, которые в то же время находят какой-то отклик в душе и сознании — что-то знакомое и понятное, что удается лишь едва-едва нащупать на самом краешке сознания, но как-то вычленить и идентифицировать не получается...

В итоге только и остается гадать, что же это было такое, что за новый опыт или давно забытое воспоминание... не иначе как наваждение...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Предыдущие эпизоды:

🌺Записки из Эрарты. Эпизод V: красивые загадки фотографий Габриэла Викболда.
В поисках красоты25 сентября 2022
🌺Записки из Эрарты. Эпизод IV: красота с привкусом смерти.
🌺 Записки из Эрарты, эпизод III: Миражи.
🌺Записки из Эрарты, эпизод II: Срединный мир.
🌺Записки из Эрарты, эпизод I: на странных берегах.