Найти тему

Портрет эпохи. Пошляки и извращенцы в советских школах.

Нашла прекрасную статью в журнале для пионерских вожатых и педагогов, которая была написана в 1936 году.

Тогда по стране разворачивалось стахановское движение - по имени Алексей Стаханова, шахтера, который за рабочую смену выполнял нормативы чуть ли не за месяц. Конечно, как выяснилось много позже, для этого ему создавались эксклюзивные условия, с привлечением других рабочих, о чем скромно умалчивалось - но сам факт того, что возможно, при должном отношении к труду, существенно увеличить его производительность, был широко распропагандирован.

Алексей Стаханов.
Алексей Стаханов.

Движение началось в 1935 году, пошло в народ, и породило, так называемое, социалистическое соревнование, которое распространилось скорыми темпами на все сферы и очень поощрялось сверху.

Социалистическое соревнование должно было в новых условиях заменить собой капиталистическую конкуренцию. В нем участвовали как целые предприятия, так и отдельные сотрудники.

Пришло оно и в советскую школу.

И вызвало там (возможно не только там, но мы сейчас говорим именно о школе) целую волну совершенно глупых, формальных и бессмысленных телодвижений, которые, однако, фигурировали в отчетах как "привлечение детей к социалистическому соревнованию".

Вот, примеры того, как можно "извратить и опошлить" прекрасную идею и приводятся в разгромной статье. Такая практика получила в тот период , кстати сказать, массовое распространение.

-3

Итак, что за извращения проникли к советским детям?

Во - первых, детей заставляли подписывать письменные договоры об участии в том или ином соревновании, и классные руководители боролись не за то, чтобы дети прониклись идеей, и добровольно включились в соревнования, а за то, чтобы собрать с учеников 100% договоров для предъявления начальству. Причем, часто эти договоры писались всем классом как под копирку - лишь бы отчитаться... А самого соревнования по сути и не было.

Во - вторых, в таких договорах часто писалось одно и то же для всех детей, невзирая на пол и возраст - нечто уныло - обобщенное, например:

  • бороться за стопроцентную посещаемость
  • бороться за стопроцентную успеваемость...
-4

В - третьих, наоборот, договоры, иной раз содержали десятки пунктов, по которым якобы планировались соревнования, но если вчитаться что массово строчили там дети, и в чем они планировали соревноваться, можно было обнаружить много удивительного. Эти пункты включали в себя совершенно обычные действия, например:

  • носить пионерский галстук,
  • не разговаривать на уроках
  • посещать школьные занятия
  • приходить в школу чистыми...

Не хватало только обязательств ежедневно завтракать и обедать...

-5

Тем не менее, все это поощрялось учителями, и, более того, продвигалось как "стахановское движение" среди детей. А возраст этих стахановцев, которые перевыполняли обязательства носить галстук и ходить в школу, начинался с начальной школы.

То есть на каждом углу школа начинала рекламировать своих юных стахановцев - у нас везде стахановцы, у нас одни стахановцы, у нас стахановцы все, чуть ли не с пеленок - а если детально начать разбирать, что там эти стахановцы выполняли и перевыполняли - выходил один пшик.

-6

В некоторых школах создавалась на пустом месте грандиозная шумиха вокруг стахановцев и начиналась погоня за сомнительными и никому не нужными рекордами любой ценой. Причем, в жертву всем этим совершенно пустым соревнованиям приносилась реальная успеваемость детей.

-7

Например, получила распространение практика взращивать отличников - стахановцев, которым навешивали кураторство над отстающими одноклассниками. Причем, мнения и желания самого отличника никого не интересовали.

Вылилось это в то, что с одной стороны учителя совершенно отстранились от контроля за нерадивыми учащимися, перевесив свои обязанности на отличников - стахановцев.

С другой стороны - слабые ученики вообще перестали что - либо нормально усваивать на уроках - не слушали, не записывали, поскольку знали, что спросят потом за их успеваемость с их личного репетитора - вот он пусть потом и объясняет все внятно после уроков...

Соответственно, у несчастных отличников - стахановцев, обвешенных такими лентяями, в итоге не оставалось совершенно времени на чтение, кружки, отдых, и т.п. полезные занятия для себя...

-8

С наглядностью тоже была беда.

По идее, все соревнования, которые велись учениками должны были отражаться наглядно - на схемах. Однако в реальности это принимало совершенно непредсказуемые формы. Хотя, вроде бы, сама по себе задача не сложная.

Однако фантазия человеческая тоже бывает довольно вычурной.

Например, в одной школе повесили два плаката с лозунгом "Всегда готовы", поскольку там соревновались две команды. И придумали буквы на этих плакатах постепенно заштриховывать - в зависимости от показателей. В итоге началась полная неразбериха - ну попробуйте заштриховать 0, 52 или 0,94 буквы...

В рамках борьбы с пошлостью и извращениями предлагалось:

  • упразднить заключение письменных договоров,
  • вместо стандартно - обобщенных условий соревнований обозначать детальную конкретику (например не выучить математику, а выучить дроби),
  • соревноваться по трудным и важным вопросам
  • проверка должна быть простой, и учитывать прежде всего фактическую успеваемость детей
  • и, самое главное - все должно быть добровольным.

Короче говоря - не усложнять процесс и приблизить его к реальным проблемам.

Что хочу сказать - на мой взгляд хорошая, и, увы, вполне узнаваемая картинка того, как замыливаются вполне неплохие начинания. Сама сталкивалась в организациях с тем, как какую - нибудь здравую и простую идею находились охотники так заформализировать ради парадных отчетов начальству, что сама идея теряла всякий здравый смысл. Однако в СССР с этим боролись и не стеснялись называть вещи своими именами. Что, впрочем, тоже не всегда помогало...

Гениев, которые собираются написать комментарий о том, что они учились в 70-80-90 годы и ничего такого не встречали, прошу иметь ввиду, что глупые комментарии я удаляю, а их авторов блокирую. Мне не нужны читатели, которые не соображают, что 30 годы и время их прекрасной молодости, это совершенно разные эпохи.

Так же я моментально прощаюсь с теми, кто пытается обесценить мой труд и мои знания.