Российская деревня всегда славилась рукастыми, надежными мужиками. На них во многом и держится наше село, обделенное деньгами и инфраструктурой. Проблемы предпочитают решать сами, личным примером увлекая земляков. Староста из Марий Эл Анатолий Таныгин именно из таких.
Дело случилось в куженерской деревне Лопсола. В лесочке меж деревнями Пондашсола и Верхушут находится сельское кладбище. Здесь хоронят своих родных жители нескольких деревень. Однако погост требовал внимания: «пьяные» столбы так и недостроенной изгороди стояли вкривь и вкось, вокруг грязь и ямы. Такое неуважительное отношение к усопшим…
Староста терпеть такое не стал. И вот кладбище преобразилось: щебеночный подъезд, забор из евроштакетника, туалет, постройка из красного кирпича. Авторитет Таныгина таков, что он смог поднять на благое дело земляков. И хотя в Лопсоле осталось в живых чуть больше двух десятков дворов, за благоустройство взялись всем миром.
В канун Егорьева дня здесь всегда ежегодно проводили субботники – убирали засохшие деревья, наводили чистоту, вывозили мусор. Но… проблемы накопились. И к наведению порядка на погосте приступили всерьез. Денег, понятно, в бюджетах на местах нет, и деревенские решились скинуться сами.
Анатолий Степанович староста опытный, уже 7 лет на этой общественной работе. Сумел зажечь земляков, собрали 130 тысяч рублей, с ними и за дело можно было браться. Мужики все сделали сами. Убрали «пьяные» столбы. Закупили профиль, евроштакетник, вооружились сварочными аппаратами – и вот она, добротная изгородь. Победили ямы, привезли грунт, сам староста равнял его своим трактором, редким ныне ДТ-75.
Теперь это место не узнать. Туалет поставили. Сами сложили еще мусоросборник из кирпича, который по замыслу мужиков будет мусоросжигательной печью – и не надо тратиться на вывоз мусора. Завезли щебенку, пешеходные дорожки устраивать… И все потому, что народ здесь дружный. Хоронят лопсолинцы своих без всяких ритуальных компаний. Сообща копают могилу, «и навеки провожают всем двором».
А уж когда находится неформальный лидер, дело идет на лад. Так и живет российская деревня, своим умом и силами.