Найти тему
ПЕРЕВАЛ

ДУША, НЕ ЗНАЮЩАЯ МЕРЫ

«Душа, не знающая меры» - так называлась программа первой встречи из серии «Цветаевские вечера на Перевале», приуроченной к 130-летию величайшего поэта серебряного века. Разумеется, наш клуб не смог бы пройти мимо этой знаменательной даты.

-2

Стихи Марины Цветаевой не спутаешь ни с какими другими. Они поражают сразу же, с первых строчек - своим особым распевом, неповторимыми ритмами, своей необычайной интимностью и ощущением тонкого предчувствия духовной тревоги. Они поражают поэтикой, наполненной таинственными образами, цепляющими чувственное воображение.

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою - как никто другой.»
-3

Творческое наследие Цветаевой велико: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических сочинений, кроме того, она написала свыше 1000 писем.

То, что сделала в литературе Марина Цветаева, разумом не постичь. Это необъятная Вселенная… Она настолько сложна и безмерна, в её творчестве такие вершины и бездны, что обычному человеку – не добраться. Можно лишь попытаться приблизиться… Как приблизиться? Эту задачу мы и решали на первой «Цветаевской встрече на Перевале».

«Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет, –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.»

О Марине Цветаевой не надо ничего придумывать, она сама о себе всё рассказала - в стихах и прозе, в письмах и дневниках. Нужно только вчитаться, вчувствоваться...

Перелистывая страницы биографии Поэта, мы говорили о характере Марины, без которого невозможно понять всего остального, о противоречивости и парадоксальности её личности, о тайных струнах её поэзии, непревзойдённой по степени откровенности, об адресатах её бессмертных строк... Программа вечера была построена на истории создания цветаевских шедевров.

-4

Большой поэт – он и пишет о большом. О любви. О мире. О душе. О жизни и смерти... Конечно, в одну встречу невозможно было бы вместить всю многогранность Поэта. Главной темой нашего первого вечера стала Любовь.

КАЖДЫЙ СТИХ – ДИТЯ ЛЮБВИ

Любовь – это было для Марины самое главное в жизни. Она всё время обращена лицом к любви: ищет её, жаждет, находит, теряет и снова судорожно ищет... В творческом наследии Цветаевой нам оставлено множество сокровенных свидетельств: чуть не каждая вспышка чувств, каждый сердечный перебой зафиксированы, высвечены и укрупнены сильнейшим прожектором – в стихах и прозе.

Шести лет девочка посмотрела спектакль «Евгений Онегин» и влюбилась. В обоих - и Онегина, и Татьяну. «Влюбилась в любовь». Слово «любовь» и для взрослой Цветаевой осталось всеобъемлющим. Жар поэтического вдохновения, творческий костёр, вспыхивающий от встречи с человеком, который неисповедимыми путями становится «горючим» для этого огня. Стихия любви, эмоции, реальность – все слагалось в костёр поэзии! Без неё Марина не могла существовать. Её шквальной натуре всегда тесно было в рамках семейного счастья и вообще в каких-либо рамках. Огонь, бушевавший в груди, требовал всё новой пищи.

Лучше всех понимала её дочь, Ариадна. Ещё ребёнком она сказала Марине Ивановне: «Вас надо сжечь, чтобы вас согреть, да и то вы из гордости будете говорить, что вам холодно». И муж Сергей Эфрон относился к выходкам Марины с пониманием: «Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни».

В любви – она сама. В любой любви. Для неё «роман» – всегда состояние души. Душе нужно было новое «горючее», повод к самой себе, потребность осуществиться вновь: «…дело в том, всё дело в том, чтобы мы любили, чтоб у нас билось сердце – хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные сердечные дребезги!»

Да, она была поэтом, жрицей стихий, она ими повелевала, но... и они в свою очередь вертели ею, как хотели, ибо она им позволяла. Она хотела любить, как никто другой, и это желание, стремление зачастую перекрывало её неумение. Она была готова жертвовать собой — ради любви, но жертвовала и другими.

«Каждый стих — дитя любви,
Нищий незаконнорожденный.
Первенец — у колеи
На поклон ветрам — положенный.
Сердцу ад и алтарь,
Сердцу — рай и позор.
Кто отец? — Может — царь.
Может — царь, может — вор.»

Я ЖАЖДУ СРАЗУ ВСЕХ ДОРОГ

Уже в первых стихах Марины Цветаевой была неизвестная доселе в русской женской поэзии жёсткость, резкость, задиристость… Это была воительница, амазонка. ПОЭТ, а не поэтесса.

Ей было свойственно повышено-энергичное ощущение себя, стремление всё прочувствовать и пережить, некое ВСЕ-ХОТЕНИЕ, о чём она когда-то сказала: «Я жажду сразу всех дорог». Это и было двигателем поэзии Цветаевой.

Бешеная энергетика Цветаевой скорее отталкивала людей, чем привлекала. Её дар был обжигающим, как высоковольтный провод. И ещё: Цветаева с самых ранних лет была по натуре абсолютно, до крайности, беспощадно и вызывающе – искренна. И этим тоже отпугивала.

«Безумье — и благоразумье,
Позор — и честь,
Всё, что наводит на раздумье,
Всё слишком есть —
Во мне. — Все каторжные страсти
Свились в одну! —
Так в волосах моих — все масти
Ведут войну!
»

Когда Цветаева написала это стихотворение, ей было 22 года. С какой силой уже тогда ощущала она себя, не укладывающуюся ни в какие рамки! То была её радость и беда, сила и уязвимость, жизнь и погибель одновременно.

В молодые годы она была уверена, что чуть ли не обречена на жаркую любовь каждого, с кем встретится. И всегда считала себя «несправедливо недолюбленной». И не раз задавала самой себе горький вопрос: почему ее «любили так мало, так вяло»?

Вот она о себе в 1925 году: «От меня шла такая сила жизни! И сейчас идёт. Да никто не берёт…»

«Когда люди, сталкиваясь со мной на час, ужасаются теми размерами чувств, которые во мне возбуждают, они делают тройную ошибку: не они не во мне не размеры. Просто безмерность, встающая на пути…» - и она страдала от невозможности разделить себя, свою безмерность, с другим человеком.

ПОЭТ-ЖЕНЩИНА-ЛЮБОВЬ

Почему Марина так и не смогла стать по-женски счастливой? Почему самый великий из её «романов» мог состояться только в письмах и не выдержал испытания реальностью? Почему самую сильную страсть в своей жизни она испытала к человеку, который не понимал и не ценил поэзию, для которого она была просто одной из многих женщин? Наконец, каким непостижимым образам соединялись в ней страстные порывы, мимолётные влюблённости и увлечения с неизменным и глубоким чувством к мужу?

Чтобы приблизиться к пониманию, надо видеть разницу между Цветаевой-женщиной, живым человеком и лирической героиней Цветаевой-поэта. Сама она говорила: «Книга и жизнь, стихотворение и то, что его вызвало, - какие несоизмеримые величины!».

Есть жизнь и есть творчество. Есть человек, и есть поэт. Есть факт и есть Событие, истолкованное поэтом. Есть объект и есть его художественный образ. Короче, есть «Правда» и есть «Поэзия». Это не одно и то же. Главная ошибка неискушённого читателя: смешивать поэта и его лирического героя, думать, что поэт в стихотворении выплёскивает подробности своей личной жизни.

Лирическая героиня Цветаевой – Поэт-Женщина-Любовь в их противоположных началах. Её поэтической интуиции приоткрывается двоякость природы в человеке: две женские сути, символизирующиеся в Психее (душа) и Еве (тело). То есть: человеческие высоты и низости, чистота и греховность, свет и тьма, высшее и земное, бытие и быт.

Главный конфликт её любовной поэзии - между «землёй» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным. Земная любовь жестока и несовершенна, она пригибает душу к земле - об этом Цветаева писала постоянно – в стихах, в поэмах, в прозе, в письмах.

Она придумала себе идеальную формулу: «Поэт-Женщина-Любовь», и в жизни не могла это разделить. В этом был её внутренний конфликт и её женская беда. Беда в том, что, выступая за предельную искренность в поэзии, Цветаева свою лирическую героиню делает тождественной личности самого поэта. И сама зачастую воображает себя героиней своих стихов, начинает жить в придуманном мире.

Всю жизнь Марина страдала сильной близорукостью, но, повзрослев, отказалась от очков. Нечёткая картина окружающего мира её не тревожила, она говорила, что воображение ей заменяет хорошее зрение. У Цветаевой было запредельное воображение, оно правило ею с детства и до кончины. Чем отвратительнее становился быт, тем радужнее расцветала её фантазия. Учитывая, что герои её «романов» зачастую сами были поэтами и тоже много чего придумывали – можно себе представить, какой фантастический мир они вместе создавали. Сила воображения уносила Марину в заоблачные выси. А жизнь низвергала…

Когда Цветаева увлеклась театром, вымысел и реальность в её стихах переплелись особенно тесно. Там возникают такие темы, которые нормальному человеку зачастую и в голову не придут. Но истина в том, что из всей этой бурлящей пены, из этого безумного колдовского клокотания рождались гениальные стихи, навсегда вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Вот моё любимое:

«Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили...»

Мечты, выраженные в стихах.

Стихи писались несмотря ни на что и благодаря всему, будучи не роскошью и даже не насущностью, а – неизбежностью.

«Время, я не поспеваю,
Мера, я не умещаюсь.»

Лирическая героиня Цветаевой прошла разочаровывающий опыт своих незадачливых мужских дружб: с «отроками». «спутниками», «комедьянтами»... Никто, за редчайшим исключением, не выдерживал её высоты, её силы, её чувств – и неизбежно наступала разлука. Многим адресатам цветаевской любовной лирики и невдомёк было, что перед ними – великий поэт, а стихи и письма-исповеди – не что иное как художественные творения.

Сюжет такого рода писем Цветаевой всегда один и тот же: исход - предначертан, финал – неминуем. Герои их, собеседники поэта, будут разные, с иными она так и не увидится. В этих письмах – вся цветаевская безмерность.

В ВЕЧНОСТИ ЖЕНА – НЕ НА БУМАГЕ

В Цветаевой-женщине не было того, что привлекает мужчин: мягкости, покорности, лукавства, кокетства, шарма. Не говоря уж о домовитости. Цветаева-женщина избегала хитростей вроде макияжа. Цветаева-женщина называла мужчин кочерыжками и стручками. Но… их не бросала – всегда оставляли её. Беда Марины была в её безоглядности, в слепой откровенности, в том, чего мужчины как раз и не терпят, - в желании «выяснять отношения», торопить события.

Цветаева - натура активная, волевая, темпераментная - была в своих «романах» стороной одаривающей. Но ее любовь пугала мужчин чрезмерностью. Они понимали, что Цветаева совсем не такая женщина, как другие, что её любовь может и погубить… И отстранялись.

Жалела ли Цветаева о своих многочисленных «романах», нет ли – нам неведомо. В конце жизни она с горечью констатировала: «Всю жизнь напролёт пролюбила не тех...». По большому счёту, истинный роман у неё был с собственной душой, но этот роман - неземной. А остальное – так, эпизоды, которые простительны любой женщине…

Цветаева мерила по высшему спросу, творила человека по образу и подобию своей Мечты, потом неизбежно оказывалось, что он меньше, мельче, ниже, ничтожнее – и тогда она «перестрадав, развенчивала». Как только на «избраннике» переставал «лежать её отблеск» - он становился ей неинтересен.

Единственный образ, который ни в жизни, ни в поэзии Цветаевой не только не был разрушен, но совершенно не потускнел, - это муж, Сергей Эфрон.

«Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала — имя.
Но ты!....»

Всё, на чём писались имена её «героев», было зыбким и преходящим. Но такова была судьба цветаевской героини, заключённая в ней самой и каждый раз диктовавшая ей одно и то же: отречение, расставание. Лишь одно имя, внутри обручального кольца, осталось незыблемым. Бывают узы, тысячекратно сильнее самых сильных страстей.

Трудно даже представить себе, сколько же надо было ему понять и простить... Сергей был тем единственным человеком, встретившимся на пути Марины, который и чтил в ней Поэта, и любил её саму. Он был единственным, кого не устрашила её безмерность.

В годы гражданской войны связь между супругами прервалась практически полностью. Если бы не это – как знать! – может, судьба двух людей сложилась бы иначе…

Она сохраняла верность мужу в главном - всегда следовать за ним: «Да - в вечности жена - не на бумаге». Именно этот принцип и погубил её, когда она решилась вернуться из Парижа в Россию, где её последовательно лишат дочери, мужа и кислорода.

***

Марина Цветаева была талантливейшим поэтом и несчастной женщиной. Но не потому ли и стала она великим поэтом, что жизнь свою «проживала чувствами»? И проживала события не только личные, но общественные потрясения, крушение эпох. Проживала саму историю, мучительно пропуская её через себя и отражая через призму собственной личности.

У поэтов свои измерения – безмерные.

«Время, я не поспеваю,
Мера, я не умещаюсь.»

***

Около трёх часов продолжался наш первый «Цветаевский вечер на Перевале». Такое «испытание» высоковольтной поэзией может выдержать далеко не каждый. Только истинные ценители. Только те, кто понимает, те, кто участвует – душой и словом – в прикосновении к судьбе и творчеству Поэта.

-5
-6
-7
-8

У каждого из нас – своя Цветаева. Одно и то же стихотворение, исполненное разными людьми, может звучать совершенно по-другому. На нашем вечере многие читали её стихи, и у каждого звучали собственные интонации. Также был исполнен целый ряд романсов. Стихи Марины Цветаевой божественно гармоничны, и неудивительно, что они прекрасно ложатся на музыку.

-9

Авторский романс Татьяны Гамалеевой на стихотворение Марины Цветаевой "Я помню ночь" из цикла "Комедьянт".

Само время подсказывает нам темы встреч на Перевале. Поэты серебряного века – «дети страшных лет России» – сейчас особенно привлекают внимание, ибо нынешняя ситуация подозрительно близка к их исторической эпохе, когда противоречия внутри страны наложились на ужасы Первой мировой войны.

Следующий Цветаевский вечер на Перевале будет посвящён теме трагичности бытия Поэта в мире.

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

сентябрь 2022