Найти тему
Будни историка

Когда твой ребёнок немножко не такой

 Это некая исповедь. У моего сына есть определённые проблемы, а именно зпр, СДВГ, плохая речь, и в этом году он пошёл в коррекционный сад. Я до сих пор не могу это принять. У меня отрицание, гнев, торг, депрессия, но не принятие.

Кто впервые на моём канале, приятно познакомиться! Меня зовут Татьяна, я историк и интроверт) Здесь делюсь своими мыслями и размышлениями, а также рассказываю, как совмещать работу и личную жизнь, когда помощи бабушек-нянюшек нет, зато есть проблемный ребёнок)

Всё началось давно, но казалось, что мы со всем справимся. С 2 месяцев сын лечится в центре реабилитации, там постоянные массажи и физио. Для того чтобы получить назначение на процедуры, в центре реабилитации необходимо пройти 7 врачей: невролога, офтальмолога, ортопеда, педиатра, психиатра (с 2 лет), физиотерапевта и ещё одного педиатра. Врачи в центре в основном замечательные, с психиатром я только в состоянии холодной войны, потому что её раздражают гиперактивные дети, и она упорно пишет в карточке какую-то чушь про отсутствие мышления и памяти. Бог с ней, с этой дурочкой. 

У педиатра в центре реабилитации я получала рекомендации, чем кормить сына до года и как его развивать соответственно возрасту. Невролог отправляла нас к сосудистому хирургу с гемангиомой и направлением с пометкой cito (срочно). Невролог и педиатр забодали меня из-за Мишиной анемии и гемоглобина 102, отправили на консультацию к гематологу. В детской поликлинике по месту жительства я такого внимания к сыну не получала.

До года сын не мог сесть. Совсем. В коляске и детском стульчике сын полу-лежал. Самое странное, что встал сын с опорой в 9 месяцев и потом быстро бегал, держась за коляску, но сел только после года. Пошел в год и три месяца, но жутко приволакивал ногу. Нас даже люди на улице останавливали, спрашивали, всё ли хорошо. Не для того, чтобы позлорадствовать, а чтобы помочь. Потом сын стал ходить ровно, мне казалось, проблемы нас оставили.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Но в два Мишиных года стало ясно, что надо к логопеду, но мы тогда не нашли хорошего специалиста. Ходили в развивайку, там пальчиковая гимнастика была, занятия на моторику. В три года отправились к логопеду-дефектологу. С 3 до 6 лет сын сменил 7 логопедов. От трёх я отказалась сама, потому что это не занятия были, а балаган. Одна вообще учила русскому языку, как иностранному: давала задания выучить 10 глаголов или 10 слов с разной слоговой структурой и между собой не связанных (роза, лента, ворона). Понятно, что сын не говорил, но есть же другие методики, а не такая топорная. 

Четыре логопеда отказались от сына сами. Из этой четвёрки двое слились после первого занятия. «У вас слишком гиперактивный сын, а я не массовик-затейник», - самое частое обвинение, которое я слышала.

В четыре Мишиных года мы начали занятия с психологом-дефектологом. Чудесная девушка, но в этом году она уволилась, а мы никак не найдём достойной замены. После увольнения поведение снова начало хромать.

Пожалуй, одна из главных проблем - это отсутствие мотивации. Сын не понимает, зачем учиться. Что это ему даст в ближайшей и долгосрочной перспективе. Неусидчивость, невозможность сконцентрироваться, невнимательность только вбивают гвозди в крышку гроба. 

У меня в 6 лет была просто бешеная мотивация, и я не понимаю, что не так у сына. 

А ещё на всех первичных консультациях у логопеда, невролога, психиатра, на комиссии ПМПК сын прикидывается ветошью. Он не идёт на контакт, хотя чересчур общительный. Он не может назвать своё имя, возраст, не отвечает на вопросы или отвечает неправильно. Например, путается в названии цветов, хотя прекрасно всё знает. Ему показывают картинку - мешок с шишками - и спрашивают, что это. Сын молчит. Для меня загадка, зачем так делать и прикидываться придурком. Ну ты ж умный парень, к чему этот цирк? Может, от стресса отключаются мозги? 

После недавней такой выходки я просто разревелась на улице. Это было у логопеда в центре реабилитации, где сын упорно косил под тупого.

- Ты понимаешь или нет, что ты на себе ставишь крест? Тебе в карточке сейчас напишут, что ты умственно отсталый! Тебе в школу идти через год. Ты не пройдёшь собеседование, и тебя отправят в коррекционную школу! Ты дворником будешь работать, а не в полиции, как ты хочешь! - кричала я на сына, давясь слезами.

Он хлопал глазами и пожимал плечами. мол, а что такого?

Неврологи (и «бесплатный» в центре реабилитации, и частный), детские психологи, психолог-дефектолог, логопед, БАК - всё это было. А результат не особый. 

Мама недавно заявила, что сына я упустила. Ну простите, я если только из шкуры не выпрыгнула. Но по мнению моей мамы, я всё делаю недостаточно. Мама считает, что я виновата: поздно пошли к логопеду, зря отказалась от БАКа, зря не переехала в город, где живут мои родители, потому что там врачи ого-го какие! И просто невыносимо больно это слушать. Может, меня надо поддержать, а не добивать? 

Единственное, что я не сделала - не сходила к психиатру. Точнее сходила, но поздно. Надо было раньше. Но для меня психиатр ассоциировался с шизофренией и тяжёлыми расстройствами, поэтому я не спешила записываться на приём. 

Мы пришли к психиатру в августе, когда сыну уже было 6 лет. Она назначила лекарство, и о чудо, сын стал спать. Я реально до 6 Мишиных лет думала, что сын - сова. Он ложился спать около полуночи и мог продрыхнуть, если не будить, до обеда. Каждое укладывание спать было мучением. Я долго-долго читала книги, пела три колыбельные по три раза подряд, а потом начиналось: «я хочу пить»,«помоги надеть пижаму»,«где мой зайка?», «укрой одеялом, холодно», «убери одеяло, я в нём запутался». Да блин! Все эти укладывания длились 1,5-2 часа. Рано сын лечь не мог, он просто не засыпал. Когда мы приезжали к моим родителям в гости, маму это жутко раздражало, потому что она-то жаворонок и упорно лепила из своего мужа и дочерей таких же жаворонков. А тут внук сова, тревога, тревога!

С препаратом от психиатра сын стал ложиться спать в 21.30-22.00. Он начал понимать, что устал. Сам может проситься лечь спать. Чётко теперь понимает, сколько книг можно читать перед сном, в смысле, на сколько хватит сил. «Почитай одну сказку / две сказки / всю книгу / вообще не читай, только колыбельные пой, у меня глаза закрываются». 

И я подумала: меня так бесили эти укладывания спать раньше. Мне было плохо, я не люблю поздно ложиться спать, потому что утром буду разбитой. Но как было плохо моему сыну? Как же его «колбасило», если он даже спать не мог лечь? 

Психиатр сказала, что тут не чистое СДВГ, потому что сын может себя увлечь минут на 20. Но с новым лекарством сын теперь может себя увлечь часа на два. Я как раз полы мыла после установки окна, и сына не было видно и слышно. Сидел, сам с собой болтал, сам играл, пледик себе под попу тоже сам постелил. А раньше когда я мыла полы, сын уже минут через 10 начинал капризничать и вопить. Я давала сыну свой телефон, чтобы меня никто не отвлекал от уборки. А тут и телефон давать не надо. Чудеса.

К психиатру стоило обратиться раньше. Это не такой страшный специалист. Да и в нашем случае всего лишь ЗПР и СДВГ, не самые страшные диагнозы, но которые требуют медикаментозного лечения. Я уповала на занятия. Нет, занятия тоже нужны и важны. Но и лекарства необходимы.

Мама была, конечно, в шоке, когда узнала, что психиатр назначила лекарство. «Вам что, так надо его пить?». Ну это мама, которая на полном серьёзе уверяла мою сестру, которая хотела сама обратиться к психиатру с жалобой на невроз, что её заберут в психушку, детей отнимет опека, потому что туда, безусловно, поступят все сведения от врача. Мама - такая умная женщина, но это не мешает ей шарахаться от психиатра. Да и от психолога, если честно. Это мама ещё не знает, что я сама пью антидепрессанты и была у психиатра в июле. Все мы психические)

Комиссию ПМПК мы проходили в прошлом году. Мне нужен был логопедический сад, потому что словарный запас сына тогда равнялся 10 словам. Мой гиперактивный ребёнок на ПМПК был не нужен, мне сказали (и это прямая цитата): «Вам надо попить таблеточки, чтобы стать удобным членом общества». В заключении рекомендовали сад для детей с ЗПР, про речь не сказано ни слова. Никаких логопедических групп не упоминалось, ЗРР - тоже. Интересные, конечно, люди работают в ПМПК.

Но я поговорила тогда с сестрой, почитала форумы, поняла, что с тяжёлой психиатрией в коррекционные сады не берут, и решила попробовать. Я написала заявление в отдел образования, приложила заключение комиссии. Прошло больше года, сад нам так и не дали. Я написала жалобу в Министерство образования, и очередь волшебным образом подвинулась. Нам дали место, сыну уже 6. Из плюсов: занятия с психологом-дефектологом ежедневно, логопед - два раза в неделю; в школу можно легально идти с 8 лет. Из минусов: в группе есть аутисты, потому что специальный сад для аутистов расформировали, и дети пошли в коррекционные сады. Я ничего не имею против аутистов, но я представляю, как они могут себя вести, у родственницы такой ребёнок.

Сын ходил в обычный сад раньше, но там сложная программа. То, что дети изучают в этом саду в 5 лет, у сестры сын изучал в 3 классе. Ну и постоянные болезни, неврозы - смысла я от сада не вижу. Летом сын туда не ходил, резко перестал болеть и сгрызать ногти до мяса.

Я все равно собиралась из обычного сада забирать. Посмотрим, как будут обстоять дела в коррекционном саду.

Пока мне самой это сложно принять. Мой умный сын, с хорошо развитым образным мышлением, излишне самостоятельный (он может дома один спокойно 1,5-2 часа сидеть, если мне надо уехать по работе или по личным делам: бассейн, поликлиника), заботливый, нежный и коррекционный сад?!

Я знаю, у меня не самая страшная ситуация. Есть дети с гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, дауны… Но мне пока не легче … Принятия нет, хотя антидепрессанты помогают держаться.

Сейчас очень помогает жить по принципу «делай, что должен, и пусть, что будет». И я делаю, что должна. Без саморефлексии и самоанализа...