Найти тему
Госправовед

Положение нашего времени

Некоторые юристы почему-то диким страхом боятся и отчаянно сопротивляются введению в России конституционного режима «военного положения», несмотря на то, что наша страна вот уже более полугода официально воюет на Украине. Точно также, как опасались режима «чрезвычайного положения» во время недавней «пандемии короновируса», и ещё раньше, в период внутреннего вооруженного конфликта в Чечне.

Что бы понять, насколько эти опасения правомерны нужно разобраться в понятиях действующего законодательства.

Специальная военная операция, целями которой является демилитаризация и денацификация Украины, была объявлена Президентом Российской Федерации 24 февраля 2022 г. [1] Но ещё до этого момента возникло состояние войны, которое, исходя из международного права, появляется независимо от внутригосударственного законодательства, когда имеется «всякий» вооруженный конфликт, включая «конфликты, в которых народы ведут борьбу… в осуществление своего права на самоопределение».[2] Российский закон «Об обороне» также как и международное право связывает состояние войны не только с его объявлением, сколько с «моментом фактического начала военных действий», по закону «наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения». [3]

В течение минувшего полугодия мы имеем «состояние войны» без объявления «военного положения». Объявленная «частичная мобилизация» [4] согласно законодательству возможна без объявления «военного положения» [5], но она не бывает без «состояния войны», вне «военного времени». [6]

Мобилизация – это не просто частичный призыв определенных категорий граждан на военною службу – это ещё и «комплекс мероприятий по переводу экономики» страны, всех органов государственной власти и организаций на работу «в условиях военного времени», переводу всех войск, воинских и «специальных формирований на организацию и состав военного времени». [7] Мобилизация проводится в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» и является «составной частью организации обороны страны» и реализации «Плана перевода Российской Федерации на условия военного времени». [8]

В России де-юре наступило «военное время». Это означает, что необходимо решать вопрос о введении «военного положения». Все юридические опасения перед этой категорией теряют смысл, поскольку их полностью перечеркивает имеющееся «военное время».

Если кто-то опасается за свой бизнес, личные и коммерческие интересы, которые пошатнётся в результате «военного положения», то это уже поздние сожаления. Наличие войны итак ставит всё под вопрос: и бизнес, мирное привычное течение дел, круизы, празднества, путешествия, и даже саму жизнь. Всё это теперь под вопросом быть или не быть – время такое. К тому же закон связывает мобилизационные функции государства не столько с военным положением, сколько с военным временем. Текущее время – вот основание для пересмотра государственного управления любым бизнесом, независимо от форм собственности, в частности, не только нефтегазовым, металлургическим, но и аптечным, медицинским и всеми остальными. [9] Граждане обязаны «предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности» [10] Основания для этого уже имеются – военное время.

Таким образом, давно пора воспользоваться потенциалам нашего Конституционного закона «О военном положении». [11] Введения военного положения не надо пугаться. Наоборот – эта необходимая и вынужденная мера поможет побыстрее справиться с войной. Это даст государству полномасштабные возможности принятия срочных и необходимых мер в складывающейся политической, военной и международной обстановке.

Режим военного положения – это не обязательно дубинушка, которая ухнет по всей России разом и одинаково. Нет, наоборот, исходя из закона Президент вправе встроить своими указами любую «гибкую конфигурацию» правоотношений, которая приблизит победу в нашей справедливой войне. В отдельных местностях это позволит обеспечить жесткое «осадное положение», в других – оставить законы мирного времени. В режиме военного положения управленческие решения можно принимать гораздо более оперативно, чем при обычном течении бумажных дел, контрактов, тендеров, согласований, которые в обычных условиях могут тянуться годами. Война не дает шанса на раскачку: тут либо мы побеждаем, либо они. Для победы уже сейчас вполне назрели такие меры военного положения, как:

- усиление охраны общественного порядка и безопасности, защита объектов жизнедеятельности населения, транспорта, коммуникаций и связи, энергетики, опасных сооружений, повреждение которых грозит жизни и здоровью людей, может нанести непоправимый вред природе;

- эвакуация в безопасные районы населения и объектов хозяйственного, социального и культурного назначения;

- ограничение передвижения людей в районах боевых действий и прилегающих к ним местностях. Конституционный закон дает все основания ограничивать свободу передвижения по военным соображениям, равно как и временно отключить свободы собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий;

- ужесточение оборота оружия, взрывчатки ядов и наркотиков;

- усиление контроля транспорта, связи, средств массовой информации;

- введение военной цензуры в зоне боевых действий;

- интернирование (изоляция) отдельных лиц и групп населения, активно перешедших на сторону воюющего против России врага;

- запрет выезда граждан за пределы страны с целью уклонения от выполнения своих гражданских обязанностей и воинского долга;

- усиление режима секретности в войсках и госорганах.

Всё это, и многое другое важное, что позволяет сделать режим военного положения, причем всё это безболезненно для сохранения конституционного строя России, в строго дозированных и рационально спланированных объемах в соответствии с государственными нуждами военного времени.

Многие штатские юристы панически опасаются, что военное положение ограничит столь уютные права граждан, милые свободы оппозиции и сладостные интересы частных собственников. Но они не задумываются, что всё это может перечеркнуть война, принести гораздо большие страданий и жертв, если государство вовремя не станет единым стальным организмом, жестким и жестоким к нацистскому врагу.

Вот уже восемь лет мы живем в состоянии войны, унесшей десятки тысяч жизней, но всё как-то стесняемся ответить на это всей мощью российского государства. Возможно, хотим сохранить доверие к нашим поставкам энергоносителей для «западных партнеров», а может, спасти африканских голодающих «украинским зерном», которое, как выяснилось, до них так и не дошло, осев в лабазах натовских коммерсантов. Настоящее время войны уже давно перечеркнуло эти надежны и иллюзии о добрых западных партнерах. Объединенный проамериканский натовский бомонд давно открыто ведет войну против России с целью уничтожения всего российского народа. Они открыто и официально об этом заявляют, и действуют: наращивают накачку украинского фронта своей живой силой и боевой техникой, командуют боевыми действиями против России. Прямо и непосредственно угрожают существованию России.

Так чего же мы ещё ждём, на что надеемся, пора решать конституционный вопрос военного положения.
____________________________________

1. Обращение Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 г.

2. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М.: МККК, 2011. – 302 с. (ст. 1-2 Конв.; п.4 ст. 1 Доп. прот.)

3. Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»// Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ). 1996. №23. Ст. 2750.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»// СЗ. 2002. № 5, ст. 375. (Ст. 1. ч.6.)

6. Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (постатейный). М. 2010.

7. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ. 1997, N 9, ст.1014. (Ст. 1 ч. 2.)

8. Федеральный закон «Об обороне». Ст. 4 п. 7.

9. Федеральный закон «Об обороне». Ст. 17.1.

10. Федеральный закон «Об обороне». Ст. 9 п.4.

11. Федеральный конституционный закон «О военном положении». Ст. 7.