Киев. Поздний сентябрь 1941 года. Первая осень, когда чужая немецкая гортанная речь и отрывистые, как лай овчарок команды повисли над берегами Днепра. Страшное слово оккупация.
Полуторагодовая девочка Света со своей мамой Валентиной в один из осенних дней вышли на прогулку. На одной из улиц шла странная процессия из гражданских под конвоем немецких солдат. Валентина увидела в толпе серых от страха лиц свою хорошую знакомую, помахала ей и даже окрикнула. Но так и не поняла, почему вместо радости в глазах у женщины мелькнул ужас.
Света и ее мама присоединились к этой колонне.
- Куда нас ведут? - спросила Валентина, ее пугала обреченная молчаливость людей вокруг них.
- Бабий Яр - тихо ответила знакомая и покачала головой.
Она хотела предупредить Валентину об опасности еще там, на улице, когда та по недомыслию окликнула ее. Но теперь все кончено...
Приближались окраины Киева. Снова сердитые окрики конвойных. Что-то приближалось, холодное, неумолимое. Маленькая Света инстинктивно прижалась к маме. Ей стало страшно и захотелось плакать.
- Ты, стоять! - властный голос принадлежал немецкому офицеру, который указал пальцем в тонких черных кожаных перчатках на Валентину с дочкой на руках. - Выходи из толпы! Быстро!
Валентина испуганно вышла из толпы, мельком глянула на знакомую, но та яростно кивнула ей, мол, выходи, дура, выходи же!
- Не похожи на евреев и цыган. - холодно отрезал офицер - Остальным вперед!
В тот сентябрьский день провидение спасло будущего сценариста фильма "Торпедоносцы" Светлану Игоревну Кармалиту, которая на всю оставшуюся жизнь запомнила, что такое ощущение смерти.
Есть фильмы, а есть ФИЛЬМЫ. И дело не в размерах бюджета, количестве премий, звездном составе и прочей "шелухе", а в том, ЧТО заложено в основу сценария. КАК и о ЧЕМ думал режиссер-постановщик. ЖИВУТ ли жизнью своих героев актеры.
Всем добра! Меня зовут Александр Ким и вы на моем канале Перезагрузка в 40. Да, мне 42 (уже или еще, не суть) в активе: 2 детей, понимающая жена, кот персикового окраса, целых 33 буквы русского алфавита и, надеюсь, светлая голова.
Фильм, который "писала" судьба
Вы верите в судьбу? Я, да. Иначе трудно объяснить, что этот не самый легкий для восприятия фильм будто бы создавало что-то сверху, расставляя действующих лиц задолго до начала съемок.
Пока маленькая Света Кармалита (соавтор сценария) боролась за свою жизнь в оккупированном Киеве, на другом конце великой страны служил писателем-литератором при отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота в звании капитана административной службы и на Беломорской военной флотилии в качестве военкора ТАСС и Совинформбюро Юрий Павлович Герман.
Архангельск, Мурманск, Кандалакша и Полярный, свинцовые северные воды, таящие смерть от торпед "питомцев Деница" или бомб "птенцов Геринга", все это военкор Герман знал по себе и писал. Складывал заметки в абзацы и старался закончить повесть «Здравствуйте, Мария Николаевна», которая и легла в основу сценария "Торпедоносцев".
А к чему я про судьбу? Дело в том, что вместе с папой хлебнул непростого фронтового детства и второй автор сценария - Алексей Герман. И все, запечатленное потом в фильме, он видел своим незашоренным взрослыми восприятием.
Я уже не удивляюсь, что в 1975 году Светлана Кармалита и Алексей Герман поженились и стали гениальным творческим дуэтом, давшим жизнь "Торпедоносцам".
Совпадение? Не думаю!
Но и это еще не все. Именно на момент начала съемок в 1983 году на "Ленфильме" тесно переплелись творческие судьбы Алексея Германа и будущего режиссера фильма "Торпедоносцы" Семена Арановича.
Как вы думаете, а был ли Аранович случайным человеком в канве событий? Нет! так уж сложилось,что до начала своей карьеры режиссером он был штурманом военной авиации...Верно! В Заполярье!
В Войне ему не удалось поучаствовать, на момент ее начала ему было семь лет.
Однако уже в зрелом возрасте он сполна послужил Родине. В течение пяти лет после окончания Высшего военно-морского минно-торпедного училища Аранович летал штурманом в суровых широтах. Он знал и любил эту природу, эту касту избранных, летчиков, работающих в непростых условиях Севера. А затем авария во время вылета, увольнение из рядов ВВС, поступление на факультет документалистики ВГИКа и "Ленфильм".
Признаюсь, я давно мечтал снять картину о морской авиации, потому что для меня она - часть собственной биографии. Правда, воевать мне не довелось, но в течение пяти лет после окончания Высшего военно-морского минно-торпедного училища я летал штурманом в Заполярье, узнал людей, работавших там, познакомился с традициями, бережно сохраняемыми морскими летчиками. Морская авиация - берусь это утверждать! - вобрала в свои традиции все лучшее и от авиации и от флота. Поэтому не только я как постановщик, а и вся дружная творческая группа картины были увлечены темой, которую нам предстояло, по сути, впервые воплотить в кинематографе.
Советский экран,1983 год
К 1983 году все творцы ленты собрались в одной точке, и началось рождение легенды.
Все еще не верите в судьбу?
Непростые съемки
К тому году Алексей Герман был недоуволен из Ленфильма. Это когда официально ты еще числишься, но денег нет вообще и работать тебе на дают. Знаменитый "Мой друг Иван Лапшин" с году лежит на полке под глухим запретом. Что еще остается безработному режиссеру? Писать сценарии, что он и сделал для "Торпедоносцев". Но так как мастер был под негласным запретом, то и вышло все, как вышло. Вот почему инициалов второго автора сценария в титах кинокартины мы никогда не увидим, там только Светлана Кармалита.
С одной стороны, имеем Германа, у которого есть уникальны материал о героических летчиках Северного флота времен Великой Отечественной войны, но снимать ему не дают, а с другой начинающего режиссера с дипломом документалиста Семена Арановича, искавшего материал, чтобы выразить чувство УВАЖЕНИЯ к тем, кто отстоял русское Заполярье от гитлеровцев.
Они не могли не начать работу!
Хотел ли Герман сам снять такой фильм? Думаю, да. Тем более, что основа принадлежала его отцу. Каким был бы этот фильм? Не знаю. Оба режиссера, несмотря на схожесть к подходу съемок все же отличались. Это был бы другой фильм. И другая история.
Но характерные для кинолент Алексея Германа приемы есть и в "Торпедоносцах" Арановича. Так, влияние маэстро видно по подбору актеров:
- Юрий Кузнецов — гвардии подполковник Фоменко, командир авиаполка;
- Александр Филиппенко — генерал-майор авиации;
- Алексей Жарков — гвардии сержант Фёдор Черепец;
- Андрей Болтнев — гвардии инженер-капитан Гаврилов.
Этот звездный состав проявил себя годом раньше, на съемках германовской картины "Мой друг Иван Лапшин".
А пока им суждено "прогреметь" на весь СССР сначала в "Торпедоносцах" а уже потом в не менее значимой для советского кинематографа ленте Германа, которую внезапно снимут с полок годом позже.
Так все тесно закрутилось...
Некоторые эксперты кино считали Германа и Арановича соперниками по "Ленфильму". Возможно, так и было. Однако конкретно в случае этой кинокартины оба мастера сделали огромное ОБЩЕЕ дело.
Немного фактов по локациям съемок:
Аэродромные сцены фильма снимали в Сафоново-1 на аэродроме «Североморск-2».
Эпизоды в Доме офицеров были сняты в Доме офицеров флота (ДОФ) и матросском клубе гарнизона ВВС Балтийского флота (Выборг).
Концерт снимали в ДОФ Североморска.
Некоторые эпизоды (в том числе на причале) были сняты в Сафоново.
Закалка документалиста
Аранович недаром стартовал с факультета документалистики. В этом проявилась его военная закалка, основательность к делу. Помимо чисто монтажерского приема - соединения кадров кинохроники с "живым" материалом (распространенная практика в те годы), режиссер скрупулезно подошел к деталям одежды, быта и даже культурному фону.
Вы знали, что во время эпизода возвращения Саши Белоброва (Нахапетов) на заднем фоне звучит реальный радиоспектакль военных лет?
Очень важно было воссоздать время и атмосферу, в которой жили и работали торпедоносцы. Большое значение отводилось музыкальному строю фильма, в него включены мелодии, популярные в сороковые годы. Они ненавязчивы, но присутствуют в киноленте постоянно. Использованы в фильме и фрагменты радиозаписи спектакля "Таня" с участием Марии Ивановны Бабановой.
С.Аранович "Советский экран", 1983 год
Общее настроение на съемках было самоотверженным
Исполнителям ролей нравился сценарий, все трудились с максимальной самоотдачей . Мы вместе мерзли по 12 - 14 часов во время съемок, вместе импровизировали, уточняли детали и подробности. Представляется символичным, что многие артисты, не занятые в тот или иной день, приезжали на площадку, чтобы сопереживать, видеть, как работают их товарищи.
С.Аранович "Советский экран", 1983 год
И даже комедийная, по сути, роль поварихи Маруси (дебют в кино 30-летней Татьяны Кравченко) потребовал титанических усилий. Женщине пришлось сильно похудеть, ведь она по сценарию болеет туберкулезом. И это было мучением.
Матчасть
Не менее скрупулезно отнесся Аранович и к матчасти. Наверное, дал о себе знать опыт военного летчика и технаря.
Так, "главный герой" киноленты, самолет Ил-4 - это "сборная солянка" из останков нескольких уцелевших машин. Носилась съемочная группа по всему Кольскому полуострову в поисках деталей. Но ведь нашли!
Оцените объем работ:
- Центроплан - обнаружен в районе Краснощелья;
- Правая консоль крыла - с места крушения Ил-4 под Луостари;
- Левая консоль, стойки шасси и хвостовая часть - найдены поисковиками в районе Гремихи;
- Оборудование кабины и её передняя часть- найдены под Мурманском.
Подшаманили, подлатали, впаяли движки АШ-62ИР от Ли-2. Да, самолет не летал, но резво бегал по взлетке. Кстати, за штурвалом в это время работал полковник ВВС ВМФ СССР Владлен Бондаренко (сооснователь Музея ВВС Северного флота).
А вот еще один участник, но уже с ТОЙ стороны. Вы его помните по эпизоду с секретным ночным прицелом. Это самолет Messerschmitt Bf 109 F-4/Trop (W.Nr. 10132).
Интересный момент, на это истребителе воевал немецкий ас обер-лейтенант Хорст Карганико (60 побед, был сбит 12 августа 1942 года и совершил вынужденную посадку северо-западнее Урдозера).
Знаменитая атака
Режиссер оставался верным себе, поэтому все торпедные атаки снимал в реальности. Одна из немногих военных сцен, где гибнет экипаж гвардии подполковника Фоменко (командира авиаполка) длится семь(!) минут, но полностью погружает далекого от военных реалий зрителя в быт и рутину этой опасной "работы".
Заметьте, что ни разу в фильме ы не услышите слов: бой, подвиг, война. Никаких пафосных сцен в стиле озеровского "Освобождения" (без обид). Работ, как она есть. Тяжелая, монотонная, смертельная.
Прототипом подвига экипажа киношного Фоменко стал таран немецкого транспорта Андреем Андреевичем Баштырковым 14 января 1943 года. В тот день вместе с командиров погибли: штурман сержант В. Н. Гаврилов, стрелок-радист старшина М. В. Кузьмин и стрелок краснофлотец Н. А. Шпунтов.
Помните?
Бросать нет смысла! Нет смысла бросать... Прости, друг! Прости...
И удар!
Торпедные атаки снимались в натуре. Причем делали это "под хронику", чтобы создавалось ощущение документальности происходившего. При монтаже в фильм вошли и подлинные кадры, снятые в годы войны. Первую атаку оператор В. Ильин показал намеренно очень длительной (она идет на экране почти семь минут), чтобы зрители четче "ощутили" наших героев, поняли, что есть "быт войны". Очень важно было воссоздать время и атмосферу, в которой жили и работали торпедоносцы.
С.Аранович "Советский экран", 1983 год
Казалось бы, по сценарию Черепец спускается на парашюте. По логике проще и безопаснее снимать эту сцену в павильоне. Но... Манекен в форме летчика два раза скидывали на реальном парашюте с приличной высоты, а дальнейшие кадры в воздухе - это заслуга спортсмена-парашютиста прапорщика П. Шемякина. Такие вот заморочки ради нескольких минут.
Персонажи
Фильм тем и уникален, что не делит жизнь на две части: Войну и Мир. Здесь война и есть часть жизни. Корявая, кровавая, неотъемлемая. В этом трагизм и драматизм всех событий. Простых и банальных по сути, если бы не фон.
Подготовка к праздничному ужину утром и истерика жен погибшего экипажа Плотников вечером. Сальный намек "семафор открыт" бывшего товарища Белоброва и наивные ухаживания Черепца за Марусей. Но при этом, она, костлявая никуда не делась.
Война в лицах горожан на блошином рынке, изможденном лице лилипутов из цирка. Стылом вое немецких бомберов над военным аэродромом. Она, проклятая, проникла всюду, везде и кажется, что навсегда.
Тем правдивее звучат и живут на экране герои киноленты.
Красавец-герой Родиона Нахапетова Саша Белобров
Будем карать гадов! Всех на дно! Атака! Атака! Атака!!! Девятьсот, восемьсот, шестьсот...
Балагур-весельчак Станислава Садальского гвардии старший лейтенант Дмитриенко
- Здравствуйте, сестричка.
- Здравствуйте, товарищ полковник.
- Я старший лейтенант.
- А мы - санитарки.
- Может, ты санитарка, а она мне - сестричка.
Простой, но искренний герой Алексея Жаркова — гвардии сержант Фёдор Черепец
Дорогая мама. Пишет вам ваш сын орденоносец Федор Черепец. Сообщаю вам о наметившемся изменении в моей жизни. Зовут ее Мария, работает она по питанию, детей мы планируем иметь трех.
Харизматичный Александр Филиппенко — генерал-майор авиации
Да, дела... Надо бы к семьям сходить. Странная история получается. Все у нас теперь есть: театр, парикмахерская... Казалось, живи и радуйся. А счастья все нет.
Гвардии инженер-капитан Гаврилов Андрея Болтнева
А мальчик хороший. ''У меня, - говорит, - ежик был ушастый''. В смысле, у них, там...
Восприятие
Этот фильм о войне, о буднях фронта и тыла, юморе, дружбе, предательстве и...любви.
«В этой военной картине много любви. Настоящей, как всегда бывает на войне, когда люди торопятся любить сегодня, зная, что завтра может не наступить никогда»
Станислав Садальский.
Аранович специально пригласил на предпоказ фильма ветеранов-летчиков. Вот, что рассказал об этом эпизоде Александр Филипенко:
И только закончился просмотр фильма, они сказали, что вот так на войне и было. Рядом и любовь, и смерть, и разговоры, на кухне борщ, каша, сообщение о гибели…
"Аранович сблизил в этой картине документалистику с игровым кино... Прием совмещения хроники и игрового материал - без стыков и зазоров - доведен тут до совершенства. ... невероятной силы обобщения и образы огромной философской мощи вновь возникают у него на стыке жанров. ... Когда фильм вышел на экран, стало ясно, что даже будь эта лента единственной в его профессиональной биографии, она все равно вписала бы его имя в историю кино"
кинокритик Ирина Павлова
Смешное и грустное, высоке и низкое. Мы словно на пару часов погружаемся в реальный быт военных летчиков тех лет. Здесь нет условного еления на тфл и фронт, все органично переплетается между собой, как оно и есть в жизни.
Зрители поверили команде. А это дорогого стоит.
Фильм Семена Арановича «Торпедоносцы» в 1983 г. стал лидером советского проката, его посмотрело более 11 миллионов человек.
Самые сильные кадры
Это галерея фотографий в конце. Молчаливая. Лицом к лицу. Что вам есть сказать им? А нам? Как вы там, потомки? Все ли в мире в порядке? Нет ли войны?
Стыдно или нет глядеть им в глаза сейчас?
В конце картины медленным наплывом мы даем фотографии торпедоносцев полка. Вглядитесь в лица героев. Мы хотим, чтобы они остались в сердцах зрителей. После одного из просмотров на "Ленфильме" попросил слова Герой Советского Союза Вячеслав Павлович Балашов, в годы войны летчик-торпедоносец. Оказалось, и он горел в самолете, и он падал в Баренцево море, как наши герои…
- Смотрел я сейчас на экран, будто вновь пережил ту атаку, - сказал Балашов, и голос его дрогнул.
Это было для всех нас самым высоким признанием.
С.Аранович "Советский экран", 1983 год
Бонусы для тех, кто осилил текст
Ниже полный текст шуточной песни 1940-х годов «Шофёрша», которую в фильме исполняет знаменитое на тот момент трио "Меридиан". Кстати, участница ансамбля Надежда Лукашевич сыграла в фильме одну из ролей (возлюбленную Белоброва), а два других участника (Владимир Ситанов и Николай Сметанин) снялись в эпизоде, где морские лётчики поют песню под гитару
Шоферша (песня из фильма)
Мы уже расселись по машинам,
На прощанье, Женя, помаши нам,
И пройдёмся мы с тобой по саду,
Чтоб развеялась в груди досада.
А в саду там соловьи да вишни.
Мы припомним о любви давнишней,
Как бродили мы с тобой до вечера,
Говорили о любви доверчиво.
Ты к груди моей припала, Женя,
Вот такое, Ваня, положенье,
Будем видеться мы реже, Ваня,
Нам предвидится переживанье.
Я иду,толкая гражданина,
А в глазах моих - гараж, да Нина.
Под забором я, голуба, лазаю,
Чтоб увидеть вас, голубоглазую.
Я влюблён в шофёршу нежно, робко,
Ей в подарок от меня коробка,
А в коробке, например, манто вам,
И стихи поэта Лермантова.
Мы уже расселись по машинам,
На прощанье, Женя, помаши нам,
Уроню аккорд я с пианино,
Сядь со мной на "форд" и спи, о, Нина.
Друзья, периодически проверяйте подписки. На всякий случай мой ВК и телега.
В связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки и активность (рука-лицо). Если мой канал Вам интересен я ВЫНУЖДЕН просить вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам. Спасибо за понимание! Будем жить!
Другие публикации канала Перезагрузка в 40:
Я шагаю по Москве - лебединая песня оттепели
Z преткновения
Неожиданное продолжение моей статьи
Немного о национальной идее и неожиданном ванговании
Гениальный, правдивый и непримиримый
Будем жить! Завет Леонида Быкова
Об этом просил солдат 80 лет назад
Остров, последнее российское КИНО
Когда попросят каяться за победу, вспомните ответ старого снайпера
До свидания, мальчики, так сейчас не снимают