Найти в Дзене

Коротко о жанрах и родах литературы, которые точно встретятся на ЕГЭ!

Роды литературы — совокупность жанров, объединенных по определенным признакам. Жанры как бы “содержатся” в родах. Знание этой классификации поможет решать задания 1 и 2. Роды литературы: лирика, эпос, драма, лиро-эпос. Эпос в переводе с греческого — это «повествование» или «рассказ». Это повествование о событиях свершившихся в прошлом и вспоминаемых повествователем. Эпические произведения не ограничены рамками, они могут охватывать множество событий и персонажей. Огромную роль играет беспристрастный повествователь, который смотрит на мир объективно.
Для сравнения:
в лирике жизнь героя тяжелая, потому что  в данный момент ему грустно и плохо, как в «И скучно, и грустно...».
В эпосе жизнь героя тяжелая, потому что его возлюбленную взяли в плен, как в «Капитанской дочке».
Встречается приём, когда повествователь передает историю рассказчика, становится посредником, между читателем и героем произведения, он как бы пересказывает читателю историю, которую узнал от действующего героя. Как пон
Оглавление

Роды литературы — совокупность жанров, объединенных по определенным признакам. Жанры как бы “содержатся” в родах. Знание этой классификации поможет решать задания 1 и 2.

Роды литературы: лирика, эпос, драма, лиро-эпос.

-2

Эпос в переводе с греческого — это «повествование» или «рассказ». Это повествование о событиях свершившихся в прошлом и вспоминаемых повествователем. Эпические произведения не ограничены рамками, они могут охватывать множество событий и персонажей. Огромную роль играет беспристрастный повествователь, который смотрит на мир объективно.

Для сравнения:
в лирике жизнь героя тяжелая, потому что  в данный момент ему грустно и плохо, как в «И скучно, и грустно...».
В эпосе жизнь героя тяжелая, потому что его возлюбленную взяли в плен, как в «Капитанской дочке».
Встречается приём, когда повествователь передает историю рассказчика, становится посредником, между читателем и героем произведения, он как бы пересказывает читателю историю, которую узнал от действующего героя.

Как понять, что это эпос?

Объективно изображается реальность, человеческая жизнь и судьба. Могут быть как положительные, так и отрицательные факты биографии героя.

События происходят в определенный период времени и в определенном месте — всегда обозначается место и время действия (война 1812 года, Санкт-Петербруг);

Текст имеет описательный характер (иногда повествовательный) — это позволяет нам сразу отличить эпос от других родов. Произведение выглядит обычным классическим текстом с абзацным делением.

Жанры эпоса

Притча. Это нравственное поучение в иносказательной форме. Всегда «закладывается» какая-то идея. Притча не изображает, а сообщает. Характеры не обрисованы, показаны лишь явления и события, причем развивающиеся. Повествование очень экспрессивное, ярко выражается моральная позиция автора.

Пример: из кодификатора ничего нет, но — Евангельские притчи, Л. Н. Толстой «Три старца».

Рассказ. Маленькое произведение с узким кругом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одна ситуация.

Пример: рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Новелла. Разновидность рассказа, отличается остротой сюжета и неожиданностью концовки.

Пример: О’Генри «Дары волхвов».

Очерк. Тоже разновидность рассказа. В отличии от новеллы —  более детальное описание конкретных событий действительности. Обычно темой выступают какие-либо социально значимые события. В основе лежит принцип «документальности» — все написано будто с натуры.

Пример: Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга» (В кодификаторе этого тоже нет)

Повесть. Жанр на стыке рассказа и романа по размеру. Количество сюжетных линий и количество событий — больше, чем в рассказе, но меньше, чем в романе. В целом, это произведение, где повествование хроникально, события даны в их реальной последовательности (все идет по плану).

Пример: А. И. Куприн «Олеся», Н. В. Гоголь «Шинель».

Роман. Многопроблемное произведение, изображающее персонажа в развитии, отображает жизнь в ее полном многообразии. Отличительной чертой является и разнообразие внешних и внутренних конфликтов.

Пример: И. А. Гончаров «Обломов», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

-3

Название этого рода произошло от слова «лира» — старинный музыкальный струнный инструмент, под который исполняли стихи еще в Древней Греции/в Древнем Риме. В лирических произведениях изображается герой в определенный период своей жизни, при этом читатель видит его внутренние переживания, эмоции и чувства. Как правило отсутствует событийный сюжет, есть только описание какого-либо события, предмета или природы.

Особенности

Внутренний мир — самый важный.

Внешняя жизнь подается субъективно, через восприятие самого героя — если у него плохое настроение, то все вокруг представлено нам именно так, как он чувствует.

Имеет особую языковую организацию — рифма, ритм, стихотворный размер.

Жанры лирики

Ода. Ведущий жанр классицизма. Это стихотворение, воспевающее государство, героев, очень торжественное и высокое* по речевой характеристике. Содержит только героические и опять же высокие темы.

Пример: Г. Р. Державин «Бог».

Элегия. Грустное, печальное, проникнутое тоской стихотворение, выражающее тленность бытия. Оно основывается на философских размышлениях героя. В основном эти размышления о жизни и о месте человека в ней. Ярко выражен мотив личных переживаний — несчастная любовь, одиночество, предательство, разочарование.

Пример: М. Ю. Лермонтов «Элегия».

Сонет. Лирическое стихотворение, которое отличается количеством строк — в сонете их всегда 14. Что это вообще такое — никто не знает. Почему это выделили в отдельный жанр — тоже. Особая строфа: 2 четверостишия и 2 трехстишия — 4+4+3+3=14.

Пример: А. С. Пушкин «Мадонна», У.  Шекспир «Мы урожая ждем от лучших лоз...», Андрей Евтушенко «Сонет „Классический“».

Песня. Самый древний вид лирической поэзии. Отличительная черта — форма: стихотворение состоит из нескольких куплетов и повторяющегося припева (часто накладывается на музыку).

Пример: А. С. Пушкин «Вакхическая песня».

Послание. По сути, это стихотворное письмо, обращенное к человеку или группе людей. Содержание — любое: от дружеских писем до любовных.

Пример: А. С. Пушкин «К Чаадаеву», М. Ю. Лермонтов «Послание».

Эпиграмма. Сатирическое, обязательно краткое и очень остроумное стихотворение, направленное на то, чтобы высмеять что-либо или кого-либо. Как правило, конечно, кого-либо (это древний мем).

Пример: И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина».

-4

По сути это изображение человека в каком-либо действии, в конфликтной ситуации, но как таковой сюжет здесь отсутствует (повествовательно- описательный элемент). Большинство драм основано на внешнем действии, но иногда и на внутреннем — когда герой очень много думает, но ничего не делает. Основной текст — диалоги и монологи, которые создают эффект «прямого эфира».

Особенности

Герои изображаются в действиях, столкновениях, конфликтах (внешних и внутренних).

Структура речи определяется монологами, диалогами, авторскими ремарками.

Произведение предназначено для сцены.

Жанры драмы

Комедия. От греческого komos — веселая процессия и ode — песня. Это вид драмы, в котором персонажи, события и действия вызывают смех, являются совершенно абсурдными и комическими. Основная задача — высмеять отрицательные черты людей (или общества), и, конечно, развлечь зрителей и читателей.
Комедии тоже бывают разные:

Комедия положений — комичность достигается за счет нелепых ситуаций, в которые попадают герои;
Комедия характеров — автор высмеивает определенные черты характера персонажей;

Комедия-буффонада — главный принцип даже не сам факт наличия чего-то смешного, а карикатурная манера подачи, острая сатира и гротеск.

Еще комедия может быть лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), высокой (А. С. Грибоедов «Горе от ума»),сатирической (Н. В. Гоголь «Ревизор»).

Трагедия. От греческого tragodia — козлиная песня (вот это прикол, да?). В основу сюжета автор закладывает неразрешимый конфликт, из-за которого главный герой невыносимо страдает. В конце, не выдержав натиска печали и горя, он умирает. Конфликт не разрешен.

Пример: У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Драма. От греческого drama — действие. Это жанр, который объединяет в себе и комедию, и трагедию. Если сравнивать с трагедией, то в основе драмы лежит важный, нужный и острый, но разрешимый конфликт, поэтому судьба главного героя не решена изначально, а развязка может быть любой. А если сравнивать с комедией, то тут не высмеиваются люди, персонажи просто изображаются на фоне общества (что, кстати, может делать их смешными).

Пример: А. Н. Островский «Гроза».

-5

Название логично — эта группа жанров сочетает в себе черты эпоса и лирики.
От лирики — описание чувств, эмоций и переживаний персонажей, яркое изображение внутреннего мира героев.

От эпоса — развернутый и логичный сюжет, элемент повествовательности и описательности.

Жанры лиро-эпоса

Баллада. Сюжетное стихотворение. Грубо говоря, рассказ в стихах, на легендарную, историческую, героическую тему с напряженными действиями, необычным концом и интригой в целом. Детализация отсутствует.

Пример: В. А. Жуковский «Светлана».

Поэма. Стихотворное произведение, в котором развернутый сюжет сочетается с развитием образа лирического героя. Характерна многоплановость, наличие действующих лиц, детальное изображение событий и персонажей, продолжительное время действий, лирические отступления.

Пример: Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Роман в стихах. Имеет жанровые признаки характерные для романа и систему лирических отступлений, позволяющих читателю увидеть и понять внутренний мир героя.

Пример: А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Получить бесплатный урок по любому предмету

#егэ #егэполитературе #литература