Режиссёр: Мадс Маттисен
Сценарий: Андерс Фритьоф Аугуст, Мадс Маттисен, Мартин Зандвлиет
На постер помещено лицо девушки, немного похожей на Кару Делевинь, крупным планом, что вводит в заблуждение о том, что будет происходить в фильме. Можно подумать, что это будет история о модельном бизнесе в чистом виде. Как много нужно работать и как это сложно, прежде чем на обложке глянцевого журнала или на большом рекламном плакате появится твоя фотография с хорошей ретушью. С такой, что и макияж не устрашняет, а подчёркивает красоту лица.
Что происходит в фильме
Эмма, девушка из маленького датского города, приезжает в Париж. Её пригласили в элитное модельное агентство на работу. В первый же день работы она понимает, что фотосессии – это совсем не радостная вечеринка, а сложный процесс, сопровождаемый нервным фотографом и бесстрастными ассистентами, что не позволяет расслабиться, а, следовательно, это плохо отражается на качестве снимков.
Бросать работу после первой неудачи она не стала, дала себе второй шанс. И вот вроде у неё начало получаться продвигаться по карьерной лестнице, тем более у неё с фотографом возникла взаимная симпатия.
Очевидные достоинства драмы “Топ-модель”
Фильм раскрывается намного интереснее, чем можно было ожидать. Вопреки моим ожиданиям, здесь не оказалось бесконечного звука фотозатворов, ряда глянцевых фото и демонстрации бурной деятельности закулисья модных показов. Это не история восхождения супермодели – от прибытия в Париж через посещение кастингов к заветному шоу брэнда Chanel на Парижской Неделе Моды.
Фильм “Топ-модель” берёт другим, он затрагивает аспекты модельной жизни, но по большей части это больше поучительная история. Его основная мысль заключается в том, как важно чётко формулировать свои цели и что нужно делать на пути к осуществлению мечты.
Вторым планом идёт пример пути неопытной девчонки, которая впервые уезжает из дома и оказывается одна в другой стране. Здесь два аспекта.
Первым подтекстом идёт идея того, что важно путешествовать, чтобы познакомиться с другими культурами и увидеть другие вещи, которые вы бы не увидели, если бы не путешествовали. Знакомство с иностранными культурами помогают лучше понимать свои собственные мысли и идеи, а потом и лучше вести свои дела.
Вторым подтекстом идут молодость, наивность и плохие навыки принятия решений Эммы. И это очень правдоподобные препятствия для неудачи, что и показано в фильме. Он и заканчивается соответственно. В какой-то момент может показаться, что режиссёр сжалился над главной героиней, но тут же словно обливает ледяной водой.
И потом, это очередной опыт изучения датского кино. В этом году я уже посмотрела мини-сериал “Каштановый человечек” (Каспер Барфоэд, Миккел Серуп), документальные фильмы “Бобби Джен” и “Песни для Алексис” (Эльвира Линд), “Вкус жизни” (Кристоффер Боэ). Мне очень нравится эстетика северной Европы – на первый взгляд всё очень сдержанно, а на самом деле кипящие страсти скрыты, и их наличие обнаруживаешь при просмотре.
Важный урок в фильме “Топ-модель”
Этот урок преподаётся в сцене, когда фотограф Шейн Уайт собрал в своей квартире друзей, знакомых и коллег. Они стали обсуждать новую обложку Vogue. На неё поместили Лару Стоун*. Одни не против её щербинки между зубами, а кто-то относится к этому скептически: “Опять эта щербинка!”
*Лара Стоун – это модель из Гелдроп-Мирло, Нидерланды. У неё необычная внешность, которую достаточно много критиковали. Но в итоге ей всё удалось пробиться на вершину, более того, её щербинка между зубами стала её визитной карточкой. Она принимала участие в конкурсе Elite Model Look в возрасте 14 лет, но её тогда не взяли. Чуть позже она подписала контракт с агентством IMG Models. В 2006 году её заметил дизайнер Рикардо Тиши. Он взял её в своё шоу от кутюр Givenchy в Париже.
В некотором роде история Лары Стоун отзывается в истории Эммы из фильма Топ-модель, который воспевает необычную внешность и призывает любить свои данные, какие они есть.
У Эммы есть собственная мечта – стать моделью, оказаться на показе Chanel. Несмотря на то, что её одноклассники считали странной, обзывали долгоножкой из-за непропорционально длинных рук и ног, она всё же хотела быть самой красивой девушкой в классе. Она хотела попасть на обложку журнала. И она отмечает, что если бы не такие журналы с нестандартными признаками красоты, она бы поверила своим обидчикам, а не себе, что достойна большего.
Потому я поставила имя в заголовке к статье в кавычки, чтобы отобразить собирательный образ. Чтобы в этом имени человек видел себя, как того, кто может прийти к своей мечте.
Интересные факты о фильме
В главной роли здесь датская модель Мария Палм (Maria Palm Lyduch). Её модельная карьера началась в Дании в 2009 году, когда модельное агентство Elite Models Look набирало новые лица.
Она отличается от классических моделей тем, что у неё нестандартные размеры тела и рост. При росте в 174 см, у неё грудь 78 см, бёдра 92 см. Из привычного – это большой размер ноги, 39й. Но то, что она выбивается из канона, не мешает ей работать с Dolce&Gabbana, Diesel, Marc Jacobs, TopShop, YSL, H&M, Etro, Zara и L'Oreal, а также с журналами Vogue, ELLE и Harper's Bazaar.
О своём опыте работы в кино она сказала, как о способе выразить свою творческую сторону и отметила, что это было интересное испытание. Съёмки в фильме The Model стали её актёрским дебютом. Кастинг она проходила в Нью-Йорке, где на тот момент у неё были очередные съёмки. По словам Марии, кино не отражает в полной мере модельной жизни с теми событиями, которые в нём показаны. Но добавляет, что, возможно, кому-то из девушек доводилось переживать подобный опыт в своей жизни.
Мария отметила, что видеть себя со стороны на экране, будучи в кино, и на постере или в рекламе – это разные вещи. Она не видит себя актрисой, потому что ощущает дискомфорт от своего киновоплощения. Трудно рассматривать себя объективно, ведь большая часть работы остаётся за кадром, а на экран попадает самая малость. Потому зрителю может показаться, что сделано не так много. Хотя, чего у кинопроцесса не отобрать, так это возможности открыть в себе креативную сторону, которая помогла лучше раскрыть собственную личность.
Прежде чем начать работать над фильмом “Топ-модель” режиссёр Мадс Маттисен отправился в Париж, где изучал специфику будней моделей. Он наблюдал за девушками, за фотографом. Мадс хотел настоящую фотомодель в главной роли. Ему не нужен был актёр, который не знал бы, как позировать или создавать образы. Потому в кадре появляются только настоящие датские манекенщицы. Помимо настоящих моделей, в фильме участвуют и настоящие букеры из Парижа (менеджеры модельных агентств, занимающиеся организационными вопросами и продвижением моделей). Был заключен контракт на сотрудничество с L'Officiel, французским журналом, который по сюжету фильма заказал фотосъёмку. Журнал предоставил своих стилистов, которые играли самих себя.