Майя Санду исправно выполнила «летную программу» - обязательства перед «партнерами» это святое: поприсутствовать на похоронах английской королевы, затем вместе с генсеком НАТО полететь в Нью-Йорк, а оттуда с трибуны рассказывать о том, что Молдова «нейтральное государство», и потребовать «вывода российских войск».
Становится все более очевидным: PAS не нуждается в добрых отношениях с Газпромом, подготавливая людей к тому, что за газ надо будет платить по «рыночным, европейским» ценам. Отсюда и вся эта риторика накануне первого октября - даты, когда Газпром, по недавним словам самой Санду, может прекратить поставку газа в Молдову. Как вы понимаете, «лучшее», что могла сделать молдавский президент перед этой датой, еще раз высказаться по поводу "российских войск".
Главная проблема Молдовы в подобных выступлениях в ООН и других площадках на протяжении последних тридцати лет заключается в том, что чаще всего ее руководство представляет не Молдову и ее интересы, а лишь взгляды того политического класса, как внутреннего, так и внешнего, который продвинул их во власть. Санду не первая, кто требует вывода российских войск из Приднестровья, но и она не в состоянии привести какие-либо действенные аргументы в пользу своей позиции, а мир в приднестровском регионе - это самый красноречивый показатель эффективности миссии.
Есть такая поговорка «от добра добра не ищут», но власти Молдовы явно не придерживаются ее, когда все требуют и требуют «вывода российских войск» (на самом деле, миротворческих). Есть международные договоренности, столь же весомые, как и те другие, которые Молдова свято чтит и везде подчеркивает свою приверженность им - договоренности о нахождении там миротворческого контингента.
Начиная с 2009-го года, призывы к выводу «российских войск» звучат по несколько раз за год - Филат, Лянкэ, Стрелец, Филип, Санду в качестве премьера и теперь в качестве президента - все они, словно одним ключом заведенные, поднимали эту тему. При этом никто из них никогда не брался за то, чтобы проанализировать возможные сценарии, как будет развиваться ситуация в случае «ухода российских войск», как будут складываться обстоятельства, какие факторы могут приобрести повышенную важность.
А самое главное - будет ли обеспечена безопасность жителей региона? Какие тому гарантии? Ведь уже есть в мире места, где находятся всякие миротворцы от ООН, но там далеко не всегда мир, и очень часто эти «миротворческие силы» почему-то явно выступали за одну из конфликтующих сторон. Всё это факторы риска, и свои утверждения на эту тему нужно подкреплять исследованиями, прогнозированием, своего рода «бизнес-планом», который пишется перед началом любой затеи.
А кроме требований о выводе - что? Ничего. Ни гарантий, ни плана, ничего. Есть же у нас «специалист по урегулированию» Влад Кульминский, так почему бы ему не написать такой план, спрогнозировать, как может развиваться ситуация через год, через два, через пять лет после вывода миротворческого контингента? Предоставить такой план, с гарантиями, которые будут подтверждать регулярно произносимые Санду слова о том, что она «исключительно за мирное урегулирование», или это также пустые звуки, не подкрепленные ничем?
Вот что должно сопровождать требования, или нет, даже не требования, потому что Молдова не в состоянии что-либо требовать у России. Скажем так, предложения о выводе «российского миротворческого контингента», надо подкреплять какой-нибудь фактурой, конструктивом, гарантиями. Но никакой фактуры или результатов исследования, планирования, не было ни у Филата, ни у Филипа, ни у Санду, естественно.
У всех этих требований о «выводе миротворческого контингента» есть еще и другой, очень любопытный аспект. Дело в том, что Молдова сама участвует в подобной «миротворческой миссии», которая с 1999-го года развернута в Сербии НАТОвскими силами, вошедшими в сербский край Косово. Фактически, силы НАТО тогда сделали именно то, в чем молдавские националисты постоянно обвиняют Россию - забомбили страну и оттяпали у нее часть территории. Потом под предлогом «миротворчества» ввели свои воинские подразделения, сперва на «какое-то время», но между тем они там и базу себе отстроили, самую крупную военную американскую базу в Европе, и прошло уже 23 года, вообще-то...
И вот, во времена Филата Молдова начала участвовать в этой «миссии» и посылать туда своих военных. Мы не будем в этой статье делать акцент на том, что молдавские военные попадают в самые грязные участки Косово, там, где шли бомбардировки боеприпасами с урановыми наконечниками, которые провоцируют онкологию. Эта страшная проблема - тема для совсем другой статьи.
Однако обратите внимание на зеркальность проблемы - официально не признавая Косово и, соответственно, декларируя его «сепаратистским», Молдова, фактически, помогает косовским сепаратистам обустраиваться в отторженном ими крае, так как молдавские солдаты (и солдаты еще многих других стран, из той же Украины там тоже хватает) своим нахождением препятствуют восстановлению конституционного порядка со стороны Белграда. Точно так же, как миротворцы и «российские войска» препятствуют Кишиневу реализовать силовой вариант установления своей власти в Приднестровье, что уже РМ пробовала сделать в 1992-м, но неудачно.
То есть, официально поддерживая Сербию и ее территориальную целостность, фактически Молдова мешает ей быть объединенным и территориально целостным государством. Какие тогда могут быть претензии к России? Тут ведь получается, как в известной пословице про соринку и бревно.