Первыми, кто стал заниматься настоящим коллекционированием в России, стали купцы. Предметы искусства, роскоши и прочее позже стали собирать и приближенные императоров и сами монархи, однако в советское время занятие считалось незаконным и буржуазным пережитком прошлого.
Статус единственного коллекционера в Советском Союзе носил Павел Михайлович Третьяков – об остальных запрещалось говорить и писать. Третьяков же не был «запрещен», поскольку в его честь названа Третьяковская галерея. Говорить и писать о коллекционировании вновь разрешили только в 1990 году, в закат советской эпохи.
Однако и в XIX-XX столетиях в Российской империи были коллекционеры, чьи собрания предметов можно назвать легендарными, а самих личностей – удивительными.
Брокар Генрих Афанасьевич
Генрих Афанасьевич был подданным французской короны и вел успешную работу парфюмера в Российской Империи. Брокар в свое время владел самой масштабной коллекцией среди частных лиц в истории России: его собрание насчитывало свыше 5 тысяч предметов, в чье число входили веера, фарфоровая посуда, картины художников, стеклянные фигуры. Также Генрих Брокар обладал состоянием в 1 миллион рублей.
В 1891 году предприниматель выставил свою коллекцию на публику, хотя не стал строить для собрания отдельный особняк. Предметы искусства, накопленные парфюмером, были выставлены в Верхних торговых рядах – здании в Москве, которое позже стало ГУМом. Выставка коллекции Брокара стала и рекламой его парфюмерной марки, которая принесла ему еще больше денег.
После Революции производство Генриха Афанасьевича перешло в общественную собственность и стало называться «Новой зарей». Коллекция же парфюмера исчезла практически без следа. Самые выдающиеся предметы собрания были перенесены в Пушкинский музей – среди предметов, собранных Брокаром, были и самые ранние творения Рембрандта.
Остроухов Илья Семенович
Илья Семенович вышел из купеческой семьи и, кстати, сам был художником. Остроухов не был предпринимателем, а трудился у отца своей супруги, который являлся главным продавцом сахара и чая в Империи. Коллекционированием Илья Семенович занялся еще с юношества, собирая птичьи яйца, бабочек и жуков, а после – рисунки.
Со временем Остроухов овладел навыками художника и стал участвовать в строительстве музеев в России. Почти 15 лет коллекционер был руководителем Третьяковской Галереи и хотел, чтобы она превратилась в главный музей русской живописи.
Художник имел личный особняк, расположенный в Трубниковском переулке, где хранил собственную коллекцию, представленную в формате музея личного вкуса. Остроухов любил покупать предметы живописи из Франции, работы античных стеклодувов, русские иконы и графику, бронзу с Востока, китайскую резьбу по лаку.
Именно благодаря Илье Семеновичу в русском обществе ценятся иконы, которые мы привыкли видеть. До коллекционера в иконах не ценилось качество живописи.
Когда в стране случилась вторая Революция за 1917 год, Остроухов получил должность директора Музея живописи и иконописи, название которого было дано в честь самого коллекционера. После смерти Ильи Семеновича музей почти сразу был закрыт, а все его экспонаты разошлись по другим галереям страны.
Морозов Алексей Викулович
Алексей Викулович был кузеном Ивана Абрамовича Морозова. Всю свою жизнь он интересовался исключительно коллекционированием предметов искусства и даже уступил текстильную фабрику своему брату. Морозов коллекционировал широкий список предметов: гравюры, хрустальную и фарфоровую посуду, иконы, лубок, резные табакерки, серебро, вышивки, стекло и прочее.
Главной гордостью Алексея Викуловича было его собрание фарфоровой посуды, которая обособленно хранилась в большом особняке на Покровке. Фарфоровая коллекция холостого мужчины превышала 2.5 тысячи предметов!
Почти все грандиозное собрание было уничтожено в 1918 году, когда особняк Морозова был захвачен махновцами, а сохранившиеся предметы хранятся в музеях страны. Благодаря предметам из фарфоровой коллекции Морозова в Москве был создан Музей фарфора.
Бахрушин Алексей Александрович
Родился Бахрушин в семействе, которая сколотила свое состояние на продаже сукна и кожи. Коллекционером Алексей Александрович стал случайно, когда пообещал на спор собрать коллекцию искусства. В процессе сын предпринимателей увлекся и решил заняться делом всерьез, а вскоре собрал и открыл целый музей, экспонатами в котором были предметы из театральной сферы.
Окружение не понимало увлечение Алексея Александровича и подтрунивало, когда тот радовался, что заполучал сапоги и пуговицы знаменитых актеров, однако коллекционер не никого не слушал и продолжил собирать плакаты, афиши представлений, фотографии и картины.
Из реликвий театра, собранных Бахрушиным, вырос Театральный музей, который стал первым в Европе подобным местом. Для музея Алексей Александрович возвел крупный особняк, который напоминал дворец XVI столетия в Англии.
В 1913 году Театральный музей был подарен своим основателем Императорской академии наук, где Бахрушин после революции работал в качестве научного сотрудника.
Щукин Сергей Иванович
В российском обществе коллекционеров Сергей Иванович признан величайшей личностью прошлого столетия, поскольку собрал огромную коллекцию искусства.
Перед тем, как увлечься собранием коллекций, Щукин был главой компании по производству и продаже текстиля. В возрасте 40 лет он приобрел первый предмет в свое собрание. Идея Щукину понравилась, и в итоге в собственности текстильщика было около 260 картин, написанных легендарными постимпрессионистами и импрессионистами своего времени.
Сейчас эти картины оцениваются примерно в 3 миллиарда долларов в совокупности. В 90-х годах позапрошлого столетия Щукин приобретал работе Клода Моне и Пьера Ренуара, в нулевые годы ХХ столетия предприниматель увлекался искусством Матисса и Поля Гогена, а в 1910-х приобретал шедевры, написанные Пабло Пикассо и Андре Дереном.
У Щукина был собственный особняк, по которому он водил гостей и показывал впечатляющее собрание полотен. Он не покупал работы русских художников, однако с радостью пускал их в гости и показывал коллекцию.
В 1907 году купец составил завещание, по которому его огромная коллекция досталась бы Москве, однако после Революции, в 1918 году, Щукин покинул РСФСР и прекратил заниматься коллекционированием. Он не хотел, чтобы собрание картин досталось большевикам, поэтому в 1926 году переписал завещание.
После смерти Щукина в 1936 картины из его собрания стали объединять с другими работами в музеях Советского Союза, а в 1948 году все картины Сергея Ивановича были разделены между галереями Москвы и Ленинграда.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ За что англичан не любят их соседи-европейцы?
✅ 8 самых опасных стран мира: когда преступность зашкаливает за все пределы
✅ Почему российские айтишники спасаются от мобилизации именно в Узбекистане?