Как я уже ни раз писала, встреча с Эрартой всегда дарит массу впечатлений, часто не совсем приятных, а порой и вовсе крайне негативных. Но иногда случается и такое, что определиться с характером этих самых впечатлений и эмоций крайне сложно, как, например, в случае с выставкой Юнуса Сафардиара «Наваждение».
До сих пор, спустя почти месяц после посещения выставки Сафардиара, я не понимаю что же это было такое: некий эксперимент, или шутка, веселая игра, сарказм или очередная попытка придумать нечто особенное дабы впечатлить современного зрителя. Единственное, что совершенно точно, это тот факт, что название выставки выбрано крайне удачно: иначе как «наваждением» всю эту фантасмагорию странных сюжетов и образов не назовешь
Ключевой персонаж или образ — женский портрет сквозь который проходят странные фигуры и символы, сочетающие в себе сразу все: сложные старинные орнаменты, футуристические сюжеты, странных животных, средневековых рыцарей, какие-то машины, похожие на космические корабли... И вся эта вакханалия движется непрекращающимся потоком, постоянно сменяя друг-друга...
Да-да, некоторая часть «картин» на выставке — видео-инсталяции, с одинаковым монотонным сюжетом, но почему-то странно притягательные: как только начинаешь смотреть, оторваться уже невозможно — все они обладаю каким-то странным обаянием. Снова и снова вглядываешься в вереницу образов, в ясные спокойные черты женского лица и все пытаешься увидеть когда-же конец, когда-же наступит развязка, и тебе объяснят что к чему.
Но развязки нет: движение символов и образов не прекращается, и каждый раз начинается снова, медленно перетекая из одного состояния в другое. И вот воображение и разум дружно пытаются найти ответ на вопрос, что кроется за этим произведением, в чем его идея, почему оно так притягательно?
А эти странные образы и орнаменты - что это? Мысли женщины, изображенной на картине, ее воспоминания, мечты или фантазии? Почему они проходят мимо нее? Почему ее выражение не меняется? Почему художник предпочел сделать свою картину живой — движущейся?
Лишь спустя какое-то время, замечаешь, что единственно изменение, которое происходит почти незаметно — портрет самой женщины. Он меняется очень медленно, но все-таки можно заметить как постепенно девочка, девушка молодая и пожилая женщина сменяют друг друга.
А вместе со сменой возраста, едва заметно меняются и другие детали произведения: движущиеся образы становятся либо проще, либо сложнее, красивее или страшнее, а на голове женщины расцветают роскошные кристаллы рубиновых цветов, которые постепенно превращаются в языки пламени, в свою очередь гаснущие в металлическом равнодушном блеске странных узоров...
Наверное, подобным образом художник попытался запечатлеть самую сложную и неумолимую силу во вселенной, существование которой современная наука даже пытается отрицать, - время...
Для него время — это движение, может быть цикличное или движение по замкнутому кругу, но оно всегда динамично. Показать динамику и время крайне сложно ввиду физических особенностей данных процессов, единственное понятное человеческому разуму отражение этих процессов — изменчивость окружающего материального мира.
Сквозь эту призму Сафардиар и пытается показать нам столь сложное и важное явление. Для полноты впечатлений он активно прибегает к помощи современных технологий, сочетает странные образы и декоративные элементы из совершенно разных стилей, направлений и эпох.
Зачем? Наверное, именно так проще показать насколько все равноценно и едино в динамике движения, во времени, которое абсолютно равнодушно к материальному миру. Именно время — та сила, благодаря которой сложное может стать простым, а из простого наоборот возникнуть нечто невероятное, уродство трансформироваться в прекрасное...
И вот мы, как зачарованные разглядываем странную скульптуру рыцаря, конь которого с одной стороны приобретает элементы механизма, а с другой его украшают легкие, эфемерные крылья...
Или наблюдаем за плавными движениями какого-то пугающего футуристического механизма, постепенно превращающегося в изысканный цветок...
Разве может быть что-то притягательнее и приятнее для человеческого сознания, чем подобные трансформации. Ведь в них кроется столько потаенных надежд, столько мечтаний и фантазий, которые мы явно или скрыто связываем с движением времени?
Для кого-то — это изменения во внешности, в лучшую сторону, для кого-то — новые финансовые возможности, кто-то ждет красивой любви, но, без сомнения, для всех нас время — это возможность веры в нечто светлое и лучшее, ведь мы крайне редко думаем о будущем в темных красках, а если обращаемся взглядом в обратную сторону — назад, то на ум опять приходят в основном только самые радостные и светлые картинки — добрые и приятные воспоминания...
Но как отразить это самое время, его неумолимый бег, стремительность и вместе стем — постоянство и неумолимость, ту радость и обреченность, которую оно дарит человеческой душе? Выставка Сафардиара стала попыткой разрешить эту задачу — запечатлеть то, что запечатлеть невозможно.
Да, получилось это несколько своеобразно, но как же иначе, если сюжет для творчества почти неуловим, если само его существование ставится под сомнение, и если его значение столь масштабно для человеческой жизни. Как можно запечатлеть то, что дарит самую сильную и светлую радость, надежду и одновременно внушает ужас и страх неизбежности?...
Наверное, именно поэтому эта выставка оставляет после себя такие непонятные впечатления... В них есть что-то отталкивающее и притягательное одновременно: странные сюжеты и непонятные символы, которые в то же время находят какой-то отклик в душе и сознании — что-то знакомое и понятное, что удается лишь едва-едва нащупать на самом краешке сознания, но как-то вычленить и идентифицировать не получается...
В итоге только и остается гадать, что же это было такое, что за новый опыт или давно забытое воспоминание... не иначе как наваждение...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Предыдущие эпизоды: