Сегодня начинается очередное погружение канала в загадочный и противоречивый мир современного искусства. По сложившейся уже традиции это снова будут четыре эпизода о самых интересных и необычных выставках в петербургском музее Эрарта. Продвигаться, как водится, будем от самого красивого и интересного к самому необычному и спорному. И начнем, пожалуй, с бразильского фотохудожника Габриэла Викболда.
Собственно, это - та самая выставка, ради которой я изначально хотела посетить музей, ведь в ней нашлось место сразу двум моим увлечениям: красоте и фотографии (об этом последнем более подробно можно узнать на моем втором канале «Веселый фотограф»). А еще, не хотелось упустить возможность лично познакомиться с творчеством известного бразильца.
Его фотовыставки уже довольно давно на слуху и часто экспонируются по всему миру — яркие, красочные, необычные фотографии, со своей особой мощной энергетикой и невероятно привлекательной эстетикой быстро стали популярными и востребованными. Но в нашей стране они экспонировались впервые.
Огромные фото, скорее похожие на полотна художника, выставлявшиеся в Эрарте, относятся к двум циклам, которым Викболд дал лаконичные названия: «Безупречность» и «Наивность».
«Безупречность» скорее интересна своей смысловой нагрузкой, нежели эстетикой. Последняя, кстати, существенно отличает именно этот цикл от других работ известного бразильца.
В частности, здесь нет присущих ему ярких красок и четкости — все работы как будто смазанные, выполненные в одних и тех же сдержанных тонах. Такой эффект — результат сложной технической работы: Викболд намеренно состарил фотографии, используя при этом хорошо известную в Бразилии технику состаривания фальшивых документов, когда их помещают в ящик, наполненный сверчками.
Зачем ему понадобился подобный ход? Конечно, в некотором смысле это — необходимость, своеобразная дань современному искусству: каждый художник хочет привнести в него что-то этакое, новаторское, чаще всего используя нестандартные средства выражения или материалы.
Но гораздо важнее для самого фотографа, наверное, было в первую очередь стремление отразить ключевую идею цикла: красота и безупречность человеческого тела в любом возрасте, даже в старости, которую в обществе принято воспринимать как некое уродство и всячески скрывать и корректировать. Особенно в этом преуспела фотография, которая благодаря многочисленным фильтрам и волшебству фотошопа, позволяет уничтожить любые дефекты и признаки старения.
Викболд же создает дефекты на фотографиях идеальных моделей — такой своеобразный фотошоп наоборот. В общем-то оригинальная и интересная задумка — игра со зрителем в поиски истины и смысла, якобы призывающая задуматься о пороках современного общества и противоречивой человеческой природе.
Вот только, как мне кажется, куда больше бы подобной идее соответствовали фотографии пожилых людей, или просто людей, чья внешность далека от общепризнанных модельных стандартов. Но такие фотографии вряд ли были бы привлекательны для публики...
Совсем другое дело — фотографии из второго цикла «Наивность»: яркие красочные, выпуклые портреты людей с закрытыми глазами, на лицах и головах которых расцветают пышные цветы и необычные растения. Именно их я хотела увидеть в первую очередь и именно их идею стремилась понять.
Что же в них такого особенного? Помимо технической сложности выполнения, какой-то странной притягательности, сама их идея кажется мне более близкой и понятной.
Сначала о технической стороне вопроса. Основная сложность — белый цвет, который фотографы вообще-то очень не любят, но Викболд решился на смелый эксперимент, выкрасив лица моделей в белый цвет, так как посчитал, что не смотря на сложность восприятия для фотообъектива, сам по себе белый цвет — очень выразительный.
Кроме того, он специально накладывал краску толстым слоем, чтобы после ее высыхания на лицах моделей появлялись трещины — тем самым создавался эффект старой кожи, больше похожей на кару дерева или иссушенную почву.
Эти средства служат для выражения первой ключевой идеи цикла — единство человека, природы и всего материального мира. Ведь по сути человек — вовсе не венец творения, а такой же винтик вселенной, как и обычный цветок или даже камень — все в этом мире состоит из частиц звездной пыли, все равноценно, взаимосвязано...
Однако лично мне больше импонирует вторая идея, о которой не говорится открыто, а лишь упоминается в самом названии цикла - «Наивность». Суть ее в том, чтобы показать именно это свойство человеческой природы, и, как мне кажется, это удалось художнику лучше всего.
Умиротворенные лица с закрытыми глазами, словно бы отказываются видеть, воспринимать реальность в ее истинном свете. Вместо этого они в своих умах, в своем сознании создают ее образ — яркий, легкий, сказочно красивый. Отражение этого образа — изящные лепестки цветов и хрупкие листья растений, окутавших головы, подобно туманным фантазиям и несбыточным мечтам...
Конечно, цветы более земной и знакомый символ нежели классический воздушный замок, который каждый представляет по-своему, но это их свойство — лишь иллюзия, которая еще больше усиливает эффект наивности. При этом цветы столь же хрупки как воздушные замки (или замки из песка): рано или поздно человек вынужден будет открыть глаза, и сможет ли его цветочный сад радостных и наивных мыслей устоять в столкновении с жестокой реальностью?
Немного грустная идея и, к сожалению, часто встречающаяся проблема: не важно какие цветы или растения — каждый из нас, пусть и не во всем, но хоть в какой-то сфере свой жизни или на каком-то ее этапе мог быть такой моделью. Однако это отнюдь не означает, что мы должны избегать подобного, наивного восприятия, наоборот — иногда это даже полезно.
Однако все-таки лучше «выращивать цветы» в своей голове с широко открытыми глазами — такие люди тоже есть среди нас, и отрадно, когда добрая магия их сказочного сада украшает будни нашей обычной реальности...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Предыдущие эпизоды: